Урок №1
Тема: Текстильные волокна.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма: беседа.
Интеграция: биология.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения.
- Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитать интерес к изучению предмета технология.
Структура урока.
Этапы работы |
Содержание работы |
Материально-техническая база |
Организационно-подготовительный | Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. |
Презентация, пособия с растениями. |
Формирование новых знаний | Теоретические сведения. | Презентация |
Контроль и рефлексия. | Ответы на вопросы | Презентация |
Подведение итогов. | Домашнее задание. |
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке
мы начинаем изучать новый раздел
«Материаловедение». Эта наука изучает
строение и свойства материалов, используемых для
изготовления швейных изделий. Тема нашего урока
«текстильные волокна», вы узнаете, какие они
бывают, из чего их получают и как используют.
Текстильные волокна – это волокна, которые
используют для изготовления пряжи, ниток, тканей.
(Слайд 2)
Натуральные волокна – это волокна, которые
имеются в природе.
Химические волокна – это волокна,
полученные на предприятии. (Слайд 3)
Волокна растительного происхождения. (Слайд 4)
Хлопок вырабатывают из хлопчатника –
травянистого кустарника. Цвет белый или
кремовый. (Слайд 5)
Капок вырабатывают из сейбы –
шелково-хлопкового дерева, распространенного в
лесах Америки. (Слайд 6)
Койр – упругое волокно темно-бурого цвета,
окружающее скорлупу кокосового ореха. (Слайд 7)
Лён вырабатывают из стеблей льна – травянистого
растения. Длина волокон 35-90 мм, цвет от
светло-серого до темно-серого. Лен обладает
некоторым блеском, т.к. его волокна имеют гладкую
поверхность. (Слайд 8)
Конопля – вырабатывают из стеблей травянистого
растения конопли. (Слайд 9)
Крапива. Можно ли вязать из крапивы? На этот
вопрос давным-давно дал ответ еще Г.Х. Андерсен.
2. Из первых уст…
«Твоих братьев можно спасти, – сказала
Фата-Моргана, – но хватит ли у тебя мужества и
стойкости? Вода мягче твоих нежных рук, и все-таки
она делает камни гладкими и круглыми, но вода не
чувствует боли, которую будут чувствовать твои
пальцы; у воды нет сердца, которое сжимается от
страха и муки, как твое сердце». (Слайд 10)
Джут вырабатывают из джута – кустарника
семейства липовых. (Слайд 11)
Кенаф вырабатывают из стеблей высокого (4 метра)
однолетнего растения кенафа. (Слайд 12)
Абака вырабатывают из листьев абаки –
текстильного банана. (Слайд 13)
Сизаль вырабатывают из листьев агавы сизалевой.
(Слайд 14)
Производство хлопка. Когда плод
хлопчатника созревает, коробочка раскрывается,
волокно вместе с семенами готово к сбору.
Его собирают хлопкоуборочными машинами или
вручную. (Слайд 15)
Производство льна. В августе когда семена
в основном созрели, а волокно уже сформировалось,
проводят уборку льна.
Его выдергивают с корнем (теребление), сушат и
обмолачивают для отделения коробочек с семенами.
(Слайд 16)
Свойства хлопка. У каждого волокна есть положительные и отрицательные свойства. (Слайд 17)
Свойства льна: (слайд 18)
Из хлопка вырабатывают ситец, бязь, фланель. Из
льна льняную ткань. (Слайд 19)
3. Контроль и рефлексия
– Где человек берёт натуральные волокна? (В
природе)
– А химические? (Производит на заводе)
– Перечислите волокна растительного
происхождения. (Лён, хлопок, крапива, джут,
сизаль, кенаф, конопля, абака)
– Чем полезны эти волокна для человека? (Гигроскопичностью,
воздухопроницаемостью, гипоаллергенностью (Слайд
20)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения. Узнали о том, из чего можно получить волокна, о свойствах основных волокон, используемых в нашей стране.
5. Домашнее задание: выучить конспект.
Урок №2
Тема: Прядение и ткачество.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма: рассказ, беседа.
Интеграция: биология, математика.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.
- Научить различать нить основы и утка.
- Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитать интерес к изучению предмета технология.
Структура урока.
Этапы работы |
Содержание работы |
Материально-техническая база |
Организационно-подготовительный | Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. |
|
Формирование новых знаний | Теоретические сведения. | Презентация, пособия с тканями |
Применение знаний | Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения» | Учебник, тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы. |
Контроль и рефлексия. | Ответы на вопросы | Презентация |
Подведение итогов. | Домашнее задание. |
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «прядение и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.
Пряжа – скрученная нить из любого сырья.
Предназначена для производства тканей,
трикотажа, швейных ниток. (Слайд 2)
Прядение – процесс получения из
волокнистой массы пряжи. Цель прядения –
получение равномерной по толщине пряжи. (Слайд 3)
Раньше процесс прядения занимал много времени,
потому что выполнялся вручную. Делали это
спомощью веретена или прялки. (Слайд 4).
Ткань – материал, который изготавливается
на ткацком станке путем переплетения пряжи
(Слайд 5)
Ткачество – процесс получения ткани из
пряжи. (Слайд 6)
Ручные станки для ткачества могут быть
горизонтальные и вертикальные. (Слайд 7)
На фабриках стоят станки, в которые заправляют
нитки, а он сам ткет ткань. (Слайд 8)
Ткань состоит из нитей основы (долевые) и утка
(поперечные)
Основные нити длинные, прочные, не тянутся,
проходят вдоль кромки
Уточные нити короткие, тянутся, проходят поперёк
ткани. (Слайд 9)
Следующее понятие – ткацкое переплетение. Это
переплетение нитей основы и утка. Самое
простое переплетение – полотняное, в нём одна
нить основы переплетается с одной нитью утка. (Слайд
10)
2. Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета
полотняного переплетения»
Выполнение работы по инструкционным картам на
стр.13 учебника.
3. Контроль и рефлексия
– Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная
из коротких волокон)
– Пряжа получается в процессе… (Прядения)
– Что такое ткань? (Материал, полученный путем
переплетения нитей)
– Вдоль кромки проходят нити… (Основы)
– Поперек ткани проходят нити… (Утка)
– Ткацкое переплетение – это… (Переплетение
нитей основы и утка) (Слайд 11)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.
5. Домашнее задание: выучить конспект.
Урок №3
Тема: Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Тип урока: получение новых знаний, повторение и закрепление.
Форма: рассказ, беседа.
Интеграция: ИЗО.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями: лицевая и изнаночная сторона ткани.
- Научить различать лицевую сторону ткани.
- Закрепить знания, полученные при изучении раздела «материаловедение»
- Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитать интерес к изучению предмета технология.
Структура урока.
Этапы работы |
Содержание работы |
Материально-техническая база |
Организационно-подготовительный | Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. |
|
Формирование новых знаний | Теоретические сведения. | Карточки с признаками лицевой и изнаночной стороны ткани |
Применение знаний | Практическая работа «Определение лицевой стороны ткани» | Учебник, тетрадь, образцы тканей, клей, ножницы. |
Контроль и рефлексия. | Кроссворд | Презентация |
Подведение итогов. |
ХОД УРОКА
Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы
закончим изучать раздел «Материаловедение».
Тема урока «Лицевая и изнаночная сторона ткани».
На первом уроке я расскажу вам о том, как отличить
лицевую сторону ткани от изнаночной. На втором
уроке будем разгадывать кроссворд.
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они
различаются по определенным признакам.
- На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
- На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий.
- Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
- У ворсовой ткани на лицевой стороне есть ворс.
- У ткани с блестящей поверхностью на лицевой стороне блеск сильнее.
Применение знаний
Практическая работа «Определение лицевой стороны ткани». Выполнение работы по инструкционным картам на стр.12 учебника.
Контроль и рефлексия
Кроссворд по разделу «материаловедение» (презентация)
Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы научились определять лицевую сторону ткани. Мы с вами закрепили знания, полученные на все уроках по материаловедению. На следующем уроке начнем новый раздел машиноведение.
Домашнее задание: принести тетрадь.
Используемая литература:
1. В.Д.Симоненко Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – М.: Вентана-Граф, 2004.