Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс.
Цели:
- познакомить с различными видами термометров и правилами пользования ими;
- научить измерять и записывать температуру воздуха;
- дать общее представление о погоде и из чего она складывается.
Оборудование:
- Термометры: комнатный, наружный, водный, медицинский, почвенный.
- Стаканы с тёплой и холодной водой.
- Слайды с изображением разной погоды,
- с изображением различных термометров,
- с изображением термометров с различной температурой.
- Рисунки с изображением предметов живой, неживой природы и предметов, не относящихся к природе: облака, снег, собака, жук, камень, кирпич, девочка, берёза, василёк, солнце.
Предварительная работа:
Подготовить сообщения на темы:
1. «Признаки улучшения погоды: ясно, солнечно,
сухо»
2. «Признаки ухудшения погоды: к осадкам».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Учитель:
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?
Дети:
А у нас девиз такой:
всё, что нужно – под рукой.
2. Проверка домашнего задания
1) Краткий фронтальный опрос
Учитель. Какая бывает природа?
Дети. Природа бывает живая и неживая.
У. Найдите среди предметов, показанных
на рисунках, «лишние» и докажите, почему они
«лишние»
Д. «Лишний» здесь – кирпич, так как он не
относится к предметам природы, он сделан руками
человека.
У. Оставшиеся предметы распределите на
две группы.
Д. Первая группа – предметы живой
природы: собака, жук, девочка, берёза, василёк.
Вторая группа – предметы неживой природы:
облака, снег, камень, солнце.
У. Объясните, как связаны между собой
живая и неживая природа?
Д. Например, без тепла и света, без
воздуха и воды живые существа не могли бы жить.
2) Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка 1.
Подчеркните одной чертой – предметы природы,
двумя – явления природы, волнистой линией – то, что к природе не относится: солнце, собака, дерево, цветок, листопад, книга, человек, снег, ветер, карандаш. |
Карточка 2.
Закончи предложения: Почва, горы, осадки, воздух, облака – это … природа Рыбы, растения, птицы, насекомые, звери – это … природа. |
3. Работа над новым материалом
1) Рассказ учителя о живой природе
У. Кроме растений, животных,
человека и грибов к живой природе относятся ещё
бактерии. Бактерии – это организмы, видимые
только под микроскопом. Они распространены
повсеместно и встречаются в огромном количестве.
Без бактерий невозможно получить кефир, творог и
сыр, квашеную капусту.
Некоторые бактерии вызывают болезни растений,
животных, человека (дифтерию, туберкулёз, холеру.)
– А что вы прежде всего должны сделать, если
почувствовали, что заболели?
Д. Измерить температуру тела.
У. Каким прибором измеряют температуру?
Д. Термометром.
У. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня будем говорить на уроке?
Д. О термометре и измерении температуры.
(Слайд 2.)
2) Знакомство с термометром.
У. Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замёрзнуть или не покрыться потом?
Д. Посмотреть температуру воздуха за окном, на улице. (Демонстрация различных видов термометра.)
(Слайд 3)
У. Что общего у всех термометров?
Д. Трубочка с жидкостью, цифры, деления.
(Слайд 4)
У. «Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля – количество градусов холода. Посмотрев на термометр за окном, мы можем определить, сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.
3) Практическая работа «Как действует термометр»
Учитель опускает термометр в стакан с горячей и холодной водой.
При нагревании столбик жидкости поднимается вверх. Расстояние, которое он проходит от замерзания до закипания воды, разделили на 100 частей и назвали градусом. Получилось, что вода замерзает при 0 градусов, а закипает – при 100 градусах. Температуру выше нуля градусов называют положительной и пишут со знаком «+».Например, температура в комнате обычно бывает +20?С (плюс 20 градусов, или 20 градусов тепла). В мороз столбик термометра опускается ниже 0?С. Такую температуру называют отрицательной. Например, –10?С звучит как «минус 10 градусов» и означает 10 градусов мороза.
4) Правила измерения температуры и снятия показаний термометра
У. 1. Чтобы уличный термометр правильно
показывал температуру воздуха на улице, надо
укрепить его около того окна, которое меньше
всего в течение дня нагревается солнцем.
2. Термометр должен находиться на уровне глаз.
5) Измерение температуры и её запись на доске (слайд 5)
6) Работа в «Рабочей тетради» с.11, № 3
4. Физкультминутка
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами.)
Мама зонтик свой берёт. (Имитируют движение).
Почему же? Почему же? (Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами.)
Потому что … дождь идёт! (Дети хлопают в ладоши).
5. Беседа «Что такое погода?»
1) Работа по учебнику с.20-21. (Чтение «цепочкой»)
У. Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода?
Д. …
У. А вы, собираясь в школу, узнаёте о погоде?
Д. Да. Нам ведь нужно знать как одеться? Нужен ли зонтик?
У. Как вы это делаете?
Д. Смотрим в окно, на улицу, на термометр, на то, как одеты люди.
У. Когда мы говорим о погоде, то имеем в виду и температуру воздуха, и есть ли и какие осадки, дует ли ветер и какой силы, какое небо. Всё это отражает состояние атмосферы. Состояние атмосферы в определённое время в определённом месте называют погодой. (Слайд 6)
У. Какая может быть температура воздуха?
Д. Низкая, высокая, положительная, отрицательная. (Слайд 7)
У. Какое может быть небо?
Д. Безоблачное, малооблачное, пасмурное. (Слайд 8)
У. В атмосферном воздухе всегда содержится вода в виде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность.
У. Какие бывают виды осадков?
Д. Дождь, снег, град. (Слайд 9)
У. Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков.
У. Какой может быть ветер?
Д. Сильный, ураган, смерчь, тайфун, бриз, муссон… (Слайд 10)
У. Ветер – это движение воздуха. Нагретый воздух поднимается. Его место занимает другой воздух. Так образуется ветер. Значит, воздух – это не пустота. Поэтому ветер наполняет паруса и движет кораблик. Силу ветра можно выразить такими словами: безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган. Свойства ветра зависят от его направления и силы. Направления ветра определяется по стороне света, откуда он дует.
У. Какие вы знаете природные явления погоды?
Д. Радуга, изморозь, туман, гроза, северное сияние, метель… (Слайд 11)
2). Выполнение задания в учебнике с.21
У. Что вы уже знаете о дожде и ветре?
Д. (Индивидуальные сообщения детей о дожде и ветре.)
У. Погода имеет важное значение в
жизни человека. Поэтому есть люди, которые
изучают погоду и предсказывают, какой она будет.
Их называют метеорологи. А наука о
погоде называется – метеорология. (Слайд
12)
Наблюдая за атмосферными явлениями,
учёные-метеорологи обнаружили, что некоторые
явления часто следуют друг за другом. Зная, что
было сначала, можно предсказать, что будет потом.
Прослушивание сообщений детей о приметах погоды: 1. «Признаки улучшения погоды: ясно, солнечно, сухо», 2. «Признаки ухудшения погоды: к осадкам».
3) Чтение статьи в учебнике «Как предсказывают погоду» с.22-23.
4) Задание: Какими словами можно охарактеризовать погоду? (Слайд 13)
6. Итог урока
У. Что нового узнали на уроке?
– Для чего нужны термометры?
– Как они устроены?
– Что такое погода? Из чего она состоит?
– Как называют людей, которые предсказывают
погоду?
7. Домашнее задание.
1. Учебник с. 20-21;
2. Подготовить сообщения о тумане, метели, буре,
грозе – (индивидуальные задания по желанию).
3. Тетрадь «Проверь себя» с.4-5, №1,2.