Задачи:
образовательные:
- систематизация и расширение знаний о группах растений, о признаках данных групп;
- знакомство с некоторыми представителями данных групп;
развивающие:
- развивать умение классифицировать растения;
воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие чувства прекрасного.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, карточки, схемы, учебники, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала.
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Без чего мы можем прожить в среднем от 1 до 3 минут? (Без воздуха)
- Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ)
- Откуда берётся кислород?
- Что такое растения?
В словаре дано следующее определение: “Растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха, из почвы”.
- Растения относятся к живой или неживой природе? Докажи.
На доске буквы
О А И Б Н Т К А
- Составь из этих букв слово так, чтобы ни одна из них не осталась неиспользованной (ботаника)
- Что это такое - ботаника? (Наука)
-Что она изучает? Эта наука изучает растения. С ней вы познакомитесь в средней школе.
- Как вы думаете, много растений на Земле?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами вспомним, что знаем и познакомимся с другими классификациями растений.
Одну из них мы знаем из материала 1 класса. Растения можно делить по ярусам, т.е. по этажам. Кто помнит, на какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
В это время на доске открывается схема:
- Чем дерево отличается от куста? А чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
- Во 2 классе мы познакомились с другой классификацией. Сейчас мы её вспомним.
- Чем отличается подорожник от тюльпанов и бархатцев, растущих у нашей школы? (Дикорастущие и культурные)
4. Физкультурная минутка.
- Играем в игру “Мальчики-девочки”. Если я называю дикое растение, встают мальчики, если культурное – девочки.
ЛОПУХ, КРАПИВА, ГЛАДИОЛУС, ЛЕБЕДА, СМОРОДИНА, КАПУСТА, БЕРЁЗА, АСТРА…
5. Работа с другими классификациями.
- Превращаемся в учёных, пытающихся ещё разбить растения на группы, теперь по среде обитания. Я вам помогу.
- Посмотрите на рисунок. Что здесь изображено? (Сад). Да. Это яблоневый сад, Образуйте мне от существительного “сад” однокоренное прилагательное. (Садовый)
То же самое задание выполняет с фотографиями леса, луга, огорода, поля, водоёма.
В результате на доске появляется следующая схема (см. приложения 1).
- Давайте назовём по два растения каждой группы.
- А теперь посмотрите на доску. Как можно эти растения разделить пополам?
На доске названия растений на карточках вразброс
- После разбора на доске сверху карточек появляются надписи
6. Работа по классификации в учебнике.
- Я принесла вам банку, в которой …что? (Показ банки с морской капустой). Пока я вам раскладываю их на тарелки на парты, вы подумайте что это? (Водоросли). Да. Это водоросли. Где они живут? Уже само название говорит за себя. Как вы думаете, водоросли крепятся ко дну или плавают в воде? Оказывается, у водорослей нет корней, стеблей. Их называют низшими растениями. (На доске открывается слово “Водоросли”).
Теперь я вам рядом с водорослями положу ещё растение. А вы мне скажете, как оно называется (на тарелку кладётся кусочек мха). Это можно потрогать руками. Что это? (Мох). Где он растёт? (В сырых местах). Корня у мха тоже нет. Стебель есть? (Да). Листья есть? (Да). А вот цветков нет.
Я вам покажу лист из гербария (показ листа папоротника). Что это? Где мы с вами можем посмотреть на него вживую сейчас? (В классе есть комнатный папоротник, который демонстрируется). Где он встречается в природе? (В лесу). Чем отличается от других растений (красивыми ажурными листьями).
- Теперь послушайте маленькое сообщение об этом растении (подготовленный ученик рассказывает о папоротнике).
-Давайте посмотрим - корень есть? (Да). Стебли и листья есть? (Да). А цветки? (Нет).
На доске открывается слово “Папоротник”.
- Я вам покажу листы из гербария, а вы мне скажете, что их объединяет? (Сосна, ель, кедр). Как они называются? (Хвойные). Откуда они получили такое название? Что такое хвоинка?
На доске открывается слово “Хвойные”.
- Самая последняя группа – самая многочисленная. Обратите внимание на верхний угол листа гербария (подбираются растения, у которых в углу есть цветок). Как они называются, если у каждого есть цветок? (Цветковые)
На доске открывается последнее слово “Цветковые”.
7. Работа с учебником.
Чтение статьи на странице 71.
Выполнение заданий в рабочей тетради на странице 29 № 1, №2.
8. Подведение итогов.
- Где растут водоросли?
- Где мы можем встретить мох?
- Чем отличается папоротник?
- Как отличить хвойные растения?
- В какой группе больше всего растений?
Существуют и ещё различные виды классификаций. И за всеми растениями кто-то ухаживает. Это:
БОТАНИК – специалист по ботанике
РАСТЕНИЕВОД – специалист по разведению растений
АГРОНОМ – специалист по возделыванию с/х растений (Когда? Что? Где сажать?? На каких почвах? С использованием каких удобрений?...)
9. Физкультурная минутка.
Для глаз: круговые движения, “восьмёрки”, ввех-вниз право-лево.
10. Релаксация.
Насладимся многообразием и красотой растений.
Слайд-шоу растений (Приложение 2).
- А теперь посмотрим на красоту в единстве. Эту красоту увидел и воплотил в жизнь великий русский художник Иван Андреевич Шишкин.
Слайд-шоу репродукций картин И.Шишкина (Приложение 2).
(Оба слайд-шоу идут под музыку Чайковского “Вальс цветов” из “Щелкунчика”)
Спасибо за урок.
Выставление оценок