В работе представлен:
- Опыт по использованию компьютерных технологий на уроках математики.
- Опыт по составлению тематического планирования с учётом использования ИКТ (Приложение 1).
- Разработку урока алгебры и начал анализа 10 класса по теме “Преобразование тригонометрических выражений”, в котором максимально отражаются методы, средства использования мною современных компьютерных технологий (Приложение 2).
Опыт по использованию компьютерных технологий на уроках математики
План.
- Актуальность разработки.
- Оригинальность и новизна подхода.
- Практическая значимость разработки.
- Системность, целостность и научная обоснованность.
- Информационное решение (структура, оригинальность информационного наполнения).
- Стилевое единство.
- Творческое использование современных информационных технологий.
- Компетентность в работе с ИКТ.
1. Обоснование актуальность разработки:
- Построение современной образовательной среды;
- Повышение качества образования;
- Достижение педагогических целей;
- Здоровьесбережение.
Построение современной образовательной среды.
Уже сегодня ясно, что XXI век станет веком компьютерных технологий. Компьютеры стремительно проникают во все сферы нашей жизни, и чаще всего это приводит не просто к небольшим изменениям в организации процессов, сопровождающих деятельность человека, а к коренной ломке самих принципов этой организации, к коренному пересмотру наших представлений о целях и задачах, которые должна решать эта организация. И в первую очередь это касается современной системы образования.
После проведения всероссийской программы компьютеризации школ я имею широкую возможность использовать новые технологии на уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.
Повышение качества образования.
Одна из главных задач развития системы образования в наши дни заключается в том, чтобы на основе наблюдаемого в последние годы широкого внедрения в учебный процесс современной компьютерной техники повысить качество образования и востребуемость полученных в результате обучения знаний.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые
информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать
этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм
обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части
материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- использование некоторых формализованных моделей содержания;
- деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Используемое мною программное обеспечение урока математики очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Применяя современные информационные технологии наблюдаю повышение интереса к своему предмету и как следствие повышение качества математического образования, так уровень подготовленности учащихся в среднем за три года стал 75%, подтверждение годовой оценки по результатам итоговой аттестации 9 класса увеличился с 87,5% до 100%.Средний балл на ЕГЭ возрос с 51,8 до 59,3, с подтверждением годовой оценки с 73,3% до 100%.
За последние три года увеличилось на 40% количество учащихся занимающихся исследовательской деятельностью в рамках научного общества учащихся. Ежегодно увеличивается количество ребят проявляющих желание выполнять творческие домашние задания, в форме презентаций.
Внеклассные мероприятия в школе и классе ребята оформляют на компьютере, создавая презентации, видеоролики, используют анимацию, музыкальное сопровождение и т.д.
Интернет стал неотъемлемой частью всех сторон школьной жизни. Это и поиск информации по предметам, обновление школьного сайта, подготовка к олимпиадам.
Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, моя задача состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Передо мною каждый урок встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения математики.
Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Достижение педагогических целей.
Использование компьютерных технологий позволяет мне в определённой степени добиваться следующих целей:
- представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др.);
- повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
- использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
- вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
- использование тестовых задач с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы).
Здоровьесбережение.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Согласно инструкциям по охране труда и безопасности образовательного процесса максимальную частоту и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяю с учётом возраста учащихся, характера учебного предмета и необходимости использования ИКТ в познавательной деятельности.
2. Оригинальность и новизна подхода:
- Приёмы:
Демонстрационный режим.
Индивидуальный режим.
Интернет ресурсы.
Компьютерные мультимедийные обучающие программы - Тестовый интерактивный контроль.
- Вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа).
- Использование видеопроектора и экрана, электронный журнал.
Использую видеопроектор и экран, что в сравнении с аналогами использования традиционных ТСО, позволяет всё сделать в доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь нет ограничения в использовании цветов, и ничего не надо экономить, не тратится бумага и краски. Для создания урока использовалась наиболее доступная и простая среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде отображают основные этапы урока, тексты практической работы, домашние творческие задания, историческую справку, основные формулы, графики, таблицы и прочее. Это освобождает меня от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.
Консультанты на уроке – учащиеся 11-го класса. Оказывают помощь в контроле знаний и заполнении электронного журнала.
3. Практическая значимость разработки заключается в:
- распространение опыта применения ИКТ в образовательном процессе;
- отражение инновационных педагогических подходов c применением ИКТ
– организация личностно-ориентированного учебного процесса,
– использование проектно-исследовательского метода,
– приемов развития критического мышления учащихся,
– осуществление междисциплинарных связей. - Лёгкость в применении любым учителем данной разработки, так как текст сопровождается гиперссылками к презентациям, раздаточному материалу…В случаи пересмотра содержания урока возможна перестановка этапов, дополнение или исключение ненужного.
4. Системность, целостность и научная обоснованность
Системность: при разработке данных уроков материал подаётся таким образом, чтобы курс алгебры и начал анализа был представлен учащимся как единое целое, как взаимообусловленная система знаний. При изучении каждой новой темы я обязательно показываю учащимся её место в общей системе курса, что позволяет поддержать интерес даже к тем вопросам, которые сами по себе скучны или трудны. На уроке решается одна из проблемных ситуаций “Так ли необходимо изучать тригонометрию?”, разъяснения следуют в течение всего занятия при изучении отдельных вопросов, что неминуемо приводит к сознательности и прочности знаний.
На каждом уроке главным является системность, т.е. видение комплекта знаний для применения на практике.
Целостность: при рефлексии на последнем этапе урока все учащиеся убедительно отвечают, что общая система знаний и умений преобразовывать тригонометрические выражения необходимо для целостности изучения не только математических дисциплин, но и физики, техники и т.д.
Научная обоснованность для меня заключается в организации такого темпа, структуры урока, видов, форм и методов деятельности, которые повышают “производительность совместного труда” учителя и учащихся. Свою роль определяю как “дирижёра”, а ученики под моим руководством чаще самостоятельно или в группах, парах добывают знания, обобщают изученный материал и систематизируют полученные сведения. И как основной продукт совместной деятельности – рационализация при выполнении заданий на преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений разными способами.
5. Информационное решение
1-й урок
1-й этап.
Проблемная постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Задача: обеспечение принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Метод: прогнозирование.
Форма роботы: фронтальная
Использование ИКТ: презентация урока с отражением целей, этапов урока и видов контроля знаний.
2-й этап.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Задача: Установление глубины и осознанности знаний, выявление пробелов и их коррекция.
Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный (с применением компьютера ), творческий
Формы работы: фронтальная с использованием компьютера, самостоятельная творческая работа с последующей самопроверкой.
Форма контроля: Самопроверка и взаимопроверка
Использование ИКТ: презентации
Здоровьесбережение: Физкультпауза.
3-й этап.
Повторение и анализ базовых знаний.
Задача: Обработка навыков применения теории к практике при выполнении упражнений, организация целостной системы знаний по данной теме.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
Форма работы: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Использование ИКТ: интерактивный тест
2-й урок
4-й этап.
Расширение знаний учащихся.
Задача: Расширить знания учащихся по теме “Преобразование тригонометрических выражений ”.
Метод: наглядно-иллюстративный (с использованием компьютера).
Форма работы: коллективная, индивидуальное сообщение.
Использование ИКТ :презентации
5-й этап.
Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
Задача: Провести итоговый контроль и выявить уровень обученности учащихся по теме “Решение тригонометрических уравнений с использованием преобразований”, подготовка учащихся к компьютерному тестированию.
Метод: конструктивный, частично-поисковый.
Форма работы: индивидуальная (компьютерный тест).
Форма контроля: Самопроверка.
Здоровьесбережение: физкультпауза.
6-й этап.
Подведение итогов урока.
Цель: рефлексия
Выставление рейтинговой оценки за урок.
Задача: Сделать анализ и дать оценку успешности работы учащихся на уроке.
Метод: словесный, наглядный, с использованием самооценки и взаимооценки; рефлексия.
Форма работы: аналитическая деятельность.
Использование ИКТ: презентация
6. Стилевое единство
Урок выстроен в едином стиле: все этапы урока оформлены в виде слайдов, гиперссылок к презентациям, тестам, заданиям для развития знаний, историческим сведениям.
7. Творческое использование современных, информационных технологий.
“Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО”
Возможности компьютера использую в следующих вариантах (примеры приведены из разработки урока)
- полная замена деятельности учителя (подача нового материала двумя сильными учениками в виде презентаций “Метод вспомогательного аргумента” “Уравнение, линейное относительно sin x и cos x”)
- частичная замена (выступление учащихся с презентациями “Развитие тригонометрии”, “История тригонометрических терминов”)
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала (презентация “Решение тригонометрических уравнений” в которой выполняется задание на обобщение)
- использование диагностических и контролирующих материалов (компьютерный интерактивный тест, с последующей проверкой в классе)
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий (на уроке использованы 5 ученических творческих разработки)
- использование компьютера для вычислений, построения графиков (презентация учащегося “Графики тригонометрических функций и их свойства”)
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы(использую на уроках физики, геометрии)
- использование игровых и занимательных программ (игра “Расшифруй” с использованием компьютера).
8. Компетентность в работе с ИКТ.
- В 1990 году закончила Новгородский государственный педагогический институт по специальности математика и физика, прошла подготовку по предметам: основы информатики и вычислительной техники, техника вычислений и алгоритмизация.
- Прошла курсовую подготовку
В 2002 году “Интернет – технологии для учителей предметников”,Новгород РЦРО.
в 2008 году “Информационные технологии в деятельности учителя предметника”, ГОУ НРЦРО.
в 2008 году “Научно-методические и организационные основы оценки качества образование: технологический аспект. Информатика”, ГОУ НРЦРО.
В 2009 году приняла участие в районном конкурсе по использованию ИКТ технологий. - Обобщила опыт по теме “Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов”.
- Пятый год являюсь руководителем кружка “Основы информатики и вычислительной техники”.