Современный урок математики с поддержкой ИКТ

Разделы: Математика


В работе представлен:

  • Опыт по использованию компьютерных технологий на уроках математики.
  • Опыт по составлению тематического планирования с учётом использования ИКТ (Приложение 1).
  • Разработку урока алгебры и начал анализа 10 класса по теме “Преобразование тригонометрических выражений”, в котором максимально отражаются методы, средства использования мною современных компьютерных технологий (Приложение 2).

Опыт по использованию компьютерных технологий на уроках математики

План.

  1. Актуальность разработки.
  2. Оригинальность и новизна подхода.
  3. Практическая значимость разработки.
  4. Системность, целостность и научная обоснованность.
  5. Информационное решение (структура, оригинальность информационного наполнения).
  6. Стилевое единство.
  7. Творческое использование современных информационных технологий.
  8. Компетентность в работе с ИКТ.

1. Обоснование актуальность разработки:

  • Построение современной образовательной среды;
  • Повышение качества образования;
  • Достижение педагогических целей;
  • Здоровьесбережение.

Построение современной образовательной среды.

Уже сегодня ясно, что XXI век станет веком компьютерных технологий. Компьютеры стремительно проникают во все сферы нашей жизни, и чаще всего это приводит не просто к небольшим изменениям в организации процессов, сопровождающих деятельность человека, а к коренной ломке самих принципов этой организации, к коренному пересмотру наших представлений о целях и задачах, которые должна решать эта организация. И в первую очередь это касается современной системы образования.

После проведения всероссийской программы компьютеризации школ я имею широкую возможность использовать новые технологии на уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.

Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.

Повышение качества образования.

Одна из главных задач развития системы образования в наши дни заключается в том, чтобы на основе наблюдаемого в последние годы широкого внедрения в учебный процесс современной компьютерной техники повысить качество образования и востребуемость полученных в результате обучения знаний.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  •  использование некоторых формализованных моделей содержания;
  •  деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  •  повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Используемое мною программное обеспечение урока математики очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Применяя современные информационные технологии наблюдаю повышение интереса к своему предмету и как следствие повышение качества математического образования, так уровень подготовленности учащихся в среднем за три года стал 75%, подтверждение годовой оценки по результатам итоговой аттестации 9 класса увеличился с 87,5% до 100%.Средний балл на ЕГЭ возрос с 51,8 до 59,3, с подтверждением годовой оценки с 73,3% до 100%.

За последние три года увеличилось на 40% количество учащихся занимающихся исследовательской деятельностью в рамках научного общества учащихся. Ежегодно увеличивается количество ребят проявляющих желание выполнять творческие домашние задания, в форме презентаций.

Внеклассные мероприятия в школе и классе ребята оформляют на компьютере, создавая презентации, видеоролики, используют анимацию, музыкальное сопровождение и т.д.

Интернет стал неотъемлемой частью всех сторон школьной жизни. Это и поиск информации по предметам, обновление школьного сайта, подготовка к олимпиадам.

Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, моя задача состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Передо мною каждый урок встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения математики.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Достижение педагогических целей.

Использование компьютерных технологий позволяет мне в определённой степени добиваться следующих целей:

  • представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др.);
  • повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
  • использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
  • вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
  • использование тестовых задач с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы).

Здоровьесбережение.

При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.

Согласно инструкциям по охране труда и безопасности образовательного процесса максимальную частоту и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяю с учётом возраста учащихся, характера учебного предмета и необходимости использования ИКТ в познавательной деятельности.

2. Оригинальность и новизна подхода:

  • Приёмы:
    Демонстрационный режим.
    Индивидуальный режим.
    Интернет ресурсы.
    Компьютерные мультимедийные обучающие программы
  • Тестовый интерактивный контроль.
  • Вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа).
  • Использование видеопроектора  и экрана, электронный журнал.

 Использую видеопроектор и экран, что в сравнении с аналогами использования традиционных ТСО, позволяет всё сделать в доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь нет ограничения в использовании цветов, и ничего не надо экономить, не тратится бумага и краски. Для создания урока использовалась наиболее доступная и простая среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде отображают основные этапы урока, тексты практической работы, домашние творческие задания, историческую справку, основные формулы, графики, таблицы и прочее. Это освобождает меня от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.

Консультанты на уроке – учащиеся 11-го класса. Оказывают помощь в контроле знаний и заполнении электронного журнала.

3. Практическая значимость разработки заключается в:

  • распространение опыта применения ИКТ в образовательном процессе;
  • отражение инновационных педагогических подходов c применением ИКТ
    – организация личностно-ориентированного учебного процесса,
    – использование проектно-исследовательского метода,
    – приемов развития критического мышления учащихся,
    – осуществление междисциплинарных связей.
  • Лёгкость в применении любым учителем данной разработки, так как текст сопровождается гиперссылками к презентациям, раздаточному материалу…В случаи пересмотра содержания урока возможна перестановка этапов, дополнение или исключение ненужного.

4. Системность, целостность и научная обоснованность

Системность: при разработке данных уроков материал подаётся таким образом, чтобы курс алгебры и начал анализа был представлен учащимся как единое целое, как взаимообусловленная система знаний. При изучении каждой новой темы я обязательно показываю учащимся её место в общей системе курса, что позволяет поддержать интерес даже к тем вопросам, которые сами по себе скучны или трудны. На уроке решается одна из проблемных ситуаций “Так ли необходимо изучать тригонометрию?”, разъяснения следуют в течение всего занятия при изучении отдельных вопросов, что неминуемо приводит к сознательности и прочности знаний.

На каждом уроке главным является системность, т.е. видение комплекта знаний для применения на практике.

Целостность: при рефлексии на последнем этапе урока все учащиеся убедительно отвечают, что общая система знаний и умений преобразовывать тригонометрические выражения необходимо для целостности изучения не только математических дисциплин, но и физики, техники и т.д.

Научная обоснованность для меня заключается в организации такого темпа, структуры урока, видов, форм и методов деятельности, которые повышают “производительность совместного труда” учителя и учащихся. Свою роль определяю как “дирижёра”, а ученики под моим руководством чаще самостоятельно или в группах, парах добывают знания, обобщают изученный материал и систематизируют полученные сведения. И как основной продукт совместной деятельности – рационализация при выполнении заданий на преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений разными способами.

5. Информационное решение

1-й урок

1-й этап.

Проблемная постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача: обеспечение принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Метод: прогнозирование.

Форма роботы: фронтальная

Использование ИКТ: презентация урока с отражением целей, этапов урока и видов контроля знаний.

2-й этап.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задача: Установление глубины и осознанности знаний, выявление пробелов и их коррекция.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный (с применением компьютера ), творческий

Формы работы: фронтальная с использованием компьютера, самостоятельная творческая работа с последующей самопроверкой.

Форма контроля: Самопроверка и взаимопроверка

Использование ИКТ: презентации

Здоровьесбережение: Физкультпауза.

3-й этап.

Повторение и анализ базовых знаний.

Задача: Обработка навыков применения теории к практике при выполнении упражнений, организация целостной системы знаний по данной теме.

Метод: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Форма работы: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Использование ИКТ: интерактивный тест

2-й урок

4-й этап.

Расширение знаний учащихся.

Задача: Расширить знания учащихся по теме “Преобразование тригонометрических выражений ”.

Метод: наглядно-иллюстративный (с использованием компьютера).

Форма работы: коллективная, индивидуальное сообщение.

Использование ИКТ :презентации

5-й этап.

Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

Задача: Провести итоговый контроль и выявить уровень обученности учащихся по теме “Решение тригонометрических уравнений с использованием преобразований”, подготовка учащихся к компьютерному тестированию.

Метод: конструктивный, частично-поисковый.

Форма работы: индивидуальная (компьютерный тест).

Форма контроля: Самопроверка.

Здоровьесбережение: физкультпауза.

6-й этап.

Подведение итогов урока.

Цель: рефлексия

Выставление рейтинговой оценки за урок.

Задача: Сделать анализ и дать оценку успешности работы учащихся на уроке.

Метод: словесный, наглядный, с использованием самооценки и взаимооценки; рефлексия.

Форма работы: аналитическая деятельность.

Использование ИКТ: презентация

6. Стилевое единство

Урок выстроен в едином стиле: все этапы урока оформлены в виде слайдов, гиперссылок к презентациям, тестам, заданиям для развития знаний, историческим сведениям.

7. Творческое использование современных, информационных технологий.

“Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО”

Возможности компьютера использую в следующих вариантах (примеры приведены из разработки урока)

8. Компетентность в работе с ИКТ.

  • В 1990 году закончила Новгородский государственный педагогический институт по специальности математика и физика, прошла подготовку по предметам: основы информатики и вычислительной техники, техника вычислений и алгоритмизация.
  • Прошла курсовую подготовку
    В 2002 году “Интернет – технологии для учителей предметников”,Новгород РЦРО.
    в 2008 году “Информационные технологии в деятельности учителя предметника”, ГОУ НРЦРО.
    в 2008 году “Научно-методические и организационные основы оценки качества образование: технологический аспект. Информатика”, ГОУ НРЦРО.
    В 2009 году приняла участие в районном конкурсе по использованию ИКТ технологий.
  • Обобщила опыт по теме “Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов”.
  • Пятый год являюсь руководителем кружка “Основы информатики и вычислительной техники”.

Приложение 4. Приложение 5.