Программа дополнительного образования "Литературный немецкий"

Разделы: Иностранные языки


Журналистика - литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах.

Изобразительное искусство - искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве.

Лингвистика - наука о языке, языкознание.

Программа дополнительного образования "Литературный немецкий" направлена на создание условий для развития личности ребенка, а также создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие мотивации личности к познанию и творчеств.

Новизна заключается в практическом применении информационных технологий и предметных связей: информатики, русского, и немецкого языков и состоит в интеграции 3-х направлений журналистики, оформительской деятельности и прикладной лингвистики, а также в создании условий для профессионального самоопределения и в формировании специальных знаний, умений и навыков учащихся среднего звена.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка (ИЯ) в школе с углубленным изучением немецкого языка, которая позволяет выявить противоречия между:

  • требованиями программы общеобразовательных учреждений для школы с углубленным изучением иностранного языка и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале содержащий социально-культурный компонент;
  • условиями работы в классно-урочной системе преподавания ИЯ и потребностями учащихся реализовывать свой творческий потенциал;
  • потребностями социума в просветительской деятельности дополнительного образования и недостатком информации на ИЯ.

Цель: развитие творческой личности ребенка через создание благоприятных условий для его профессионального самоопределения, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Задачи:

  • Познакомить детей с журналисткой терминологией, показать роль СМИ в жизни общества;
  • Развивать информационно-коммуникативные умения (ясно излагать мысль, понимать собеседника, обмениваться мнениями);
  • Учить извлекать и перерабатывать информацию из различных источников (на немецком и родном языках);
  • Выявить и развивать природные задатки в области лингвистики, журналистики и изобразительного искусства;
  • Способствовать эстетическому воспитанию детей;
  • Развивать организационные умения (сотрудничать, ставить задачу, планировать);
  • Развивать интеллектуальные умения (обобщать, систематизировать, выделять главное, сравнивать).

Программа рассчитана на 1 год обучения.

В реализации данной программы участвуют дети 11-14 лет, т.е. учащиеся 5-9-х классов.

Данная программа рассчитана на 144 часа, исходя из 36 учебных недель (из расчёта 4 часа в неделю). Предметное содержание программы отражает наиболее важные и интересные события из жизни школьников, а также внеклассные мероприятия. Учебный план составлен в соответствии информационно-лингвистическим направлением деятельности и соответствует уставу школы, программе развития, а также целям, задачам и структуре образовательной программы школы.

Занятия в школьном пресс-центре на немецком языке - это дополнительный стимул к освоению не только ПК, но и немецкого языка, повышению мотивации в изучении иностранного языка.

Программа данного курса нацелена не только на передачу информации в газету на немецком языке, но и на развитие языковой догадки, мышления на иностранном языке, на умение выявлять дифференциальные признаки языковых явлений немецкого языка по сравнению с родным языком, на развитие письменной речи на немецком языке в ходе обобщения необходимой информации и описании событий. Содержание курса отражает не только важные события школы и нашей страны. Отдельный блок программы посвящен традициям и обычаям Германии, а также знаменательным датам Германии и стран изучаемого языка.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков (ЗУН). Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.

Режим занятий: 4 часа в неделю

Ожидаемые результаты обучения по данной программе.

  • Сформированность специальных ЗУН в области журналистики;
  • Улучшение оформительских навыков;
  • Обогащение социально-культурными и лингвистическими знаниями.
  • Профессиональное самоопределение

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:

  • рефлексия;
  • отчетная работа;
  • открытые занятия;
  • выставка идей;
  • лексико-грамматический тест.

Содержание дополнительной образовательной программы "Литературный немецкий"

Раздел 1. Азбука СМИ Теория:

  • понятие СМИ, журналистика, публицистика;
  • источники информации;
  • методы сбора информации;
  • профессии в СМИ;
  • региональные СМИ (НРК).

Практика:

  • сбор информации;
  • ролевые игры;
  • разработка рекламных проектов.

Раздел 2. Оформительская деятельность: Теория:

  • полиграфическая продукция;
  • типы шрифтов;
  • восприятие цвета;
  • издание газеты. Практика:
  • дизайн визиток;
  • оформление стенгазет.
  • издательская деятельность.

Раздел 3. Лингвистика:

Теория:

  • особенности публицистического жанра;
  • особенности перевода. Практика:
  • переработка информации, перевод;
  • чтение с различными стратегиями,
  • коррекция лингвистических ошибок,
  • лингвистические игры, конкурсы,
  • написание небольших статей, рекламных объявлений.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Литературный немецкий"

Формы занятий: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, дифференцированная.

Приемы и методы организации УВП:

  • Объяснительно-иллюстративный метод;
  • Коллективное творческое дело;
  • Проблемное обучение.

Дидактический материал:

  • Карточки-иллюстрации;
  • Ролевые карточки;
  • Карточки с определениями;
  • Карточки с афоризмами;
  • Видео- и аудиоматериалы;
  • Буклеты;
  • Газеты.

Техническое оснащение занятий.

Для успешной и качественной реализации программы необходимо специальное помещение, оснащенное следующей аппаратурой:

  • компьютер
  • телевизор
  • магнитофон;

Учебный план

Наименование образовательной
программы (направление)
Ф.И.О. педагога Количество
учебных часов
(групповые занятия!
Количество
учебных часов
(индивидуальные занятия)
Количество учебных групп Количество обучающихся
1-й год 2-й год 3-й год всего 1-й год 2-й год 3-й год всего 1-й год 2-й год 3-й год всего 1-й год 2-й год 3-й год всего
"Литературный немецкий" Информационно-
лингвистическое
Козлова Марина Александровна       144         1       10      
                                   
                                   
                                   

Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятий Кол часов Дата
по плану
Дата
по факту
Корректировка
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1      
2 Цели и задачи программы. Этический кодекс журналиста. 1      
3 СМИ и их роль в обществе. 2      
4 Экскурсия в издательство "Северная вахта" 2      
5 Понятие текста 2      
6 Подбор материала к выпуску статьи "Лето звонкое пропело!" 2      
7 Публикация статьи "Лето звонкое пропело!" 2      
8 Типы речи. Повествование. 2      
9 День Объединения Германии. Подбор материала. 2      
10 Публикация статьи "День Объединения Германии" 2      
11 Публикация статьи "Учитель, перед именем твоим..." 2      
12 День Благодарения. Подбор материала. 2      
13 Публикация статьи "День Благодарения в Германии". 2      
14 Типы речи. Описание. 2      
15 Публикация статьи юбилею школы. 2      
16 Методы сбора материала. Интервью. 2      
17 Интервью у учителей к юбилею школы. 2      
18 Публикация статьи "Летопись нашей школы" 2      
19 Подбор материала к празднику всех Святых. Публикация материала. 2      
20 Экскурсия в издательство "Северный луч" 2      
21 Публикация статьи к празднику всех Святых. 2      
22 Методы сбора материала. Заметка. 2      
23 Подбор заметок из школьной жизни. 2      
24 Публикация заметок из школьной жизни. 2      
25 Стили речи. Литературный. 2      
26 Публикация стихов Эриха Фрида. 2      
27 Типы речи. Повествование. 2      
28 Подбор материала ко Дню Матери. 2      
29 Публикация статьи ко Дню Матери. 2      
30 Праздники в Германии. Адвент. Изготовление праздничного календаря. 2      
31 Поздравления с Рождеством. Рождественские открытки. 2      
32 Подбор материала для Рождественского выпуска статьи. 2      
33 Подбор материала. Рождественские посиделки. Из истории праздника. 2      
34 Рождественский выпуск статьи. 2      
35 Подбор материала к Новогоднему выпуску газеты. 2      
36 "Рождественские посиделки". Чаепитие. 2      
37 Экскурсия в издательство "Копейка". 2      
38 Анализ работы творческой группы "Литературный немецкий" за I полугодие. 2      
39 Стили речи. Художественный. 2      
40 Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". 2      
41 Публикация статьи "Фридрих Шиллер". 2      
42 Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". 2      
43 Публикация статьи "Габриэль Гликман - выдающийся художник Германии". 2      
44 "Газетный" немецкий язык. 2      
45 Юбилейный год школы. Подбор материала. 2      
46 Подбор материала ко Дню Валентина. 2      
47 Публикация материала ко Дню Валентина. 2      
48 Особые приёмы сокращённой передачи информации. 2      
49 Праздники Германии. Подбор материала. 2      
50 Масленица. Кёльнский карнавал. Публикация материала. 2      
51 Берлинский кинофестиваль. Подбор материала. 2      
52 Публикация материала. Берлинский кинофестиваль. 2      
53 Общие свойства языка и стиля прессы. 2      
54 Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". 2      
55 Публикация материала. Вольфганг Амадеус Моцарт -выдающийся музыкант. 2      
56 Издания для детей и юношества в Германии. 2      
57 Основные жанры прессы и возможности их использования в школе. 2      
58 Это интересно: Истории из школьной жизни. 2      
59 Чаепитие. 2      
60 Анализ работы творческой группы "Литературный немецкий" за III четверть . 2      
61 День юмора и смеха. Истории из школьной жизни. Публикация материала. 2      
62 Рекомендации по использованию материалов прессы в учебных целях. 2      
63 Праздники Германии. Подбор материала. 2      
64 Пасхальный праздник. Публикация материала. 2      
65 Написание поздравительных пасхальных открыток . 2      
66 Рок музыка в Германии. Подбор материала. 2      
67 Публикация материала. Рок музыка в Германии. 2      
68 Газетные заголовки и их специфика. 2      
69 По странам и городам Германии. Подбор материала. 2      
70 Путешествие по городам Германии. Публикация материала. 2      
71 Особенности перевода с русского на немецкий. 2      
72 Это интересно: кроссворды, викторины. 2      
73 Особенности текстов прессы. 2      
74 Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". 2      
75 К юбилею Дмитрия Шостаковича. Публикация материала. 2      
76 Анализ работы творческой группы "Литературный немецкий" за год. 2      

Методические рекомендации к организации занятий по программе

Главными задачами педагога при работе с детским коллективом являются: сплочение коллектива и создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, индивидуальные особенности.

Важно, чтобы в коллективе была атмосфера взаимопонимания и сотрудничества и воспитанники осознавали ответственность.

Очень большое значение имеет поддержка педагога, создание им для воспитанников ситуации успеха. Педагог учит воспитанников общаться друг с другом, с окружающими, помогает грамотно выстроить не только "диалог жанров", но и диалог с окружающими людьми, расширить круг общения, проявить лидерские качества.

Список литературы.

  1. Душенко К.В. Закон малинового джема: Афоризмы.- М.: ЭКСМО-Пресс,1999.
  2. Калинина Л.В. Предметная неделя немецкого языка в школе.-Ростов на Дону, Феникс, 2007.
  3. Лазутина Г.А. Основы творческой деятельности журналиста, М, 2000.
  4. Лукина М.А. Технология интервью. М, 2003.
  5. Максимов A.M. Как разговорить собеседника или Ремесло общения.- ACT - Пресс Книга, 2005.
  6. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: ООО "ИТИ Технологии", 2006.
  7. Мягкова Л. А. Особенности и общие характеристики оформления детских газет, 2000 г. №1
  8. Современный словарь иностранных слов,- М.: Русский язык, 1992.
  9. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. - М.: ACT -ПРЕСС, 1998.
  10. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2002.
  11. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер,2004
  12. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
  13. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.
  14. Федечкина Е.Н. Издание школьной газеты./ Справочник руководителя образовательного учреждения, №2, 2007.