Журналистика - литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах.
Изобразительное искусство - искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве.
Лингвистика - наука о языке, языкознание.
Программа дополнительного образования "Литературный немецкий" направлена на создание условий для развития личности ребенка, а также создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие мотивации личности к познанию и творчеств.
Новизна заключается в практическом применении информационных технологий и предметных связей: информатики, русского, и немецкого языков и состоит в интеграции 3-х направлений журналистики, оформительской деятельности и прикладной лингвистики, а также в создании условий для профессионального самоопределения и в формировании специальных знаний, умений и навыков учащихся среднего звена.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка (ИЯ) в школе с углубленным изучением немецкого языка, которая позволяет выявить противоречия между:
- требованиями программы общеобразовательных учреждений для школы с углубленным изучением иностранного языка и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале содержащий социально-культурный компонент;
- условиями работы в классно-урочной системе преподавания ИЯ и потребностями учащихся реализовывать свой творческий потенциал;
- потребностями социума в просветительской деятельности дополнительного образования и недостатком информации на ИЯ.
Цель: развитие творческой личности ребенка через создание благоприятных условий для его профессионального самоопределения, повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи:
- Познакомить детей с журналисткой терминологией, показать роль СМИ в жизни общества;
- Развивать информационно-коммуникативные умения (ясно излагать мысль, понимать собеседника, обмениваться мнениями);
- Учить извлекать и перерабатывать информацию из различных источников (на немецком и родном языках);
- Выявить и развивать природные задатки в области лингвистики, журналистики и изобразительного искусства;
- Способствовать эстетическому воспитанию детей;
- Развивать организационные умения (сотрудничать, ставить задачу, планировать);
- Развивать интеллектуальные умения (обобщать, систематизировать, выделять главное, сравнивать).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В реализации данной программы участвуют дети 11-14 лет, т.е. учащиеся 5-9-х классов.
Данная программа рассчитана на 144 часа, исходя из 36 учебных недель (из расчёта 4 часа в неделю). Предметное содержание программы отражает наиболее важные и интересные события из жизни школьников, а также внеклассные мероприятия. Учебный план составлен в соответствии информационно-лингвистическим направлением деятельности и соответствует уставу школы, программе развития, а также целям, задачам и структуре образовательной программы школы.
Занятия в школьном пресс-центре на немецком языке - это дополнительный стимул к освоению не только ПК, но и немецкого языка, повышению мотивации в изучении иностранного языка.
Программа данного курса нацелена не только на передачу информации в газету на немецком языке, но и на развитие языковой догадки, мышления на иностранном языке, на умение выявлять дифференциальные признаки языковых явлений немецкого языка по сравнению с родным языком, на развитие письменной речи на немецком языке в ходе обобщения необходимой информации и описании событий. Содержание курса отражает не только важные события школы и нашей страны. Отдельный блок программы посвящен традициям и обычаям Германии, а также знаменательным датам Германии и стран изучаемого языка.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков (ЗУН). Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.
Режим занятий: 4 часа в неделю
Ожидаемые результаты обучения по данной программе.
- Сформированность специальных ЗУН в области журналистики;
- Улучшение оформительских навыков;
- Обогащение социально-культурными и лингвистическими знаниями.
- Профессиональное самоопределение
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:
- рефлексия;
- отчетная работа;
- открытые занятия;
- выставка идей;
- лексико-грамматический тест.
Содержание дополнительной образовательной программы "Литературный немецкий"
Раздел 1. Азбука СМИ Теория:
- понятие СМИ, журналистика, публицистика;
- источники информации;
- методы сбора информации;
- профессии в СМИ;
- региональные СМИ (НРК).
Практика:
- сбор информации;
- ролевые игры;
- разработка рекламных проектов.
Раздел 2. Оформительская деятельность: Теория:
- полиграфическая продукция;
- типы шрифтов;
- восприятие цвета;
- издание газеты. Практика:
- дизайн визиток;
- оформление стенгазет.
- издательская деятельность.
Раздел 3. Лингвистика:
Теория:
- особенности публицистического жанра;
- особенности перевода. Практика:
- переработка информации, перевод;
- чтение с различными стратегиями,
- коррекция лингвистических ошибок,
- лингвистические игры, конкурсы,
- написание небольших статей, рекламных объявлений.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Литературный немецкий"
Формы занятий: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, дифференцированная.
Приемы и методы организации УВП:
- Объяснительно-иллюстративный метод;
- Коллективное творческое дело;
- Проблемное обучение.
Дидактический материал:
- Карточки-иллюстрации;
- Ролевые карточки;
- Карточки с определениями;
- Карточки с афоризмами;
- Видео- и аудиоматериалы;
- Буклеты;
- Газеты.
Техническое оснащение занятий.
Для успешной и качественной реализации программы необходимо специальное помещение, оснащенное следующей аппаратурой:
- компьютер
- телевизор
- магнитофон;
Учебный план
Наименование
образовательной программы (направление) |
Ф.И.О. педагога | Количество учебных часов (групповые занятия! |
Количество учебных часов (индивидуальные занятия) |
Количество учебных групп | Количество обучающихся | ||||||||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | всего | 1-й год | 2-й год | 3-й год | всего | 1-й год | 2-й год | 3-й год | всего | 1-й год | 2-й год | 3-й год | всего | ||
"Литературный немецкий"
Информационно- лингвистическое |
Козлова Марина Александровна | 144 | 1 | 10 | |||||||||||||
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол часов | Дата по плану |
Дата по факту |
Корректировка |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | |||
2 | Цели и задачи программы. Этический кодекс журналиста. | 1 | |||
3 | СМИ и их роль в обществе. | 2 | |||
4 | Экскурсия в издательство "Северная вахта" | 2 | |||
5 | Понятие текста | 2 | |||
6 | Подбор материала к выпуску статьи "Лето звонкое пропело!" | 2 | |||
7 | Публикация статьи "Лето звонкое пропело!" | 2 | |||
8 | Типы речи. Повествование. | 2 | |||
9 | День Объединения Германии. Подбор материала. | 2 | |||
10 | Публикация статьи "День Объединения Германии" | 2 | |||
11 | Публикация статьи "Учитель, перед именем твоим..." | 2 | |||
12 | День Благодарения. Подбор материала. | 2 | |||
13 | Публикация статьи "День Благодарения в Германии". | 2 | |||
14 | Типы речи. Описание. | 2 | |||
15 | Публикация статьи юбилею школы. | 2 | |||
16 | Методы сбора материала. Интервью. | 2 | |||
17 | Интервью у учителей к юбилею школы. | 2 | |||
18 | Публикация статьи "Летопись нашей школы" | 2 | |||
19 | Подбор материала к празднику всех Святых. Публикация материала. | 2 | |||
20 | Экскурсия в издательство "Северный луч" | 2 | |||
21 | Публикация статьи к празднику всех Святых. | 2 | |||
22 | Методы сбора материала. Заметка. | 2 | |||
23 | Подбор заметок из школьной жизни. | 2 | |||
24 | Публикация заметок из школьной жизни. | 2 | |||
25 | Стили речи. Литературный. | 2 | |||
26 | Публикация стихов Эриха Фрида. | 2 | |||
27 | Типы речи. Повествование. | 2 | |||
28 | Подбор материала ко Дню Матери. | 2 | |||
29 | Публикация статьи ко Дню Матери. | 2 | |||
30 | Праздники в Германии. Адвент. Изготовление праздничного календаря. | 2 | |||
31 | Поздравления с Рождеством. Рождественские открытки. | 2 | |||
32 | Подбор материала для Рождественского выпуска статьи. | 2 | |||
33 | Подбор материала. Рождественские посиделки. Из истории праздника. | 2 | |||
34 | Рождественский выпуск статьи. | 2 | |||
35 | Подбор материала к Новогоднему выпуску газеты. | 2 | |||
36 | "Рождественские посиделки". Чаепитие. | 2 | |||
37 | Экскурсия в издательство "Копейка". | 2 | |||
38 | Анализ работы творческой группы "Литературный немецкий" за I полугодие. | 2 | |||
39 | Стили речи. Художественный. | 2 | |||
40 | Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". | 2 | |||
41 | Публикация статьи "Фридрих Шиллер". | 2 | |||
42 | Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". | 2 | |||
43 | Публикация статьи "Габриэль Гликман - выдающийся художник Германии". | 2 | |||
44 | "Газетный" немецкий язык. | 2 | |||
45 | Юбилейный год школы. Подбор материала. | 2 | |||
46 | Подбор материала ко Дню Валентина. | 2 | |||
47 | Публикация материала ко Дню Валентина. | 2 | |||
48 | Особые приёмы сокращённой передачи информации. | 2 | |||
49 | Праздники Германии. Подбор материала. | 2 | |||
50 | Масленица. Кёльнский карнавал. Публикация материала. | 2 | |||
51 | Берлинский кинофестиваль. Подбор материала. | 2 | |||
52 | Публикация материала. Берлинский кинофестиваль. | 2 | |||
53 | Общие свойства языка и стиля прессы. | 2 | |||
54 | Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". | 2 | |||
55 | Публикация материала. Вольфганг Амадеус Моцарт -выдающийся музыкант. | 2 | |||
56 | Издания для детей и юношества в Германии. | 2 | |||
57 | Основные жанры прессы и возможности их использования в школе. | 2 | |||
58 | Это интересно: Истории из школьной жизни. | 2 | |||
59 | Чаепитие. | 2 | |||
60 | Анализ работы творческой группы "Литературный немецкий" за III четверть . | 2 | |||
61 | День юмора и смеха. Истории из школьной жизни. Публикация материала. | 2 | |||
62 | Рекомендации по использованию материалов прессы в учебных целях. | 2 | |||
63 | Праздники Германии. Подбор материала. | 2 | |||
64 | Пасхальный праздник. Публикация материала. | 2 | |||
65 | Написание поздравительных пасхальных открыток . | 2 | |||
66 | Рок музыка в Германии. Подбор материала. | 2 | |||
67 | Публикация материала. Рок музыка в Германии. | 2 | |||
68 | Газетные заголовки и их специфика. | 2 | |||
69 | По странам и городам Германии. Подбор материала. | 2 | |||
70 | Путешествие по городам Германии. Публикация материала. | 2 | |||
71 | Особенности перевода с русского на немецкий. | 2 | |||
72 | Это интересно: кроссворды, викторины. | 2 | |||
73 | Особенности текстов прессы. | 2 | |||
74 | Подбор материала в рубрику "Выдающиеся личности Германии". | 2 | |||
75 | К юбилею Дмитрия Шостаковича. Публикация материала. | 2 | |||
76 | Анализ работы творческой группы "Литературный немецкий" за год. | 2 |
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Главными задачами педагога при работе с детским коллективом являются: сплочение коллектива и создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, индивидуальные особенности.
Важно, чтобы в коллективе была атмосфера взаимопонимания и сотрудничества и воспитанники осознавали ответственность.
Очень большое значение имеет поддержка педагога, создание им для воспитанников ситуации успеха. Педагог учит воспитанников общаться друг с другом, с окружающими, помогает грамотно выстроить не только "диалог жанров", но и диалог с окружающими людьми, расширить круг общения, проявить лидерские качества.
Список литературы.
- Душенко К.В. Закон малинового джема: Афоризмы.- М.: ЭКСМО-Пресс,1999.
- Калинина Л.В. Предметная неделя немецкого языка в школе.-Ростов на Дону, Феникс, 2007.
- Лазутина Г.А. Основы творческой деятельности журналиста, М, 2000.
- Лукина М.А. Технология интервью. М, 2003.
- Максимов A.M. Как разговорить собеседника или Ремесло общения.- ACT - Пресс Книга, 2005.
- Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: ООО "ИТИ Технологии", 2006.
- Мягкова Л. А. Особенности и общие характеристики оформления детских газет, 2000 г. №1
- Современный словарь иностранных слов,- М.: Русский язык, 1992.
- Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. - М.: ACT -ПРЕСС, 1998.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2002.
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер,2004
- Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.
- Федечкина Е.Н. Издание школьной газеты./ Справочник руководителя образовательного учреждения, №2, 2007.