Цели:
- введение маленьких читателей в мир литературы непосредственно – через эмоциональное вслушивание, «заражение» эмоциями, сопереживание;
- пробуждение наблюдательности;
- создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусства.
Задача состоит не в том, чтобы научить
детей чему-то, сколько в том, чтобы предоставить
им возможность пережить эстетическую эмоцию,
способствующую объединению людей и единению
с окружающим миром.
Учить умению сопоставлять особенности
изображения осени в различных художественных
произведениях для создания обучающимися
целостного образа явления природы
посредством «погружения», глубокого
сопереживания и эстетического созерцания.
Прогнозирование: дети должны понять на уроке, что главное настроение сопровождается множеством оттенков, целой гаммой чувств; а также активно «опознавать» то или иное чувство в разных произведениях разных видов искусства – словесного, изобразительного, музыкального.
Наглядный материал: презентация; иллюстрации к картинам И.И.Левитана «Золотая осень», «Осень»; В.Д. Поленов «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень». Тексты стихов Ф.И.Тютчева, А.С. Пушкина, А.Н. Майкова, И.Бунина, А. Плещеева, С. Есенина. Произведение П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», песни об осени, осенние листья, три листа бумаги с эскизами для творческой работы.
К уроку – празднику «Моя осень» дети готовятся заранее.
ХОД УРОКА
I. Вводно-мотивационный этап
Звучит песня «Осень к нам пришла» О. Осиповой, клип Г. Черновой. (Слайд 2). Дети подпевают.
У. Сегодня у нас урок-праздник «Моя осень».
II. Этап исследования
1. Беседа по домашнему заданию: отгадывают загадки, называют пословицы, приметы осени.
Учитель. Какие приметы осени для вас главные, какое настроение они у вас вызывают? Расскажите, пожалуйста.
Дети высказываются в течение 5 минут.
У. Слушая высказывание детей, что вы заметили?
Дети: «Листья падают – мне грустно»; «Листья опадают – это красиво» и т. д.
Вывод. Одна и та же примета вызывает у разных людей совершенно разные настроения.
У. А у самих листьев может быть
настроение? Могут ли они что-то чувствовать, о
чем-то
думать? (Высказывания детей заслушиваются.)
III. Вслушивание. Работа над стихами
У. Сейчас я вам прочту стихотворение Ф.И. Тютчева, где листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Послушайте и постарайтесь почувствовать настроение опадающих листьев. (Читаю стихи Тютчева «Листья».)
Перечитываю последнюю строфу.(Слайд 3).
Д. У них нетерпеливое настроение, им хочется быстрее улететь.
Чтение стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Осенние листья по ветру кружат…».
У. Здесь мы слышим слова самих листьев. Послушайте и скажите, какое настроение у этих листьев? (Перечитывание отрывка.) (Слайд 4)
Д. Этим листьям страшно, они не хотят улетать: «в тревоге вопят». Настроение тревожное.
– Какое явление природы воспето поэтами? (Явление природы одно – листопад.)
– А настроение?
Мини итог (Слайд 5) Вот видите, явление природы одно – листопад, а настроение у листьев – разное.
– А может ли быть наоборот? Может ли одно и то же настроение вызываться разными явлениями?
2. Сопоставление стихотворений и музыкальных произведений
У. Сейчас проверим. Слушая музыку, постарайтесь почувствовать ее настроение.
П.И. Чайковский «Осенняя песня». (Слайд 6)
– Какие чувства возникли у вас, слушая музыку? (Грусть, печаль, радость, восторг, восхищение и снова грусть, печаль.)
– А теперь попробуем найти стихи, схожие с этой музыкой. Стихи читают те, кто готовился дома, а мы будем выяснять, вызывают ли эти стихи похожее настроение.
А.С. Пушкин «Осень» (Слайды 7-8)
У. Настроение у рассказчика сложное, но настроение похожее на то, что мы слышали в музыке. (Грусть и восхищение смешались.)
Основные приметы: леса, ветер, первые морозы, природы увяданье.
С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» (Слайды 9-10)
– Есть ли что-то сходное с музыкой? (И у этого рассказчика много оттенков настроения: грустное, печальное, спокойное, мечтательное, переход к светлому, радостному.)
– А приметы осени те же, что в стихотворении Пушкина?
Д. Приметы другие. (Нивы сжаты, рощи голы, туман, сырость, солнце тихое).
Мини итог. (Слайд 11) Мы увидели, что каждый автор говорит о разных приметах осени, но все они вызывают у нас, читателей, сходное настроение.
– А может ли похожее настроение вызывать картина? (Высказывание детей.)
– Вот и проверим.
3. Сопоставление стихотворений и картин (Слайд 12)
(Демонстрирую репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Осень».)
– Какое настроение вызывает у вас картина? (Ответы детей)
У. А теперь попробуем найти стихи, сходные по настроению с этой картиной. Но будьте внимательными.
Дети находят соответствующие стихи и их читают: Афанасий Фет «Вот и летние дни убавляются», «Ласточки пропали»; Алексей Плещеев «Скучная картина», «Осень».
(Слайды 13-14)
– А теперь давайте вернемся к другим картинам.
Рассматривание картин. (Слайд 15-17)
– Какие чувства вызывает каждая из этих
картин?
– Что вам хочется?
– Какие картины и стихи показались вам близкими
по настроению?
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» аудиозапись (Слайд 18)
Чтение детьми стихов наизусть.
Высказывание детей: Cтихи Ф. Тютчева, И. Бунина «Листопад» близки картинам Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» и Исаака Ильича Левитана – «Золотая осень». Стихи К. Бальмонта «Осень» близки картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»; стихи А.С. Пушкина «Осень» – близки картине И. И. Левитана «Золотая осень» и др.
(Слайд 19-23)
IV. Итог урока
(Слайд 24)
– Заканчивается наш осенний урок. Что же мы узнали об осени?
Д. Осень разная, у неё много разных примет. Одна и та же примета у разных людей может вызвать и разное настроение, и сходное настроение. И разные приметы могутвызывать сходное настроение. И еще сходное настроение может быть и в стихах, и в музыке, и в картине.
У. У каждого человека: у поэта, музыканта, читателя, зрителя есть осень своя: по приметам, по настроению. Мы почувствовали и увидели, что настроение может меняться и у нас, и в музыке, и в картинах, и что яркие краски могут сменяться темными. А грустное настроение – веселым, а могут смешиваться. Много оттенков имеет настроение. Мы наблюдали, как грустное, печальное, спокойное, мечтательное настроение, переходит к светлому, радостному.
V. Домашнее задание
1. Если вам понравились стихи, то вы можете их
выучить наизусть и нарисовать к ним картинку.
2. Нарисуйте картину, которая будет называться
«Моя осень». Мы попробуем отгадать, какое
настроение вы хотели выразить, а «разгадку»
папишите на обратной стороне рисунка.
VI. Творческий этап
(Слайд 25)
В конце урока звучит «Осенний вальс» музыка Константина Дерр, слова Елены Астаховой. Дети делятся на три группы: украшают листьями ветку, делают осенний коллаж и осенний букет.
VII. Выставка творческих работ