Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников

Разделы: Классное руководство


Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Сегодня главным условием воспитания и социализации младших школьников является взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования.

В дополнительном образовании ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни вещи, получает возможность проявления нераскрытых талантов.

Современным детям не требуется объяснять, что растет престиж дополнительного образования, что в жизни пригодятся не только основные знания, получаемые на предметах, изучаемых в школе. Дети хотят получить как можно больше полезной и нужной информации за время обучения в школе.

Поэтому в последнее время дополнительное образование в начальной школе выделяется как одно из приоритетных направлений и видов деятельности учебного заведения. При этом дополнительное образование ориентируется не только на “среднего” ученика, но и на нестандартных детей.

Значительно возрастает роль дополнительного образования в начальной школе. Дополнительное образование позволяет формировать у ребенка ощущение ценности собственной и чужой личности, самосознание, позволяет ребенку избавиться от привычки действовать только по подсказке. При этом он может удовлетворять свои творческие потребности и интересы, развивать индивидуальные способности. И это все при учете возможности выбора темпа и объема образования, которые ему позволяют умственные и физические данные.

Качество формирования личности младшего школьника зависит от учителя начальных классов, который является классным руководителем.
Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные возможности для их развития.

В нашей школе с углублённым изучением области знания “Искусство”, главным целевым ориентиром взаимодействия начального и дополнительного образования являются требования к уровню образованности выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование культуры личности, жизненной и нравственной позиции; информационно-методологической культуры; культуры здоровья учащихся, на развитие и проявление их индивидуальных способностей. Решение поставленной задачи реализуется в Образовательной системе "Школа 2000...2100", одним из принципов которой является принцип креативности.

Взаимодействие основного и дополнительного образования в моей работе – это стремление создавать условия для успешного обучения, приобретения опыта творческой деятельности, а в конечном итоге обеспечение эмоционально-ценностного ориентирования, самовыражения каждого ученика в мире с помощью приобретенных знаний.

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование творческих способностей школьников. Введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Основой для интеграции начального и дополнительного образования в моей работе является:

предметно-кружковая деятельность:

  • уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира;
  • курс детской риторики;
  • кружок "Юный художник";
  • Кружок "Ритмика";
  • Кружок "Шумовой оркестр;

культурно-досуговая деятельность:

  • классные и внеклассные мероприятия (школьные праздники);
  • экскурсии(театр кукол им.Образцова, театр теней, театральные выставки, музеи);
  • посещение театров (абонемент “Любите ли Вы театр?” в музее А.Н. Островского стал любимым местом встреч с миром искусства).

дополнительное образование:

  • кукольный театр;
  • театральная студия.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребенка уроки литературного чтения. На уроках мы помогаем стать читателем путем чтения произведения и его элементарного анализа, вводим учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы, знакомим учащихся с особенностями искусства художественного слова. Разнообразные формы работы на уроках литературного чтения предоставляют широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, чтение по ролям, наизусть, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок. Викторины, головоломки, шарады, ребусы, анаграммы, занимательные игры, инсценировки сказок и рассказов развивают творческую активность на уроках литературного чтения.

У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную информацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Риторика как интегрирующий предмет – создает базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений, творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.

Курс школьной риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся.

Культурно-досуговая деятельность складывается из классных и внеклассных мероприятий(школьные праздники),экскурсий(театр кукол им.Образцова, музыкальный театр им. Н. Сац, ТЮЗ, театр марионеток, театр теней, театральные выставки, музеи), посещений театров (абонемент “Любите ли Вы театр?” в музее А.Н. Островского стал любимым местом встреч с миром искусства).

Праздник для школьника – это игра. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток. Положительные эмоции нужны каждому. Неслучайно педагоги, врачи и физиологи отождествляют хорошее настроение, радость и веселье с физическим здоровьем человека.

В игре ребенок совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развивается воображение, фантазия, способности ученика, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Эффективнее всего происходит развитие познавательной деятельности.

Для детей праздник – это целое событие. Душа ребенка одинаково восприимчива к добру и злу, но именно положительный эмоциональный заряд позволяет чистым, неискушенным детским сердцам открыться прекрасному. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.

Зачастую в игре, в процессе праздника ребенок может научиться искусству общения, избавиться от робости, излишней стеснительности или, наоборот, эгоизма, которые делают общение мучительным, а порой просто невозможным. Одновременно с этим школьник учится принимать решение, проявлять инициативу, идти навстречу желаниям других, понимать, что он не один на свете, что в общем деле нужна слаженность, важно уважение к другим, такт, умение сходиться с людьми.

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир, художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала.

Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования.

Театр – один из самых эмоциональных видов искусства, а особенно детский театр. Кроме того, это синтетический вид искусства, где переплетаются живопись и музыка, драма и поэзия, пластика и вокал. Обращение к кукольному театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями младших школьников. Когда ребенок начинает учиться, ведущим типом деятельности в первое время у него остается игра. Поэтому все происходящее в игровой форме полнее запоминается, усваивается детьми. Таким образом, кукольный театр можно рассматривать и как дидактическое средство. Кроме того, при работе над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Здесь проявляются и межпредметные связи с литературным чтением и курсом “Риторики”. Зачастую учителю вместе с детьми приходится рассматривать моральные и правовые нормы в поведении героев. Формирование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью трудно переоценить. В моей практике нередко встречаются дети молчаливые и неконтактные на уроках и в общении с товарищами, но за ширмой кукольного театра преображаются и играют сложные роли, демонстрируя прекрасные актерские качества.

При самостоятельном изготовлении кукол и декораций у детей формируются терпение, аккуратность, бережливость, навыки техники безопасности, развивается мелкая моторика кисти руки, что способствует выработке красивого почерка.

Наш опыт по созданию и деятельности детского кукольного театра начался в 2008 году. В течение трех лет мы поставили спектакли "Теремок", "Заюшкина избушка", "Машенька и медведь", "Репка", "Гуси-лебеди", "Под грибом", "Снежный цветок".

На все премьеры были приглашены родители, ученики начальных классов, а также дети из детского сада, которые были самыми благодарными зрителями.

Детско-взрослое объединение “Школьный театр” позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача коллектива – художественно-эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка.

А также работа творческих мастерских (музыкально-хореографическая, актёрского мастерства, изготовления театрального костюма, моделирования театрального костюма, сценического оформления, техническая (свет, звук, спецэффекты). Здесь происходит обучение в действии: участники группы овладевают профессиональным мастерством. Работу творческих мастерских возглавляют педагоги-экспериментаторы, которые не являются профессионалами в театральной деятельности, но, учась вместе с детьми, осваивают эти новые для себя профессии.

– Конечным продуктом любого театра является театральная постановка. В течение года ребята с педагогами создали три спектакля: “Новогодние приключения в шахматном королевстве”, “Мышиные истории”, "Бременские музыканты"

Анализируя итоги работы по взаимодействию основного и дополнительного образования, можно сделать следующие выводы.

  • Данная работа влияет на учебно-воспитательный процесс, оптимизируя его с целью сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
  • Усиливает роль социально-гуманитарного цикла в начальном и дополнительном образовании.
  • Организация кукольного театра, школьного театра обеспечивают вариативность и индивидуализацию обучения, социализацию и активизируют субъектную позицию ребенка.
  • Расширяется образовательная среда школы – возникает взаимодействие с внешними структурами и организациями.
  • Совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей приводит к более качественному образовательному результату. Знания, умения, навыки в определенной области становятся более глубокими и осмысленными. В результате такой деятельности участники стремятся постоянно улучшать качество своего труда, развивать творческие способности.

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №11.
  2. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ// Начальная школа. 1985. №3.
  3. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа. 2005. №6.
  4. Камышева Г.Н. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения в рамках Образовательной системы "Школа-2100".