Программное содержание:
- продолжать учить детей измерять с помощью условной мерки длину предметов;
- продолжать учить раскладывать число 6 на два меньших;
- закрепить знания детей о днях недели и их последовательности;
- закрепить знания о многоугольниках;
- учить отображать в речи результаты измерений, решение логических задач, тренировать в умении согласовывать существительные с числительными в роде и числе;
- развивать мелкую моторику, внимание, логическое мышление.
Словарная работа: многоугольник, шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник; упражнять в умении согласовывать существительные с числительными.
Предварительная работа: игры “Вчера, сегодня, завтра”, “Назови фигуру”, “Расскажи, что где находится”, “На каком месте”.
Материал:
- Демонстрационный: карточки с изображением многоугольников, камни с нарисованной цифрой 6, набор цифр, веселая музыка сундучок;
- Раздаточный: полоски голубого цвета 24 см., мерки: белая 8см., синяя 6 см, простые карандаши.
Литература:
- Бондаренко Т.М. “Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада”;
- Казинцева Е.А. “Формирование математических представлений”;
- Волина В.В. “Занимательная математика для детей”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята вы любите путешествия? Сегодня мы с вами отправимся в волнующее путешествие, и будем искать сокровища спрятанные пиратами. И это будет не обыкновенное путешествие, а морское. Давайте мы представим, что вы команда и все выстроились на палубе.
Дети выстраиваются на ковре.
Воспитатель: И для начала нам надо узнать, сколько дней мы будем в пути. Для этого вам необходимо сесть за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: у вас на столах лежат голубые полоски – это наш морской путь. Есть две мерки белого и синего цвета. Что можно сказать о длине мерок?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Наш корабль может плыть с разной скоростью. Мерки показывают, сколько миль мы проплыли за один день. Подумайте и скажите мерка, какого цвета показывает большую скорость?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Чем длиннее полоска, тем больше скорость и наш корабль проплывает большие расстояния. Сейчас возьмите простой карандаш и измерьте голубую полоску белой меркой. Сколько раз уложилась мерка в длине голубой полоске?
Ответы детей.
Воспитатель: Это значит, мы с вами будем в пути 3 дня. А сейчас возьмите синюю мерку и узнаете, сколько дней будем находиться в пути, если выберем такую скорость. Сколько раз уложилась синяя мерка в голубую полоску?
Ответы детей.
Воспитатель: Что это значит? Сколько дней мы буде в пути?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какую мы с вами выберем скорость? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Интересно, а какой это будет день недели. Если сегодня – среда. В пути мы будем 3 дня. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы окажемся на месте?
Ответы детей.
Воспитатель: А если мы будем плыть 4 дня, то в какой день недели мы прибудем?
Ответы детей.
Воспитатель: Капитан корабля всегда ведет вахтенный журнал. Он записывает в него, все, что происходит во время плавания. Давайте заглянем в этот журнал.
“На следующий день после отплытия, команда встретила семью дельфинов”. Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в путь в среду?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Почитаем дальше: “Первые 2 дня пути стояла хорошая погода, море было спокойным, на 3-й ветер усилился и начался шторм”. В какой день недели начался шторм?
Ответы детей.
Воспитатель: “Корабельный повар – кок хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на 1 день раньше”. Когда команда отведала борщ? Кого можно встретить в море?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы немного поиграем с медузами и разомнемся. Сейчас вы под музыку будете плыть, а как музыка кончится, вы остановитесь и рассмотрите медуз и определите, на какую фигуру они похожи.
Игра “Определи фигуру”
Воспитатель: Посмотрите, какие интересные медузы. И все они разной формы. А как можно назвать, одним словом все эти фигуры?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют многоугольниками?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот мы и добрались до берега. Ребята посмотрите здесь конверт какой-то. Давайте посмотрим.
Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: Пираты приготовили для нас задачи.
Возле кадки две лопатки,
Возле грядки три лопатки.
Все лопатки сосчитать!
Сколько будет? Ровно… (пять)Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А одни в кадушку влез.
Два – в раскрытое окно,
Сколько было их всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы все задачи решили. Теперь пора искать сокровища. Где они могут их спрятать? Как вы думаете, где нам искать их? Что может нам помочь?
Дети обращают внимание на стрелки. Идут по стрелкам и видят перед собой камень.
Воспитатель: Ребята, а перед камнем разложены какие-то цифры, на самом камне тоже нарисована большая цифра 6. Кто догадался, что все это значит? Наверное, это код. Если мы его отгадаем, то сокровища наши. Чтобы отодвинуть этот камень нам надо найти такие пары чисел, которые образуют число 6.
Дети составляют из двух наименьших чисел цифру 6.
Воспитатель: Молодцы сокровища найдены. И можно не теряя ни минуты возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось наше путешествие? Сегодня вы все очень постарались, и я убедилась, что вы не только смелые моряки, но еще много знаете и умеете. Вот мы и добрались до детского сада. И можем рассмотреть, какие сокровища припрятали пираты.