Введение.
Детский мир творчества, исполнения заветной мечты, появление новых друзей – каждый из нас прошел этот сказочный путь, и, повзрослев, с удовольствием возвращается туда вновь. Тема игрового творчества детей актуальна во все времена, т. к. игра и ребенок не разделимы. Учимся – играя, развиваемся – играя, готовимся к школе – играя.
Подготовка к школе – это очень важный и сложный этап в жизни ребенка. Он интересен и сложен и поэтому требуется особый подход для того, чтобы ребенок получил именно тот жизненный опыт, который в дальнейшем поможет ему не потерять интерес к познанию и приобрести определенные компетенции для того, чтобы быть услышанным, понятым в мире людей.
Наша работа представлена как один из вариантов подготовки детей к школьной жизни.
Гипотеза: если в жизнь детей ввести долговременную творческую игру, то можно сформировать необходимые компетенции школьной зрелости и осуществить успешную адаптацию детей в школе.
Цель: подготовить детей к школе, сформировав следующие компетенции:
– адекватная самооценка
– учебная мотивация
– интеллектуальная готовность
– организованность поведения
Задачи:
- Расширить знания о мире, в частности, о телевидении
- Развить познавательные функции и творческие способности.
- Удовлетворить естественное желания детей в игре, и тем самым сохранить психологическое здоровье будущих школьников.
Новизна: межпреемственный проект (детский сад и школы) сотрудничество педагога и психолога-педагога школы микрорайона.
Использованы инновационные технологии: цифровой фотоаппарат, видеокамера, компьютерные технологии, видеопроектор, синтезатор.
Работа представлена поэтапно: 1. Предварительный. 2. Внедрение. 3. Презентация.
Учет основных направлений, помог осуществить эту работу более планомерно.
- Организация предварительной работы и игровой среды.
- Наблюдение и анализ происходящего.
- Формирование компетенций для поступления в школу:
– учебная мотивация
– адекватная самооценка
– интеллектуальная готовность
– организованность поведения.
Следует заострить внимание на основных моментах:
- Роль взрослого в организации игры.
- Активное взаимодействие с родителями.
- Интерактивная деятельность всех участников творческого эксперимента.
- Сотрудничество с коллегами (психолог – педагог, музыкальный руководитель).
Межпреемственный проект “Как поймать двух зайцев” помог нам осуществить нашу творческую работу, добиться цели, получить положительный результат и подтвердить гипотезу. Название работы подразумевает развитие с удовольствием. Ловите сразу двух зайцев, и пусть вам это всегда удается!
Глава 1. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
1.1. Видные деятели науки о развитии и становлении ведущего вида деятельности дошкольника.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т к единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельностному участию в труде взрослых. В дошкольном детстве именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.
“Ведущая деятельность” понятие, как известно, было введено А.Н.Леонтьевым и взято Д.Б.Элькониным в качестве основы для периодизации. Напомним, как в этой связи, в работах А.Н.Леонтьева, определялась ведущая деятельность: “Каждая стадия психического развития, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе развития отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом к его деятельности…” Следовательно, писал А.Н.Леонтьев: “… нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности”. Развивая этот подход, А.Н.Леонтьев дал развернутую характеристику ведущей деятельности:
Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникает и внутри которой дифференцируются другие; новые виды деятельности. (Ребенок начинает учиться играя.)
Во-вторых, эта деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. (В игре появляется творческое воображение.)
В третьих, эта деятельность, от которой ближайшим образом зависят, наблюдаемые, в данный период развития психологические изменения личности ребенка. “Таким образом, ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития”, – утверждал А.Н.Леонтьев. Он также отмечал, что основу игры составляет “ именно человеческая предметная деятельность”. Осознавая мир человеческих предметов, ребенок стремится действовать в этом мире, подобно взрослому, что возможно только в игре. Мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе игры. Мотив играющего в кубики ребенка не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее. Не выиграть, а играть. Когда в играх взрослых мотивом становиться – не играть, а выиграть – игра перестает быть игрой. Леонтьев признает и то, что трудно дать характеристику игры, т. к. игра развивается, и на каждом этапе своего развития у игры есть что-то специфическое. Игра многообразна не только по содержанию, но и по своим формам и источникам. Игра не родится из “ свободной аутестической фантазии”, в дошкольной игре операции и действия ребенка всегда реальны и социальны. При этом игровое действие всегда обобщено: игра ребенка в шофера – это не изображение конкретного шофера, а отображение вообще действий управления автомобилем в доступных ребенку пределах, т. к. для ребенка мотив – не изображение конкретного лица, а осуществление самого действия. В этом моменте заключается различие сюжетно – ролевой игры от драматизации. (А.Н.Леонтьев, 1944 г.). Сюжетно-ролевой игра становится тогда, когда в ней появляются “открытые” сюжет и роль. Ведущим компонентом игры является роль. Роль, в наиболее общем определении – игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или других участников игры с каким – либо персонажем. Понятие и выполнение роли Д.Б.Эльконин рассматривал, как основной мотив возникновения игры. С этой точки зрения – роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия. Согласно исследованиям Д.Б.Эльконина уже само принятие роли является актом творчества, поскольку выступает как результат символической функции воображения. Также он утверждал, что игра и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием включения ребенка в труд взрослых. Анализируя процесс развития дошкольной игры, А.Н.Леонтьев утверждал, что вначале мы имеем игры с открытой игровой ролью, с открытой воображаемой ситуацией и со скрытым правилом. Главное изменение, которое претерпевает игра – это превращение ролевой игры с воображаемой ситуацией в игру с правилами, в которых воображаемая ситуация и игровая роль содержаться в скрытой форме. Игры с правилами вырастают из ролевых игр.
Интересен факт, о том, что в психолого-педагогической литературе одни исследователи утверждают, что о результате игры не может быть и речи. Другие доказывают, что в игре возможен результат. Они считают, что результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные и познавательные и умственные способности детей. В игре важнейшим результатом, может являться глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим его процессом.
1.2. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка – дошкольника.
Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему не доступно. Кроме того он сильно стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра.
О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, о развитии, которая установила, что игра, в частности сюжетно-ролевая, для развития дошкольников имеет решающее значении.
В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения. Общественный смысл деятельности взрослого человека. Благодаря этому игра развивает ребенка, как личность, так и интеллектуально. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать определенные отношения. Игра предъявляет высокие требования к речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как играть, договориться с другими детьми, кто и какую роль может сыграть, произнести текст так, чтобы его поняли и остальные. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических и умственных. В игре развивается и мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. В пролонгированной ролевой игре создается достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует развитию произвольной памяти. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, дети координируют разные точки зрения.
С возникновением ролевой игры начинается новый дошкольный период в развитии ребенка, как личности. Именно игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формы моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Именно произвольность поведения является важнейшим новообразованием дошкольника. Сей факт отмечал Л. С. Выготский. В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, по мнению Л. С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Мышление ребенка – дошкольника во многом определяется памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой жизненный опыт или видоизменить его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста развивается наиболее интенсивно, об этом говорилось ранее. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Но помимо воспроизведения прошлого опыта воображение позволяет ребенку строить и создавать что – то новое, оригинальное. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.
Итак, теоретическое отслеживание значения сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника, дает нам право особо подчеркнуть роль игры в развитии ребенка:
- Ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
- Ребенок учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры.
- Развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что хорошо, а что плохо).
- Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, потребность в самостоятельности).
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
- Происходит интенсивное развитие личностных качеств.
Глава 2. Подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры “Телевидение”.
2.1 Создание психолого-педагогических условий для подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры “Телевидение”.
Одной из основополагающих идей любой программы дошкольного воспитания является – направленность педагогического процесса на развитие потенциальных возможностей каждого ребенка. Сюжетно-ролевая игра – любимый вид деятельности дошкольника, именно в ней максимально развивается ребенок. Однако в последних исследованиях Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова, С.Л.Новоселова с тревогой отмечают: именно сюжетно-ролевая игра “уходит” из мира дошкольника, его жизнь организована так, что на игру времени не остается. Задача воспитателя, учитывая ранее сказанное, состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразии мира игры. Предложенная игра “Телевидение” может являться примером профессионального опыта.
Вернемся к истокам. Начиналась игровая деятельность с сюжетно-отобразительной и индивидуально-режиссерской игры. Позже дети под руководством воспитателя увлекались игрой – драматизацией и в подготовительной группе развернули сюжетно – ролевую игру, которая вылилась в пролонгированную игру “Телевидение”.
В игре “Телевидение” каждый ребенок удовлетворяет свои интересы и реализует свои возможности. Параллельно идет интенсивное общение со сверстниками на всех уровнях: бытовом, деловом, научном.
Необходимые условия для реализации детского творчества в игре:
– содержание игры должно соответствовать интересам и возможностям детей;
– педагогическое сопровождение строится с учетом нарастания самостоятельности и
творчества ребенка (выбор ролей, организация сопутствующих действий);
– насыщение игрой всей жизни детей;
– изменение позиции педагога от носителя новых умений к позиции партнера –
помощника, позже не принимать непосредственное участие, а лишь направлять
вопросами: “Что дальше?”.
Следует сказать о сюжете игры – это телевизионные программы и сфера телевидения. Ведущим компонентом выступают роли – это образы различных телеведущих, а в дальнейшем роль режиссера, который осуществляет самостоятельную съемку (переход к игре с правилами). Исполнение роли – основной мотив игровой ситуации, к нему предъявляется правило. Содержание игры достаточно ярко отражает действительность: жизнь людей, их интересы, ролевые позиции. Игра принимает различные формы:
– подражание,
– наблюдение,
– экспериментирование и элементы исследования.
Игровой мотив профессионально интересен, следует отметить, что он очень устойчив при переходе от одного игрового замысла к другому.
Телепередачи и роли выбирали совместно – дети и педагог, иногда помогали в этом родители. Затем шел просмотр избранных программ, наблюдение за поведением ведущих. Подбор материала для вербального освещения программы, т.е. доступные для ребенка слова, выражения, действия. С помощью родителей корректировали текстовой материал, обсуждали непосредственно сами программы, наблюдали за ведущими.
Большинство взрослых людей не воспринимают телевидение как фактор воспитания. Телевизионные программы обсуждаются редко, и это в жизни детей в определенной степени снижает информированность. Именно поэтому мы сочли необходимым прибегнуть не только к обсуждению в группе, но и к помощи родителей.
В процессе игры детям была представлена возможность для самовыражения. Это эмоционально раскрепощало ребенка, наблюдались его позитивные изменения. Ролевая “маска” требовала определенный внешний вид, деловитость и ряд других качеств необходимых для предъявления определенной ролевой позиции. “Работая” на съемочной площадке ребенок должен был учиться:
– эмоционально и выразительно формулировать свой вербальный план,
– иногда обращаться к людям за их точкой зрения,
– пытаться разрешить разногласия с помощью терпеливого объяснения, не переводя
“рабочую ситуацию” в плоскость личных отношений.
Для проведения такой масштабной игры проводилась большая предварительная работа. Вначале педагог знакомил детей с телевизором, как объектом интересным и опасным при неправильном обращении. Потом, с профессиями, которые связанны с телевизионной работой. Посвящено ряд занятий таким важным вопросам как: импровизация, дикция, голос, техника речи, актерское мастерство, сценическое движение. В процессе работы осуществлялось сотрудничество с педагогом – психологом. Содержанием его было: индивидуальный подход, формирование гармоничной Я – концепции, принятие себя, развитие педагогического и детского самоанализа. Работа с самооценкой осуществлялась посредством обратной связи. Формирование способности опираться на сильные стороны своей личности давали положительный результат. Преодоление застенчивости, неуверенности – явилось некоторым предусмотренным моментом, и поэтому было заранее скорректировано. Сотрудничество с музыкальным руководителей также явилось плодотворным и интересным опытом, это опыт большой предварительной работы. Музыкальные сказки, концерты, утренники и даже конкурсы имели всегда длительную подготовку и эмоциональную удовлетворенность после завершения.
Игра “Телевидение” осуществлялась согласно составленному проектному плану (Приложение 1, 2).
2.2. Организация и проведение игры “Телевидение”.
Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятых до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Австралийский психолог З. Фрейд полагал, что игра – это способ удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний. Задача педагога – дошкольника состоит в том, чтобы удовлетворить естественное желание детей и одновременно сформировать в них те необходимые компетенции, которые обозначат следующую ступень развития.
Первым звеном организации игры были наблюдения, на основе которых были сформулированы задачи. После этого развернули игровой процесс. Заметим, что именно подражательно – процессуальные игры привели нас к сюжету “Телевидение”.
Следующим звеном были игры – драматизации. В них дети играли охотно. Выступления маленьких артистов наблюдал весь детский сад, также Якутский технический участок водных путей и городской “Дом ребенка”. Наигравшись в артистов, переключились на длительную, развернутую игру “Телевидение”.
Рассмотрим этапы организации игры:
1-й этап. Подражательно-процессуальные и режиссерские игры. На этом этапе (3–4 года) подражательный процесс достаточно активен. Манипулируя предметами, игровым материалом дети самостоятельно или с помощью взрослого обыгрывали несложный смысловой сюжет (девочка и кошка, мама и доченька, ведущая и Хрюша), т е подвергали действиям предметы, обличая и оживляя их. Педагогическое сопровождение игры заключалось во взаимодействии, что помогло детям раскрыться в плане общения, фантазии и других психологических характеристик (креативность, личностный рост).
2-й этап. Игра драматизация. Этот вид игры протекал на протяжении года (4–5 лет). Под руководством педагога Мельчановой М.Н. были организованы следующее разыгрывание сказок: “Волшебный цветок”, “Дюймовочка”, “Лесная сказка” и другие. Роли распределялись согласно договоренности детей и воспитателя, затем проговаривали это коллегиальное решение родителям. В итоге, подготовленные спектакли были представлены всем группам детского сада, а позже и старшей группе городского “Дома ребенка”. Руководителем и организатором этой масштабной педагогической работы выступила – Мельчанова М.Н. Опыт работы драматического характера был обобщен в 2000. На втором этапе педагог активно сотрудничает с родителями и психологом. Родители оказали помощь в ролевой подготовке и в приготовлении костюмов. Психолог, сопровождал педагога, консультируя по вопросам: возрастной психологии, личностного развития, индивидуального подхода.
3-й этап. Сюжетно-ролевая игра “Телевидение”. Переход к сюжетно-ролевой игре является закономерным процессом в развитии дошкольника. Сюжетом в игре “Телевидение” является сфера телевидения, в частности серия телевизионных программ. Переход к игре произошел незаметно. Дети, накопив опыт игрой деятельности самостоятельно стали воплощать настоящий сюжет, подражать, рядиться. Взрослым, конечно же, следовало бы помогать, что мы и сделали. С внедрением в игру педагога расширилась сюжетная область, словарный запас, атрибутика. Желание играть набирало обороты. Если в 3–4 года дети посвящали себя игре 10–15 минут, то в 5–6 лет играли по 30–50 минут, в подготовительной группе игра занимала более длительное время, а иногда дети играли несколько дней, проговаривая: “Давай в “Поле чудес”! Особенно интересным было для них – исполнение ролей. Нередко было несколько Якубовичей (Ты был вчера), Кизяковых, Малышевых. Наблюдения показывают, что если раньше для детей были важны отношения, то с возрастом наблюдается предъявление требований к подчинению правилам, и контроль правильности выполнения их. На этом этапе роль взрослого заключалась в наблюдении, подсказке, разрешении конфликтной ситуации, оказание помощи в подготовке атрибутов.
Итак следует отметить:
При грамотной организации и проведении игры необходимо учитывать 2 основные стадии развития детей – дошкольников. На первой (3–5 лет) характерно воспроизведение реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия. На второй (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности человека.
Следующий момент, на который следует обратить внимание – это роль взрослого в детской игре. По мнению Л.С.Выготского, с первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по различным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, пропреорецептивному, вестибулярному. Следующий этап в развитии ребенка связан с подражательной и исследовательской активностью. В обязанности взрослого входит организация символического общения, обыгрывание специфических действий. Появление у ребенка отсроченного подражания служит сигналом для взрослых: “ пришло время сюжетно – ролевой игры”. Важно в этот период жизни ввести в игровую сферу жизни ребенка несколько персонажей и помочь ему в воспроизведении наблюдаемых событий. Диалог “ за двоих”, кукольный театр, драматизация – вот некоторые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре. С развитием самосознания, ребенок подходит к готовности участвовать в сюжетно – ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр – драматизации. Взрослый может участвовать в такой игре, непосредственно предлагая свои знания, “идеи”, поддерживая инициативу ребенка. Именно такую линию поведения занимал педагог, деля эту позицию с родителями.
Роль взрослого, так же, по мнению Л.С.Выготского может меняться в зависимости от ситуации. В нашей игре взрослый был: “источником ресурсов”, организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры.
Следует отметить, что предварительная работа имеет большое значение для организации игры. Она заключается в ознакомлении детей с общественными условиями, с ролью различных профессий в жизни общества и в частности телевидения, выпуск информационного листа, фоторепортажи, интервью, сбор игрового материала. Содержательная роль привлекает детей больше. Иногда необходимо формировать желание ребенка взять на себя определенную ролевую позицию, выстроить свое ролевое поведение. Возможность формировать детские желания, управлять ими делает игру мощным воспитательным средством, путем внесения в нее сюжета, который обладает большим воспитательным значением.
И в заключение можно сказать, что организация игры “Телевидение” является продуктом теоретической базы и большой практической работы с детьми – дошкольниками. Ее главной отличительной чертой является, то, что взрослый развивает, учит, формирует, и воспитывает детей в процессе игры. Таким образом, взрослый выращивает необходимые компетенции для перехода ребенка в школьный мир, которые помогут ему спокойно адаптироваться в новой среде.
Глава 3. Диагностика. Выводы.
На первом этапе педагогом детского сада, осуществлялось наблюдение и диагностика, цель которой, определить количественный показатель уровня коммуникативных навыков, творческих и регуляторных способностей детей. (1 срез, старшая группа, ноябрь 2008г, педагог).
Метод Н.Е. Вераксы
Работа продолжалась по плану. Повторная диагностика способностей ребенка выполнена педагогом в подготовительной группе. Изменения наблюдаются по всем параметрам. Наглядно вырос показатель творческих способностей.
(декабрь месяц 2009 г.).
Сравнительная диагностика педагога.
Вывод по диагностики педагога:
- Графическое изображение показывает динамическое изменение всех параметров.
- Наиболее интенсивно, согласно показателям сравнительной диагностики, развиваются регуляторные способности.
- Значительно вырос показатель творческих способностей (2 срез).
- Рост коммуникативных способностей повысился на треть.
- Низкий уровень, по всем показателям практически наглядно одинаков и составляет малый процент (за исключением творческих способностей).
- Положительная динамика наблюдается по всем параметрам.
Диагностика педагога-психолога (сопровождение педагогической диагностики).
Цель: определить количественный показатель школьной зрелости (ноябрь 2009 г.).
Метод: тест школьной зрелости К-Йирасека.
высокий 76%
средний 20%
низкий 4%
Цель: определить количественный показатель уровня самооценки ребенка.
Метод: восемь кругов. И.П.Шахова.
Высокая 30%
Средняя
(адекватная) 66 %
Низкая 4%
Вывод: на основании диагностики можно утверждать, что школьная зрелость наблюдается у всех детей группы, причем, количественные показатели достаточно высокие. Уровень самооценки составляет в большей степени – средний, что в нашем понимании является адекватной самооценкой.
В конце года была проведена заключительная диагностика на школьную зрелость.
Контрольная диагностика педагога-психолога.
Цель: определить количественный показатель школьной зрелости (май 2010 г.).
Метод диагностики: тест Керна-Йирасека.
Высокий 50 %
Средний 50 %
Цель: определить количественный показатель уровня самооценки ребенка.
Метод: восемь кругов. И.П.Шахова.
Высокая 58 %
Средняя (адекватная) 42 %
Вывод: многолетняя работа над проектом наглядно показывает положительную динамику развития детей. С нашей точки зрения указанные ранее компетенции достаточно сформированы для того, чтобы дети успешно адаптировались и учились в школе. Согласно медицинскому обследованию все дети группы имеют физический и психический потенциал, который бы способствовал их дальнейшему продвижению в жизненном пространстве.
На основании данных, наша гипотеза: “Если в жизнь детей ввести долговременную творческую игру, то можно сформировать необходимые компетенции школьной зрелости и осуществить успешную адаптацию детей в школе” – подтвердилась.
Заключение.
Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Важно сформировать у детей психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Она включает в себя необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, а также определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Наша задача – подготовить детей к школе такими, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть сформированы виды готовности к школьному обучению, на которые традиционно опирается программа начальной школы: физическая, психологическая, интеллектуальная, конгитивная, эмоционально-волевая и социально-личностная.
Одной из проблем, волнующей педагогов и психологов, является адаптация ребенка к школе. По данным Н.В.Самоукиной, в этот период у 67–69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и творческому и интеллектуальному развитию – это путь через игру, фантазирование, перевоплощение в роль. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного сочувствия в труде и повседневной жизни людей. В дошкольном детстве именно игра является ведущим видом деятельности, важнейшим результатом игры может являться глубокая, эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра в частности сюжетно-ролевая, для развития дошкольников имеет решающее значение. Поэтому мы обратились к представленному ниже проекту игры “Телевидение”.
Организация игры “Телевидение” осуществлялась поэтапно. Этапы организации:
- 1-й этап. Подготовительный (средняя группа).
Цель: Наблюдение за деятельностью детей, включение их в игровую деятельность (режиссерские и образно-ролевые). - 2-й этап. Внедрение (старшая группа).
Цель: психолого-педагогическая диагностика, театрализованная деятельность, включение детей в сюжетно-ролевую игру “Телевидение”. - 3-й этап. Презентация (подготовительная группа).
Цель: развернутая сюжетно-ролевая игра “Телевидение” (до марта месяца), диагностика. Подведение итогов, демонстрация обобщенного опыта.
Руководя игрой, воспитателю всегда следует помнить о том, что он должен развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольника и в ней складываются главные психические новообразования этого возраста: внутренний план действий, произвольность, воображение, обобщенное внеситуативное отношение к себе, одним словом, с нашей точки зрения, формируется ряд компетенций, необходимых для дальнейшей успешной учебы и адаптации в школе:
- адекватная самооценка
- учебная мотивация
- интеллектуальная готовность способность самостоятельно пополнять объём содержательных обобщений;
- организация поведения
В процессе реализации настоящего творческого проекта были выполнены ряд диагностик касающихся результативности развития детей. Диагностический материал психолога и педагога показывает, в сравнении однозначное положительное развитие. Кроме этого видеосъемка, которую осуществляли родители, демонстрирует нам наглядно конечный результат нашей работы. (Видеосъемку можно получить у автора статьи.)
Сравнительная диагностика педагога.
Диагностика педагога-психолога.
Цель: определить количественный показатель школьной зрелости (май 2010 г.).
Метод: тест Керна-Йирасека.
Высокий 50 %
Средний 50 %
Цель: определить количественный показатель уровня самооценки ребенка.
Метод: восемь кругов. И.П. Шахова.
Высокая 58 %
Средняя (адекватная) 42 %
В связи с вышесказанным, следует сделать вывод о том, что именно через создание специальных условий и с помощью ведущего вида деятельности, можно успешно подготовить ребенка к школе: развить интеллектуальные и творческие способности, удовлетворить его возрастные интересы. Положительные эмоции, полученные в ходе игры, помогут сохранить его психологическое здоровье. Благодаря этому адаптация в школе будет проходить успешно. На основании графических данных, наша гипотеза: “Если в жизнь детей ввести долговременную творческую игру, то можно сформировать необходимые компетенции школьной зрелости и осуществить успешную адаптацию детей в школе” – подтвердилась.
Список литературы
- Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. программа “Истоки”: базисного развития ребенка-дошкольника/науч. ред. Л.А. Парамонова и др. М.: Просвещение, 2003. 335 с.
- Артамонова О.В. организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Тольятти: Изд. Инф. – тех.центра, 1994. 54 с.
- Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 40–41.
- Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / под ред. Р. Б. Стеркиной. 2-е изд., испр. И доп. М.: АСТ, 1997. 124 с.
- Выготский Л.С. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
- Выготский Л.С. детская психология/ под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 479 с.
- Готовимся к аттестации: методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 144 с.
- Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод.материалов. М.: АСТ, 1996. 112 с.
- Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод.материалов. М.: АСТ, 1997. 335 с.
- Зайцев С.В. Шкала оценки дошкольной среды (разработана в соответствии с программой “Сообщество”. М., 2000. 12 с.)
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2т. М.: Педагогика, 1986.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988. 96 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник.6-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 416 с.
- Колесник Н.П. самовоспитание детей старшего возраста в творческой сюжетно-ролевой игре / автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. психо. наук. М.: МПГУ, 2000. 18с.
- Комарова Н.Ф., Новоселова С.Т., Парамонова Л.А., Реуцкая Н.А. Детский сад “Открытая система”: программно-метод.разраб. М., 1994. 156 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С.48–68.
- Кудрявцев В.Г. развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 2. Дубна, 1997.
- Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. 1995. № 6. С.72-76.
- Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 5–21.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000.№7. С. 11–16.
- Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. М.: Гном и Д, 2001. 96 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации. М.: МУП, 1993. 29 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда: методические рекомендации. М.: центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
- Новоселова С.Л. развивающая предметно-игровая среда детства мир “Квадро” // Дошкольное воспитание. 1998. № 4.
- Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных. Аннотированный перечень / отв.ред., Л.Е. Курнешова.М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 64 с.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л,А., Стрелкова Л.Т. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. 53 с.
- Полякова М.Н. Организация развивающей среды в средней группе детского сада// Дошкольная педагогика. 2001. № 2. С. 7–10.
- Полякова М.Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада// Дошкольная педагогика. 2001. № 1. С. 12–15.
- Позднякова Н.В., Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2009 г. 118 с.
- Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика 2004. № 1. С. 6–10.
- Психология: словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 127.
- Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2, М.: Педагогика, 1989, 289 с.
- Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1992. № 2. С. 46–51.
- Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей/авт. -сост. Л.В. Воронкова. М.: Педагогическое общество России, 2004. 96 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 11976. 72 с.
- Фуряева Т.В. Мир жизни ребенка в детском саду. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1994. 63 с.
- Целевая комплексная программа “Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста”. М.,1991.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Институт практической психологии, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1995. 219.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 358 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.