Важнейшей задачей современного общества, педагогической науки является задача поиска путей и эффективных механизмов, условий экологизации общественного и индивидуального сознания, формирования у подрастающего поколения экологической культуры и экологической жизненной позиции.
В наше время очень актуальна проблема формирования экологической культуры всего населения, начиная с дошкольного возраста, т. к. именно дошкольный возраст является начальным этапом становления экологической культуры личности, её экологического сознания и отношения к природе. Многие педагоги-практики, в частности Н.Н Кондратьева, Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева и А. М. Федотова, отмечают, что одной из наиболее важных составляющих формирования экологической культуры является экологическое отношение.
Многими психологами изучались отношения, как предмет психологического исследования.
Эти исследования раскрывают актуальность проблемы формирования субъективного отношения к природе и раскрывают специфику механизмов его развития. Хотелось бы особое внимание уделить механизмам эмоциональной идентификации и эмпатии. Благодаря которым, в результате восприятия может стать устойчивое внутреннее расположение личности к природному объекту, что позволяет далее взаимодействовать с ним и определяет дальнейшую этику поведения в соответствующих ситуациях, что способствует формированию субъективного отношения к природе на положительных началах.
Учитывая первичные эмоциональные связи человека с окружающим миром, которые возникают посредством чувственного восприятия, важно формировать у детей осознание себя как части природы, показать сходство с её представителями с помощью идентификации и развивать к ним сочувствие, сопереживание, эмпатию, переходящие в содействие. А могучими побудителями к деятельности являются положительные эмоции. Основной деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности. Благодаря использованию различных видов игр в работе с детьми, создается положительный эмоциональный фон, что обеспечивает эффективность запланированной деятельности.
Учитывая возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей, возможно, формировать субъективное отношение к природе у детей среднего возраста в играх-имитациях. Так как у детей пятого года жизни развиваются не только высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), но и социальные эмоции, моральное сознание, происходит усвоение различных форм экспрессии, формируется эмоциональное предвосхищение, что позволяет развивать у детей эмоциональную идентификацию к объектам живой и неживой природы и эмпатию.
На наш взгляд игры-имитации имеют огромное значение в развитии и воспитании экологической личности, но им не уделяется должного внимания, поэтому поиск решения данной проблемы послужил основой для моего исследования.
Цель: создание системы игр-имитаций для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Описание системы игр-имитаций.
Цель: Расширять чувственный опыт детей, формировать умение эмоционально идентифицироваться с объектами живой и неживой природы, развивать чувство эмпатии.
Игры-имитации можно использовать в разных формах работы с детьми: в совместной деятельности педагога с детьми, во время проведения режимных процессов, на прогулках и т. д.
Их проводит воспитатель. Выбор места осуществляется в зависимости от содержания ситуации
Длительность игр-имитаций 5–7 минут, что определяется возрастными особенностями детей пяти лет.
Игры можно проводить как со всей группой, так и с небольшими подгруппами.
При организации игр-имитаций нужно обращать внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, соблюдали правила. А во время имитации движений не мешали другим детям, относились с уважением к действиям сверстников.
Важно обратить внимание на эмоциональность проведения игр-имитаций. Это одно из главных условий создания положительного эмоционального настроя у детей, что в дальнейшем будет способствовать у них формированию субъективного отношения к природе.
В системе использования игр-имитаций необходимо придерживаться определенной этапности:
1-й этап – животный мир;
2-й этап – растительный мир;
3-й этап – неживая природа.
Такая последовательность определяется тем, что в результате моего исследования была выявлена особенность эмоций детей среднего дошкольного возраста: они лучше понимают чувства и эмоции человека и животных, чем растений. В связи с этим, на мой взгляд, им легче будет идентифицироваться с животными на основе сравнения с человеком.
На первом этапе я предлагаю проводить игры, имитирующие особенности движений животных, голоса и звуки, издаваемые ими, их характерные образы. Усложняя задания, мы учим детей идентифицироваться с животными, ставить себя на их место в какой-либо ситуации в пространстве или обстоятельстве; понимать их чувство, настроение, тем самым мы подводим детей к сопереживанию, сочувствию, эмпатии животному, что является результатом нашей работы.
Понимание растений, их состояния для ребенка 5-и лет оказывается несколько сложнее, и лучше проводить работу на втором этапе по аналогии с животными на основе уже сформированных у детей знаний и умений.
А на последнем, третьем этапе, я предлагаю учить детей идентифицироваться с объектом неживой природы. Это работа наиболее сложная в силу того, что я не могу непосредственно наблюдать проявления каких-либо эмоций и чувств у объектов неживой природы. Поэтому игры, имитирующие объекты неживой природы я планирую проводить после этапов “Животный мир” и “Растительный мир”, опираясь на уже имеющийся опыт детей.
Примеры игр-имитаций.
Игра-имитация “Ласковый котенок”.
Вечером в свободной деятельности предложить 3–4 детям поиграть в игру “Ласковый котенок”.
Цель: обучение детей имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса.
Взрослый предлагает детям представить, что они маленькие котята. Когда котенка гладят, ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина, выражая тем самым свое расположение к нему.
Каждому ребенку дается возможность стать котенком, которого ласкают. Взрослый эмоционально поддерживает настроение детей, хвалит их.
Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по-своему изобразить ласкового котенка и у них это очень хорошо получается. Игра вызывает массу положительных эмоций, и к ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и тех, у которых эмоции мало выражены.
Игра-имитация “Комнатное растение”.
Цель: Развивать умение детей входить в образ растения, выполнять имитационные действия, способствовать развитию экологической эмпатии.
Придя в группу после выходного дня, дети видят комнатное растение, у которого повяли листочки. Взрослый обращает внимание детей на него и спрашивает: “Что это с нашим цветочком?” (Ответы детей.) “Интересно, что чувствует наше растение? Какое у него настроение?” (Ответы детей.)
“Давайте польем его и посмотрим, изменится ли у него настроение”.
После прогулки обращаем внимание на наше растение, листочки его поднялись, заблестели. “Изменилось ли настроение у цветочка? Что оно сейчас чувствует? (Ответы детей.) Предложить детям показать, какой цветок был утром (имитация) и какой он стал после того как мы его полили (имитация). Отмечаем детей, наиболее удачно изображающих состояние, настроение растения. Обратить внимание на то, что от нашего ухода за растениями зависит его состояние, настроение.
Для взрослого очень важно эмоционально передать состояние растения голосом, мимикой, жестами. Дать образец. Необходимо поддерживать попытки детей изобразить настроение, состояние цветка.
Вывод: Игры-имитации необходимо проводить систематически, целенаправленно, в определенной последовательности (от простого к сложному), эмоционально и использовать в разных формах работы с детьми, тогда они будут эффективным средством формирования субъективного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.