В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности (стандарты общего образования второго поколения) определено: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».
Условием для формирования личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус и способность к общению. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в стандартах второго поколения определяют: «Обеспечить принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций». Это позволяет утверждать, что тема духовно-нравственного развития и воспитания личности на сегодняшний день очень важна и востребована. Знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями ребёнок обогатит внутренний мир, приобщится к традициям нашей страны, сможет оценить сложность и поэтичность народной живописи и художественного ремесла. Это позволит развить личность школьника в воспитании нравственных и этических чувств. Полагаю, что это будет способствовать росту мотивации обучающихся к учебному труду, повысит познавательную активность школьников, обогатит интеллектуально-познавательный мир и позволит накопить ученику нравственно-эстетический опыт.
Духовно-нравственный аспект учебно-воспитательного процесса в начальных классах изучен и широко освещён учёными-педагогами. Это труды педагогов дореволюционной школы произведения Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова,и др.; работы современных ученых В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Щурковой и др.
Из того, что мне удалось изучить, по данному вопросу определено, что духовное воспитание и обучение подразумевает несколько самых разных подходов к воспитанию: религиозное воспитание; воспитание через культуру, литературу, историю, музыку, живопись; воспитание сильной личности, умеющей найти своё место в жизни.
Обнаружила, что в научной литературе проведены исследования:
- по определению сущности духовности (В.В. Зеньковский);
- по взаимосвязи духовно-нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций у школьников (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).
Учение, отражённое в трудах учённых раскрывает разнообразные методы в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Однако мне не удалось найти в работах перечисленных мною педагогов-учёных методику работы по духовно-нравственному развитию личности младшего школьника на основе взаимосвязи с музеями.
Условия нашего города – крупного культурного центра позволили мне обратиться к музеям, театрам, библиотекам города, музыкальной школе и филармонии, т.к. литература, музыка, живопись – взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. В данной статье по проблеме «Духовно-нравственный аспект учебно-воспитательного процесса в начальной школе: на примере по взаимосвязи с музеями города» (слайд 2)
Предлагаю рассмотреть следующие вопросы:
- Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника?
- Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?
- Как влияет посещение музеев города на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника?
Данное сообщение построено на основе следующих документов (слайд 3)
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2009.
Анализ Ермолаевой Н.И. выполнения рабочей программы во 2 «А» классе за 2009-2010 уч. г.;
- классный журнал 2 «А» класса за 2009-2010 учебный год Муниципального общеобразовательного учреждения Лицея№15 Заводского района г. Саратова;
- рабочая программа учителя Ермолаевой Н.И. за 2 класс по УМК Л.В. Занкова;
- план классного руководителя Ермолаевой Н.И. внеклассной работы за 2 класс;
- отчёт классного руководителя Ермолаевой Н.И. по внеклассной работе за 2008-2009 уч.г; за 2009-2010 уч.год.
Работа в этом направлении проводится мною на протяжении 15 лет.
Эта работа является продолжением учебной деятельности и проходит во внеклассной работе через эстетический практикум.
Каждое посещение музея является или отправной точкой в знаниях детей на данную тему либо обобщает, полученные знания на данном моменте познания.
Основные методы моего исследования (слайд 4): наблюдение, анкетирование, беседа, системный анализ по отзывам учеников, самооценка, проведение обсуждений и обмен впечатлениями, с последующим анализом результатов, конкурсы знатоков, бой эрудитов (слайд 5).
Рассмотрим данную проблему на примере посещения экскурсии в областной музей краеведения по теме: «Традиционные праздники русского народа» (2 класс).
Переходим к рассмотрению первого вопроса (слайд 6)
- Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника?
Работаю с 2008 года по системе общего развития Л.В. Занкова. Одна из задач, данной системы, которая стоит перед учителем предлагает представлять целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. «Связи между знаниями должны усложняться по мере приобретённых знаний. В процессе познания не ограничиваться рамками класса, нацеливать ребёнка на исследования, включать в активную деятельность и способствовать взаимодействию детей друг с другом» (2). Посещение экскурсий в музеях способствует решению данной задачи.
Приведу пример (слайд 7).
Комплексное взаимодействие предметов учебного цикла и посещение музеев города (2009-2010 уч. год) 2 класс
Данное взаимодействие углубляет рамки учебного процесса и способствует тому, чтобы ученик представил целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Изучая историю России, применяя знания, полученные на экскурсии по теме: «Традиционные праздники русского народа»(2 класс), у некоторых детей появляется желание узнать историю праздников. Начинается исследовательская деятельность ученика, которая подкрепляется ещё и знаниями на учебных занятиях изобразительного искусства, музыки; факультатива по фольклору и ритмики. На занятиях музыки учитель обращает детей к прошлому истории через красоту народной музыки.
На занятиях фольклора дети душой соприкасаются с русской национальной культурой и через изучение обрядов. На ритмике дети разучивают старинные русские танцы. Подводим итог и исследовательской работе учеников. Это проходит через защиту работ в виде презентаций или через «круглый стол», либо через «Вопросы -ответы». Я координирую все звенья, чтобы весь процесс соединить воедино, чтобы поддержать интерес и творческие силы ребёнка.
Во внеклассной деятельности появляется новая форма деятельности – посиделки. У нас ещё долго присутствуют посиделки, на которые дети приносят, кто вязание, кто вышивку и вступая в диалог рассказывают истории, которые с ними произошли.
Развивая в ребёнке духовность мы думаем и о развитии в нём потребности жить и действовать для других, т.е. душевности, которая характеризуется добрым отношением человека к окружающему его миру, заботой и вниманием к людям, к своему делу. У детей накапливается потребность в том, чтобы поделиться всем, что они приобрели в виде, эмоций, чувственного опыта. Поэтому мы с детьми готовим для начальной школы устные журналы, беседы, мини-спектакли, праздники. У детей растёт потребность самовыразиться и в сценической деятельности. С большим желанием дети начальных классов любят у Музей краеведения частие в сценках. Они разучивают роли, идёт поиск нужной интонации, позы, жестов, мимики. Изучение темы «Традиционные праздники русского народа» закончилась на этом этапе праздником «Посиделки», который мы провели для начальных классов нашего лицея.
Выход в музеи и сопутствующее изучение темы часто заканчивается внеклассным мероприятием для учеников начальной школы или имеет выход на другой внеклассный вид деятельности.
Выход посещения музеев на внеклассный вид деятельности. 2 класс (слайд 7) (2009-2010 уч.г.).
Выводы по первому вопросу (слайд 8)
- Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника?
- Открывает культурные горизонты ученика.
- Вырабатывается гражданская позиция и развивается умение хранить и уважать наши духовные ценности.
- Обогащается внутренний мир ребёнка.
- Способствует росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышает познавательную активность школьников.
- Учится высказывать своё мнение, вступать в диалог. Проводить исследовательскую работу.
Переходим к рассмотрению второго вопроса (слайд 9)
- Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?
В приведённом примере интересный и разнообразный перечень внепрограммных занятий даёт возможность развить творческие способности ученика. У кого-то лучше идёт одно, кто-то больше увлечён другим. Я наблюдаю за деятельностью каждого ребёнка, за развитием способностей, за особенностями восприятия и это ставит передо мной задачу разжечь неугасимый огонь познания младшего школьника. Помню, что умственный труд, это многогранная сфера самовоспитания, и только тогда, когда ученик, познавая мир, познаёт и самого себя, он переживает радость открытия, развиваются его умственные способности. На каждом этапе ставлю задачи и отслеживаю динамику личностного роста ученика, а школьник ведёт «Лесенку успеха». Собираю все материалы, а по окончанию начальной школы всё передаю классному руководителю средней школы.
Анализ наблюдений по личностному росту ученика показал следующие результаты (слайд 11)
Организуя обсуждение, или обмен мнениями по впечатлениям об экскурсии в музее мы зачастую в классе обращаемся к книге.
Моим основным профессиональным инструментом является «чужая речь», заключённая в книгах, и простая, ясная собственная речь. Сухомлинский сказал: «Одна из причин духовной пустоты – отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумье об окружающем мире и о самом себе». (4)
Любят дети слушать чтение учителя, для этого использую произведения литературы, при обсуждении которых возникают коллизии, спор, решаются вопросы нравственного выбора.
При посещении музеев дети знакомятся с этимологией слов русского языка, уточняют их лексическое значение, слушают образцы устной речи. Всё это способствует развитию речи учащихся.
Любят ребята, когда класс превращается в мастерские творческого письма. Здесь свобода в выборе ситуации. Например, каждая «дружная семейка» составляет текст поздравления. Одни составляют поздравления учителю, другие родителям, третьи одноклассникам. А потом обучающиеся обсуждают, спорят, защищают свои высказывания.
За годы обучения в начальных классах у ребёнка пробуждается понятийное сознание, и моя задача создать условия, располагающие ребёнка к желанию думать о мире и о самом себе. «Научное мировоззрение школьника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того как учащийся поднимается со ступеньки на ступеньку, всё глубже познавая действительность, и в связи с тем, что более разносторонней и интенсивной становится его учебная деятельность» Л.В. Занков (3).
Учащиеся активно участвуют в викторинах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и показывают знания, одерживают победы,
активно подключаются к конкурсам, которые проводятся в лицее, придумывают свои интересные дела, им всё интересно (слайд 12)
Самое главное достижение – это способность учащихся к активной творческой деятельности (слайд 13).
Выводы по второму вопросу (слайд 14)
- Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?
- Воспитывается культура слушания и общения.
- Развивается умение удерживать внимание и выделять главное.
- Расширятся область познания.
- Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей.
- Прослеживается на основе участия каждого ученика в деятельности личностный рост ученика.
Переходим к рассмотрению третьего вопроса (слайд 15)
- Как влияет посещение музеев города на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника?
Поездки в музеи обогащают детей, заставляют радоваться, удивляться, сопереживать, делают их добрее, духовнее, богаче.
На уроках и во внеклассной работе учащиеся зачастую работают в парах, группах. Вопросы решаются в спокойной обстановке, наблюдаю, что дети выслушивают друг друга, в отношениях доброжелательны.
Ученики данного коллектива имеют активную жизненную позицию.
Самовыражаются дети и при выполнении творческих заданий: интервью, диалоги, монологи. По ответам детей прослеживаю те невидимые результаты, которые происходят в душе, внутреннем мире ребёнка. Делаю вывод, что у ребёнка, владеющего навыками общения, больше шансов быть сдержанным в эмоционально острых ситуациях, умение достойно вести себя в сложных ситуациях (слайд16)
Прослеживая и анализируя самостоятельное чтение детей по дневникам чтения можно определить: чтение классической советской и зарубежной литературы – 50%, научно-популярной литературы – 70%, современных авторов – 40%. Взросление детей наблюдается и при анализе литературных произведений. Понимают глубину, обсуждают и дают оценку нравственным поступкам героев.
У 40% учащихся наблюдаются интересные решения при написании классных сочинений. Чувствуется глубина в их рассуждениях, они доказывают свою мысль. (Данные из анализа Ермолаевой Н.И. выполнения рабочей программы во 2 А» классе за 2009-2010 уч.г.).
По результатам данных выводов можно надеяться, что обогащается духовность учащихся и становится глубокой их нравственность.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности (стандарты общего образования второго поколения) читаем: «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению» (1).
Выводы по третьему вопросу (слайд 17)
- Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника?
- Экскурсии, лекции, беседы музея становятся открытиями в познании ребёнка особенностей его характера, внутренней и внешней линий поведения.
- Обращение к духовным истокам нашего народа, способствуют формированию нравственных качеств личности, обогащению интеллекта.
- Ученик учится применять полученные знания на практике.
- Формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления (слайд 18)
Рассматривая проблему «Музеи в орбите учебно-воспитательного процесса в начальной школе: эффекты и феномены» можно сделать выводы:
- Тема духовно-нравственного развития и воспитания личности на сегодняшний день очень важна и востребована (слайд 19);
- Показано как данный вид деятельности открывает культурные горизонты ученика (слайд 20);
- Выявлено, что знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение музея ребёнок обогащает внутренний мир, приобщается к традициям нашей страны (слайд 21)
- Рассмотрены аспекты, которые способствуют росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышают познавательную активность школьников, обогащают интеллектуально-познавательный мир и позволяют накопить ученику нравственно-эстетический опыт (слайд 22);
- Определены необходимые составляющие, обеспечивающие духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на основе взаимосвязи с музеями (слайд 23).