Коррекционно-развивающая работа с учащимися классов ККО - один из важных пунктов работы психолога начальной школы. Несколько слов о содержании и организации психологической коррекции в начальной школе. Психолог составляет программу коррекционных занятий на весь учебный год. Занятия проходят один раз в неделю. После каждого занятия учащиеся получают домашние задания, если они не успели выполнить их во время урока. В начале года во время первого родительского собрания ставим родителей в известность о предстоящей групповой или индивидуальной работе психолога с детьми. Родители пишут своё согласие на коррекционную работу в письменном виде. Обычно учащиеся с видимым удовольствием посещают эти занятия, т.к. "там хорошо, весело и мы играем в разные игры и выполняем интересные задания".
Различают индивидуальную и групповую коррекции. Индивидуальная коррекция подразумевает индивидуальные занятия психолога с детьми. Показания к индивидуальной коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы не поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. В первых классах коррекционная работа проводится по результатам психодиагностического скрининга. Скрининг проводится дважды в год: в начале и в конце учебного года. Те учащиеся, которые по итогам выполнения заданий оказываются в третьей и четвёртой группах (группа риска и группа экстрариска), являются детьми, с которыми проводится индивидуальная психологическая коррекционная работа.
Работа проводится по расписанию и графикам индивидуальной и групповой работы. В первых классах индивидуальной психологической работой охвачены 10 человек. Во вторых, третьих и четвёртых классах индивидуальная работа проводится с 20 учащимися.
Под групповой формой коррекции подразумевается работа психолога с группой детей от 9-10 человек. На наш взгляд, групповая коррекция оказывается более эффективной, чем индивидуальная. Она особенно полезна и актуальна той группе детей, которые испытывают трудности в общении и контактах со сверстниками, обладающих обидчивым характером, замкнутых, неуравновешенных, пугливых, застенчивых или агрессивных, имеющих проблемы в социуме.
На групповых коррекционных занятиях нами применяются различные методики и приёмы, которые помогают ребёнку расслабиться, отдохнуть и снять напряжение от уроков. На психологических занятиях применяется такая методика, как групповая релаксация на фоне спокойной инструментальной музыки.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Зарубежные психологи уже давно используют музыку в рамках антистрессовых программ. Коррекционные занятия обычно начинается с расслабления. Учащиеся прослушивают музыкальные произведения, а потом обсуждают собственные переживания, воспоминания и мысли, возникающие у них в ходе прослушивания. Одновременно идёт и развитие речи учащихся. После обсуждения ребята рисуют на большом ватманом листе всё то, что они мысленно увидели во время расслабления. Здесь одновременно с музыкотерапией используется и арттерапия.
Арттерапия - это форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятельности ученика. Ребёнок произвольно выражает свои внутренние переживания и совершенно не беспокоится о художественных достоинствах своей работы.
Иногда перед расслаблением ребятам даются задания:
Например, увидеть самое счастливое место на земле, где ребёнок чувствовал бы себя свободным и уверенным, находился бы на вершине блаженства, радости и покоя.
Или увидеть, а потом изобразить на ватмане подарок самому дорогому и любимому человеку. Этот подарок не имеет цены, он практически бесценен и его невозможно купить ни за какие деньги.
1. Кирилл: "Победу папе на баскетбольном поле"
2. Руслан: "Волшебный ручей, который дал бы вечную молодость моей маме".
3. Магомет: "Паспорт маме".
4. Настя: "Добрую улыбку"
5. Вася Барановский: "Вечную жизнь маме".
6. Денис: "Жизнь моему умершему деду".
7. Вася Гурчиани: "Классный автомобиль отцу".
8. Вика: "5 миллионов роз мамочке".
Вот ещё одно задание: мысленно увидеть свой герб. Выразить себя и свои внутренние убеждения в этом гербе, свой взгляд на мир, а рядом с гербом написать жизненный девиз каждого.
1. Кирилл: " Футбол - моя жизнь"
2. Руслан: "Мой герб и девиз - ЗНАНИЕ".
3. Магомет: "Человек - это и есть жизнь".
4. Настя: "Я люблю жизнь".
5. Вася Барановский: "Мой девиз - просто жизнь".
6. Денис: "Пусть моя мама вечно со мной!".
7. Вася Гурчиани: "Друзья прежде всего!"
8. Вика: "Мой девиз: СЕРДЦЕ".
В этом упражнении используются возможности как музыкотерапии, так и арттерапии. Таким образом, арттерапия совместно с музыкотерапией позволяют работать с мыслями и чувствами, развивает воображение, фантазию и помогает детям в достижении внутренней гармонии. А внутренняя гармония - по утверждению признанных авторитетов психологии - это и есть ЗДОРОВЬЕ.
На коррекционных занятиях применяется также элементы телесно- ориентированной терапии. Несколько слов об этом методе и его создателе. Австрийский психотерапевт - Вильгельм Райх является основателем телесно-ориентированной психотерапии.
Он был учеником З.Фрейда, который отошёл от психоанализа и основное внимание уделил лечебным воздействиям на тело. Он доказал на примерах, что воздействуя на тело, можно добиться оздоровления души человека. Он использовал разнообразные виды контакта с телом, такие как:
- Мягкое прикосновение
- Массирование
- Контролируемое надавливание
- Регулируемые виды дыхания.
К одному из таких видов дыхания относится ребёфинг. В переводе с английского - "второе рождение". Эта методика широко используется в Англии и Америке.
Ещё во второй половине 1 класса ребята научились элементарным приёмам массажа спины. Эти умения и навыки мы используем время от времени во время КР занятий. Все становятся друг за другом паровозиком и массируют спину впередистоящего человека.
Во время коррекционных занятий использую ещё одно упражнение. Выходят к доске 2 человека и один ученик начинает писать на спине товарища букву или цифру, или короткое слово, например, КИТ, КОТ. Другой должен угадать, что пишут на его спине и назвать букву или прочесть слово. Такие упражнения снимают усталость детей после уроков, повышают жизненный тонус, стимулируют активность, дают ощущение свободы и раскованности. И в конечном итоге также способствуют душевному здоровью ребёнка.
Что касается развивающих упражнений, они в великом множестве имеются в психологической литературе. Во 2 "Б" классе занятия проводятся с опорой на научно-методическое пособие авторов доктора педагогических наук профессора Екжановой Е.А. и кандидата психологических наук Фроликовой О.В. В 3 "Б" классе использую материалы следующих авторов: Клаус Фопель, Хухлаева О,В., Слободяник Н.П., и множество рабочих тетрадей "Развиваем внимание, мышление, память".
Основное внимание на коррекционных занятиях уделяется развитию познавательных процессов: вниманию, памяти, мышлению, восприятию. В своей работе часто использую родительский авторитет. Во время родительских собраний рассказываю родителям над чем мы работаем в этом триместре. Первый триместр у нас был посвящён развитию внимания, во втором триместре мы развивали память. Весной мы будем развивать мышление. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в процесс обучения на родительских собраниях рассказываю им об изучаемой теме. На прошлом родительском собрании я говорила о памяти. Приводила интересные факты и цифры, связанные с памятью. Показывала родителям работы их детей. Родители всегда заинтересованы в том, чтобы их ребёнок развивался, приобретал какие-то новые психологические знания и навыки.
Работа с родителями
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. По мнению учёных, в сегодняшней ситуации сами родители обескуражены, т.к. наряду с детьми с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые. Задача психолога в такой ситуации, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнёрами школы в деле воспитания детей. Это очень важно выработать совместные действия школы и родителей, опираясь на их жизненный опыт, уважение, соблюдение интересов родителей и незыблемый авторитет школы. По инициативе руководства школы вот уже второй год в школе существует родительский Клуб "Первоклассник" и " Второклассник". Регулярные выступления психолога на родительских собраниях по различным актуальным темам (так называемая просветительская работа), обсуждение результатов скрининга с родителями первоклассников, а также рассказ психолога о групповой и индивидуальной работе с учащимися младшей школы, способствуют сплочению и мобилизации совместных усилий родителей, учителя и психолога для эффективного решения проблем воспитания детей.
Проводится большая психологическая работа с учащимися 3А класса. По просьбе родителей этого класса я посетила родительское собрание, на котором было принято совместное решение: провести серию бесед и воспитательных мероприятий с учащимися для улучшения общей психологической атмосферы в классе. Цель всех этих мероприятий была одна: привитие детям добра, любви и уважения к родителям, учителям и к школе. Чтобы встав взрослыми, вспоминая о школе, они могли сказать: "Мне действительно крупно повезло, что я учился в школе имени Соломатина".
За январь, февраль и март месяцы состоялись три беседы. Первая беседа была посвящена опасности и плохим последствиям от сквернословия, результатом которого явились детские работы ребят - коллажи:
(Коллаж от французского - наклеивание. Художественный приём в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на листок бумаги изображения различных предметов. Выражение какой-то идеи через рисунки, фотографии и вырезки из старых журналов): "Нет сквернословию!", "Моя любимая мамочка", "Я люблю и уважаю своего отца!", "Мы все дружно отказались от мата!" и т.д.
Вторая беседа "Несколько идей, которые смогут улучшить вашу жизнь" была посвящена вечным нравственным ценностям человечества: терпению, умению в жизни делать правильный выбор между добром и злом, умению сочувствовать и приходить на помощь друг другу, умению прощать, умению быть благодарным, одним словом: самосовершенствованию. Результатом этой беседы было принятие всем классом совместного решения - стать лучше, добрее, уважать своих родителей и учителей. В конце занятия ребята впервые вставали и говорили спасибо своему классному руководителю. Это были первые шаги, которые они сделали навстречу мудрости и добру. Умение благодарить - это одно из лучших качеств человека, которое надо терпеливо прививать с детства. И первое, что должны усвоить дети - умение быть благодарным своим родителям и своим учителям. В каждом цивилизованном обществе принято с глубоким уважением относиться к Учителю. Так как учитель не просто Мари Ванна, учитель представляет собой правила и законы общества, которые надо принимать и выполнять. И если это привито с детства, то у взрослого человека не будет такого уродливого проявления, как критиканство. Общеизвестно, что мы заслуживаем того начальника, того президента, который есть. Чем ругать темноту, зажги хотя бы одну свечу, чтобы стало светлее вокруг. Чем тратить свою жизненную энергию на жалобы и критику, потрать эту драгоценную энергию на изменение самого себя, т.к. общеизвестно: изменишься ты - изменится мир вокруг тебя! И если ты хочешь стремительных изменений в своей жизни - первое что ты должен сделать - это начать БЛАГОДАРИТЬ! Если задуматься, то мы постоянно должны благодарить за всё, что мы имеем. Чтобы донести эту идею до детей, ребятам 3 "А" класса было дано задание: сделать схему: "Кому я благодарен в жизни?" Они изобразили солнце, внутри которого стоит буква "Я", а оттуда идут лучи благодарности к тем людям, которым они хотели бы сказать спасибо. Как из рога изобилия посыпались слова благодарности не только родителям, учителю, друзьям, но и школе и даже Москве! У кого-то сердце раскрылось и сказало спасибо 18 людям! У кого-то только пятерым! Каков бы не был результат - начало положено! И это радует! Сам учитель не может сказать: "Ребята говорите мне спасибо! За мой тяжёлый ежедневный труд, за мои бессонные ночи, когда я сижу за вашими тетрадками". Нужен третий человек, психолог, который бы бережно и спокойно объяснил детям, о необходимости быть благодарными.
Третье занятие было практическим: дети учились говорить друг другу добрые слова, учились находить друг в друге только хорошее. Надевали "Волшебные очки", через которые видели только прекрасные качества в своих одноклассниках. Когда проводилась игра "Волшебный стул", сажала на этот стул тихих, незаметных, неуверенных, непопулярных детей и просила ребят посмотреть на них добрыми глазами и увидеть в них то, за что их любят мамы, папы, бабушки, и дедушки. И постепенно в ходе этих игр дети стали раскрываться, они буквально на глазах расцветали, каждый хотел сказать что-то хорошее, так они рвались выйти к доске и поучаствовать в игре.
Следующая игра называлась "Шаги - комплименты". Суть игры заключается в следующем: ребята должны сказать комплимент девочке и сделать один шаг по направлению к ней. Лучшие комплименты считаются те, которые отображают внутренние черты характера человека, а не просто касаются внешности. Если мальчик не справился с заданием - он делает шаг назад. Трудно, ох как трудно давались ребятам эти шаги! Но в большинстве своём мальчики оказались на высоте.
Следующим этапом работы будет непосредственное прямое общение с родителями этого класса - проведение социально-психологического тренинга общения.
Что мешает эффективной работе с родителями?
Перечислю факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:
Ожидание быстрого и лёгкого успеха, желание быстро найти лёгкие ответы на трудные вопросы. Воспитательный процесс - это дело не одного дня. Не раз и не два ребята по привычке будут наступать на одни и те же грабли, привычно реагировать так, как они привыкли. Но капля за каплей, одна беседа за другой, одно мероприятие за другим, привлечение в воспитательный процесс родителей и "лёд тронется, господа присяжные заседатели!" по образному выражению Остапа Бендера. Позитивные изменения в поведении ребёнка обязательно начнутся, потому что психика ребёнка окончательно ещё не сформировалась. Он каждый день растёт, а вместе с ним меняется и его внутренний мир, его отношения к своему окружению. Хвалить, поощрять ребят за их хорошие слова и поступки или , когда он оступится. Воспитательный процесс требует океана терпения. Необходимо быть к этому готовым.
- Завышенные и нереалистичные ожидания от психолога.
- Редкость и кратковременность групповой работы с родителями.
- Возможное активное или пассивное сопротивление родителей.
Ещё весной возникла идея создания стенда, где будут показаны результаты творческих работ учащихся начальной школы. Арттерапия, как уже было сказано выше, один из эффективнейших методов по улучшению эмоционального состояния ребёнка, по развитию его мышления и творческой фантазии. На этом стенде были вывешены лучшие творческие работы детей на различные психологические темы. Каждому родителю будет приятно сознавать, что его ребёнок создаёт своими руками такие коллажи, которые служат образцом для других детей. Да и сами ребята захотят быть более активными в своём творческом самовыражении. Во второй половине стенда отображена работа педагога-психолога начальной школы за весь отчётный период. Чтобы вложить в сознание учащихся идею благодарности нелёгкому труду учителя и уважение своим родителям, в середине стенда повесила две газеты, выполненные руками учащихся 3 "Б" класса. Газета так и называется "Цветы благодарности". Вторая газета посвящена борьбе со сквернословием, которая заражает неокрепшие души наших детей и только с первого взгляда кажется таким несущественным и малозначимым. Таким образом, работа психологической службы и в этом случае служит одной цели - воспитанию нравственных ценностей у подрастающего поколения, т.к. здоровая психика это гармоничный внутренний мир, душевный покой и уверенность в своих силах.