Дидактическая игра "Геометрический конструктор" для построения орнаментов геометрической резьбы

Разделы: Технология


Одной из операций при декорировании изделий геометрической резьбой является разметка. При её выполнении необходимо уделять большое внимание точности и аккуратности. Если разметка выполняется неточно и небрежно – то и резьба, даже при её хорошем исполнении, будет выглядеть некрасиво.

Не все учащиеся на этапе знакомства с орнаментами одинаково хорошо понимают, каким образом выполнить разметку. Видя большое скопление линий, многие из них приходят в замешательство и не знают с чего начать. Заметив это, я решил показать учащимся основной элемент геометрической резьбы - треугольник и дать возможность “потрогать” его руками. <Рисунок 1>

Более того, таких треугольников я изготовил несколько десятков, и появилась возможность складывать из них различные комбинации, то есть работа по составлению орнаментов приобрела игровой момент, что является для учащихся не только полезным, но и увлекательным занятием. Из набора треугольников можно составить орнаменты в полосе, квадрате, силуэты животных, человека, а также абстрактные изображения разнообразной конфигурации. <Рисунок 2>

Сложив узор из этих элементов, дети лучше начинают понимать, как изобразить его на бумаге или на материале, а в дальнейшем по каким линиям делать надрезку и по каким подрезку, выполняя резьбу. <Рисунок 3>

Ещё положительным моментом является то, что используя этот конструктор можно довольно быстро придумать какой-либо новый узор, тут же разобрать его, преобразив полностью или добавить некоторые элементы. То есть за малый промежуток времени учащиеся имеют возможность составить большое количество орнаментов и при этом видеть последовательность их построения. Это и позволяет разобраться в принципе выполнения изображения при разметке.

Основу треугольников я изготовил из ДВП, на лицевую сторону наклеил самоклеющуюся плёнку. Линии надрезки внутри треугольников расчертил маркером для CD дисков. Хотя время показало, что при соприкосновении с руками, линии немного размазываются. Думаю, что эти линии можно прорезать или аккуратно процарапать.

Так как знакомство начинается с орнаментов в полосе, поэтому в качестве основы для расположения треугольников я использовал так называемые “карты” размером 130x550 мм, изготовленные также из ДВП, оклеенные белой самоклеящейся плёнкой. На картах нанесены вспомогательные разметочные линии, которые являются направляющими при построении <Рисунок 4>

Учащиеся раскладывают на картах треугольники, составляя различные орнаменты. <Рисунок 5>. Наиболее интересные комбинации можно зафиксировать на картах, приклеив треугольники при помощи двухстороннего скотча. Затем карты с приклеенными треугольниками устанавливаются в специально изготовленную для этого таблицу <Рисунок 6> и <Рисунок 7>. Теперь можно проводить обсуждение, делать анализ выполненной работы, сравнивать созданные композиции с “азбучными” орнаментами. <Рисунок 8>

Следующий этап работы это вычерчивание орнаментов в тетради, либо на материале.

Положительными результатами такой работы является то, что учащиеся развивают воображение, пространственное мышление, начинают лучше видеть орнамент и понимать значение каждой линии в нём.