Цель: Актуализация знаний о правах ребёнка
Задачи: Формировать правовые и нравственные нормы, как основу поведения учащихся в повседневной жизни. Учить, сознательно выполнять гражданские обязанности. Воспитывать законопослушного гражданина.
Форма: Практикум, игровая деятельность.
Подготовительный этап: Классный руководитель составляет краткое изложение основных положений Конвенции о правах ребенка.
Оборудование: Конвенция о правах ребёнка, краткое её изложение (памятка), обязанности учащихся принятые в школе VIII-го вида, карточки.
Словарные слова: конвенция, ратифицировали.
Ход урока
1. Вступительное слово классного руководителя
– Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и многое другое
Одновременно с этим появились главные вопросы:
- что люди могут делать и что не могут?
- что они обязаны делать и что не обязаны?
- на что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
Борьба за мир, жизнь и здоровье всех людей на земле, сохранение всего чудесного, что создает человек, касается каждого, независимо от того, в какой стране он живет. Их разрешение, возможно, только всем миром, вместе в международном сотрудничестве.
Необходимость международного сотрудничества
привела к созданию ООН. Эта организация возникла
по предложению России, Великобритании и США, в 1944
г.
За время существования ООН приняла много
документов (более 70), утверждающих права
человека.
Особое значение имели 2 документа принятые ООН:
“Декларация прав ребёнка”
Согласно “Декларации прав ребёнка” было
принято международное соглашение – конвенция о
правах ребёнка 20 ноября 1989 г.
Ген. Ассамблея ООН ратифицировала в 1990 г.
Дети нуждаются в специальной заботе и охране, включая правовую защиту, как до, так и после рождения.
(Показ Декларации. и чтение прав детей.)
Сегодня вы познакомились с некоторыми положениями конвенции, о правах ребенка.
– Ребенком считается лицо, до какого возраста?
– Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?
– Кто такой гражданин?
В юридическом смысле, “ гражданин” – это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.
Быть гражданином – значит, зная свои права, не забывать и о своих обязанностях перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми.
Обязанность каждого гражданина соблюдать закон.
Вспомним обязанности учащихся... (читаются обязанности учащихся)
– Ребята, согласны ли вы с этим?
– Считаете ли нужным что-либо изменить, добавить.
Викторина
: “права литературных героев” используя памятку о правах1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку
трудиться. Несчастной девочке запрещено
участвовать в играх и забавах сестер.
Какое право нарушено было бы, если
подобное происходило в наши дни?
2. В сказке “Приключения Буратино”. Папа Карло
купил Буратино азбуку, а Буратино отправился в
кукольный театр.
Какое право нарушил Буратино?
3. Имела ли право Снежная королева в сказке
Андерсена увозить Кая из своего дома.
Какое право нарушила Снежная Королева,
назовите.
4. В сказке Михайлова “Три поросенка” волк имел
право занимать и разрушать дома поросят?
Какое право нарушил волк?
5. Сказка “Серая шейка”. Может ли лиса съесть
уточку? Какое право нарушено?
В какой сказке ещё нарушается это
право? (Колобок)
6. Какого сказочного героя мучили, оскорбляли за то, что он не такой как все? (Гадкий утёнок)
Задание 2
Звучит аудиозапись песен, вы должны сказать о каких правах идёт речь
- Песня Бременских музыкантов музыка Гладкова слова Энтина
- Песня кота Леопольда музыка Шаинского слова Хайта.
- Песня “Чему учат в школе?” музыка Шаинского слова Пляцковского.
– Ребята, что дают вам знания о ваших правах?
Итог.
Знания о правах нужны для того, чтобы принять
правильное решение в какой-то сложной ситуации, а
знания обязанностей может предостеречь от беды.
Работа с карточками
Ситуация 1
Ребята курят у школы.
- Личное ли это дело каждого ребёнка? Почему?
- Имеют ли право курить в общественном месте? Почему?
- Наносят ли вред себе и окружающим? Почему?
- Какие обязанности нарушают?
Ситуация 2
– Костя на парте написал слово. Выбери правильный ответ:
- а) Костя имеет право на своё мнение и выражает
его таким образом
б) Костя должен уважать достоинство других учащихся и бережно относиться к школьному имуществу.
Наш разговор о правах и обязанностях детей закончим следующим: пользуясь своими правами, надо уважать права других людей. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Конвенция о прах ребенка
Краткое изложение основных положений.
- Каждый ребенок имеет право на жизнь.
- Ребенок имеет право на образование.
- Ребёнок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию, передавать информацию и идеи независимо от границ.
- Никто никогда не смеет оскорбить и мучить ребенка, если он не такой как все.
- Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, никто не может вмешиваться в его личную и домашнюю жизнь, а также в переписку.
- Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать, если это не противоречит интересам ребенка.
- Больному ребенку должна быть обеспечена достойная жизнь, все радости.
- Ребенок имеет право на отдых и на участие в культурной и творческой жизни.
- Дети и их родители имеют право свободно передвигаться в любую страну.