Введение
“Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребенка со средой, как он действует в своей среде, чем он в ней интересуется…” (Г.А. Фортунатов)
Наряду с передачей знаний задачей современного образования является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Эта задача в современных условиях является одной из важнейших.
Даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и “невинные”, как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно важных и существенных для них проблемах.
Умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка. Поэтому необходимо научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и правилам.
Педагоги-психологи должны стать противовесом обществу, молящемуся на технологии, проповедующему всеобщее потребление. Они должны взращивать терпимость и уважение к другим и, помогать детям, видеть смысл и ценности жизни.
Дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и со взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он мало еще осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в общении ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.
Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина “воспитание” сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.
Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного миролюбивого общества, закладывается с детства. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливым в этом умении.
Цели мероприятия:
- повышение осознания детьми своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений;
- создание эмоционального комфорта;
- развитие таких чувств как сочувствие, дружелюбие, взаимовыручка, внимательность друг к другу.
- создание условий для гармоничного развития личности ребенка.
Задачи:
закрепить знания детей об основных эмоциях и
чувствах;
Реквизит:
- на сцене прикреплено солнце
- колокольчик
- 6 бутафорских коржей
- 2 “розочки” для тортов
- 4 бутафорских прослойки
- 2 покрывала
- номерки (1, 2, 3, 4, 5) – 8 комплектов
- 10 обручей
- 6 пластиковых тарелок.
Фонограммы:
- выход Мальвины, Буратино
- выход Карабаса – Барабаса
- фон “Кукольный театр” (дети)
- эстафета “Торт”
- фон “Кого не хватает?”
- выход Карабаса – Барабаса
- “Умение договариваться молча”
- “Самые дружные”
- “От спины к спине”
- фон “Аплодисменты по кругу”.
Действующие лица: Ведущий, Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас.
Ход мероприятия
Ведущий (В.) Здравствуйте, ребята! Вы помните сказку про Буратино? Перечислите, пожалуйста, героев этой сказки. Помните, как Мальвина учила Буратино хорошим манерам? За долгие годы ничего не изменилось. Давайте посмотрим, как это выглядит сейчас…
Входят Мальвина и Буратино, оба сердитые.
Мальвина (М.) Здравствуйте!
Буратино (Б.) Привет!
М.: (обращается к Буратино). Ну, ты выучил, наконец, это стихотворение?
Б.: Да выучил, выучил. Чего там учить-то?
М.: Ну, так рассказывай!
Б. (кривляется, ковыряет в носу, чешется и т.п.)
Наша Таня громко плачет… (вот рева! Вечно этой Тане надо пореветь!)
Уронила в речку мячик…(Растяпа криворукая!)
Тише, Танечка, не плачь…(да чего уж там, пусть поревет, если ей так хочется!)
Все равно соседский мяч! (ха-ха-ха!).
М.: Ты совершенно не умеешь вести себя на уроке! Надо срочно заняться твоим воспитанием! Слушай и запоминай правила поведения на уроке: на контрольных никогда не списывай у двоечников.
Б.: Ладно, буду списывать только у отличников!
М.: Старайся сидеть на первой парте.
Б.: Ну, да! Тогда после звонка на перемену я первым добегу до столовой!
М.: Не пиши на партах всякую чепуху.
Б.: Хорошо, буду писать только самое главное, например: “Спартак – чемпион!”, “Мишка – дурак!”, “Кто здесь сидит, я вас люблю, кладите в парту по рублю!”.
М.: Содержи свои тетради в чистоте.
Б.: Да-да, чтобы они были чистыми, лучше в них ничего не писать, а то на чем же я буду играть в “Крестики-нолики” или “Морской бой”?
М.: Все! Не могу больше! Перемена! (Звонит в колокольчик.)
Б.: Ура! Я знаю очень хорошую игру! Ребята, давайте в нее сыграем! (Проводит игру с залом.)
Два притопа, два прихлопа, Бег на месте, бег на месте,
Ежики, ежики. Зайчики, зайчики.
Наковальня, наковальня, Ну-ка дружно, ну-ка вместе
Ножницы, ножницы. Девочки! Мальчики!
М.: Да чего же вы так орете-то? Совершенно не умеете вести себя на перемене! Срочно слушайте и запоминайте правила поведения на перемене: на переменках нельзя дергать девчонок за косички.
Б.: Да! Гораздо интереснее делать это на уроке.
М.: Бережно обращайтесь с учебниками.
Б.: Помните: это ваше главное оружие в школьных драках! А развалившимся учебником очень неудобно бить по голове.
М.: Всегда пропускайте девочек вперед.
Б.: А сами идите сзади. Сзади гораздо удобнее дергать их за косичку.
М.: Не обижайте ребят из младших классов.
Б.: Да! Не обижайте! Они такие ябеды!
Входит Карабас-Барабас. (К.-Б.)
К.-Б.: Как это не обижать?! А кого же тогда обижать-то? Слушайте все, и не говорите, что не слышали. Так и быть дам вам парочку советов…
Вредные советы
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, –
Ты совсем не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
(Г Остер)
– Со всеми окружающими тебя людьми надо быть жестоким, и тогда они все будут тебе послушны. Я вот своих кукол в ежовых рукавицах держу, поэтому они меня и боятся. Да я вам сейчас это продемонстрирую…
Кукольный театр.
К.-Б. демонстрирует на Мальвине куклу-марионетку довольно грубо (поднимает и опускает руки, голову…).
В.: Ребята, а давайте попробуем доказать Карабасу-Барабасу, что того же самого можно добиться без грубости, а по-доброму. Для этого вы должны придать своей кукле задуманную позу, но ласково, без злости. Выбираются две пары. Разойдитесь по двое. Решите, кто из вас станет Куклой, а кто – Кукловодом. Кукла должна сидеть совершенно расслабленно, свесив голову
Вниз, как тряпичная. Кукловод будет придавать Кукле какое-то определенное положение (Рукам, ногам, лицу, пальцам. Туловищу.) При этом он должен следить за тем, чтобы те позы, которые он придает Кукле, не были для нее утомительными, но поза при этом получилась оригинальная.
К.-Б.: И смотреть на это не хочу! (Ушел.)
Проводится игра “Кукольный театр”.
В.: Наша сегодняшняя встреча называется “Добрый праздник”, но почему-то все наши герои какие-то не очень добрые. Наверное, они заколдованы. Вот только в чем причина этого колдовства? Что мешает им стать добрыми? (Если дети не догадаются, то ведущий обращает их внимание на злое солнце на сцене). Вот в чем причина! Нужно срочно наше солнышко сделать добрым. Но как? А, знаю. Нужно придумать слова, противоположные по смыслу тем, что написаны на лучах солнца. Попробуем?
Добрые слова.
Реквизит: нарисовано большое солнце с лучами, на которых написаны слова: грубость, жадность, грусть, ненависть, лживость, мстительность, равнодушие… Солнце со злым выражением лица, надпись на лице – “зло”. Дети должны придумать антонимы к каждому из слов, в процессе этого карточки с “плохими словами” снимаются, а под ними написаны антонимы. В конце – снимается злое лицо солнца, а под ним веселое с надписью “добро”. (Вежливость, щедрость, веселье, любовь, честность, прощение, сочувствие.)
В.: Ну, вот, теперь у нас по-настоящему добрый праздник. И, значит, сейчас самое время послушать вам очень доброе стихотворение:
Ежик
Сережа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девочки просят: “Ежик,
Дай перочинный ножик!”
А Коля крикнет, всех смеша:
“Не уколитесь об Ежа!”
Но Еж как будто глух и нем.
Сидит, не говорит ни с кем.
– Сережа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет “Нет!”
– А на коньках пойдешь кататься?
– Нет, мама будет волноваться.
И вот уже под Новый год
(О. Высотская)
Узнали о Еже,
Что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.
А Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: “Мы ему
Ну, всем двором поможем!”
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
– Давай готовить ужин! –
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом!
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
Мальвина и Буратино рыдают, проникшись состраданием.
М.: Как жалко Сережу! А давайте ему подарим торт. Нет, лучше сразу два торта. Пусть порадуется вместе со своими друзьями. Срочно сдаем деньги на торты!
Б.: Да зачем деньги сдавать? Мы сами можем тортики приготовить. Эстафетой.
Торт
2 команды по 6 человек должны собрать по
бутафорскому торту. Состав: корж, прослойка, корж,
прослойка, корж, розочка.
Б.: А я тоже хочу торт! Почему все только этому Сереже?
М.: Если ты хочешь быть по-настоящему добрым, нельзя думать только о себе, надо быть внимательным к окружающим. Сейчас мы потренируемся быть внимательными…
Кого не хватает? (Тренировка внимательности к окружающим.)
Реквизит: покрывала по числу групп на которые разобьются дети (1–2). Дети расходятся по залу, не сидят.
М.: Я попрошу всех по-честному закрыть глаза, и, пока никто не видит, я прикоснусь к кому-то рукой, и тот, к кому прикоснусь, очень тихо идет и прячется под покрывало. Затем, по моей команде, все открывают глаза и пытаются догадаться кто спрятался.
Пришел Карабас-Барабас.
К.-Б.: Что, добрые тут все? Хорошо вам? А ну-ка все быстро сели!
Б.: Не слушайте его, делайте все наоборот! Не садитесь!
К.-Б.: Тогда стойте и не шевелитесь!
Б.: Прыгайте, прыгайте!
К.-Б.: Плачьте!
Б.: Смейтесь!
К.-Б.: Замолчите!
Б.: Кричите!
М. (держится за голову). Ой, как вы расшумелись! Давайте поучимся договариваться молча. Я и игру про это знаю.
Умение договариваться молча.
Дети разбиваются на пятерки. Каждый получает номер. Под танцевальную музыку по команде ведущего №1 показывает какое-то танцевальное движение, затем по команде движение показывает №2 и т.д. Все остальные в кругу повторяют движения за показывающим. Во время игры Карабас-Барабас показывает свои движения, вредничает, пытается запутать детей.
Б. (к К.-Б.). Ну, что? Хотел всех запутать и испортить игру? Не получилось? И никогда не получится! Потому что мы дружные! Да, ребята? Давайте покажем, какие мы дружные!
Самые дружные.
– Как вы думаете, у доброго человека друзей больше, чем у злого? Сейчас мы попробуем выяснить, кто же среди вас самые дружные. На полу вы видите несколько обручей. Как только зазвучит музыка, вам необходимо сгруппироваться в этих обручах. Чем больше человек поместится в каждом обруче, тем лучше. Победят те, в чьем обруче поместятся больше всего человек.
К.-Б.: Да, это игра трудная. Ну как могло в такой малюсенький обруч влезть столько человек? Видать вы и впрямь дружные. Этим вы доказали мне, что добрым быть лучше, чем злым, и лучше иметь множество друзей, а не быть одиноким, как я. Я к вам хочу! Примите меня. Пожалуйста! А за это я расскажу вам сказку, а мои куклы ее покажут. Сказка называется “Принц-на-цыпочках”.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была королева. Хорошая была, добрая. Но вот беда. У нее постоянно болела голова. Ну, очень сильно болела. И поэтому королева часто стонала от боли, особенно, если кто-то издавал какой-то шум. И в этом королевстве все старались вести себя тихо-тихо, ведь там жили только добрые люди. А у королевы был сын, и его звали Принц-на-цыпочках. Догадались почему? Правильно, потому что он постоянно ходил на цыпочках, чтобы звук шагов не беспокоил королеву. А когда ему нужно было пообщаться со своими придворными, он на цыпочках подходил к кому-то из них, прикасался к его носу, и тот, к кому прикоснулись, цеплялся к принцу за пояс, и они следовали дальше…(во время рассказа Мальвина изображает королеву, Буратино – Принца, на детях показывают).
А может, вы тоже хотите сыграть в такую игру? Кто хочет быть королевой? А Принцем? Остальные все придворные.
В.: Каждый человек на земле хочет, чтобы его любили окружающие, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это нужно заслужить. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Аплодисменты по кругу.
Вы действительно замечательные, добрые ребята, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Давайте сыграем в игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в один общий круг. Один начинает, он подходит к кому-то из круга, смотрит ему в глаза, дарит ему свою улыбку, и изо всех сил хлопает в ладоши. Затем, хлопая вместе, они идут к следующему, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, смотрят на него и аплодируют. Затем уже вся тройка подходит к четвертому…