Классный час с элементами тренинговых упражнений "Сделай счастье своими руками"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
  • создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
  • обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.

Участники: ученики, классный руководитель, родители.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня на классном часе мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

Презентация. Слайд 1.

2. Введение в тему.

– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?

– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)

– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны да, потому что мы друзья, вместе встречаемся, учимся, мы – свои, с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля.

(На магнитной доске появляется человек.)

– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым.?

(Появляется дом, солнце, воздух, вода, деревья, цветы, люди.)

– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть.

А) Игра “Паутинка”.

Цели:

– показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
– дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

– Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)

Б) Игра “Комплименты”

Слайд 3.

Цель:

– создание доброжелательной атмосферы;
– повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята друг другу, гостям и родителям делают комплименты, пожимая руку.)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ученица рассказывает стихотворение.)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

В) Работа в группах.

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.

В пустые клеточки, с помощью родителей вписывают положительные качества.

Умный Глупый Злой Чуткий Внимательный
Смелый Честный Врун Отзывчивый Жадный
Грубый Добрый Ябеда Насмешник Справедливый
Терпеливый Надежный Верный Решительный Жадный
         

Слайд 4.

– Каким словом можно заменить все эти качества? (Толерантность.)

4. Закрепление.

а) Игра “Волшебная лавка”.

Цель:

– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.

Ход игры:

– А теперь давайте представим, что мы попали в волшебный магазин.

И в этом магазине будем делать покупки. У меня в руках волшебная шкатулка. В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает.

А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.

Итог: Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, толерантные качества нужны человеку.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.

б) Игра “Пять желаний”.

– На столе лежат две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.

(Родители помогают писать. Руки приклеиваем человечку и он улыбается.)

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное смогли признать свои недостатки.

4. Итог.

Слайд 5.

А) Слово родителей.

– А мы, родители, со своей стороны очень хотим, чтобы этот классный час запомнился нашим детям и в свою очередь приготовили для ребят сюрприз.

Вносят шары 5 красных, 4 зелёных, 4 синих.

Крутится, вертится шарик земной,
Годы, как птицы, летят чередой.
На классный час сегодня мы пришли,
С собою в подарок шары принесли.

В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы, любви это пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах!

В синих шарах – голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему вы.
Чтобы сбывались мечты все у вас –
Этого мы вам желаем сейчас!

В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены!

Чёрный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелания солнечных дней!

Б) Слово учителя.

– В конце нашего классного часа я хотела, чтобы вы подошли и обняли своих детей, а детки обнимут вас. Чувствуете, как мы согрели своим теплом друг друга. На маленькие хрупкие руки легли заботливые руки родителей, которые всегда помогут, защитят и поддержат в трудную минуту. Уважаемые родители, я хочу сказать, что в ваших руках будущее нашей страны. Это наша подрастающая молодёжь, ещё очень маленькая, но уже с уверенностью может сказать, что мы и докажем и сможем.

Список литературы:

  1. Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс // М.: ВАКО, 2008 г.
  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и с другими // М.: Генезис, 2000 г.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать //М.: Генезис, 2003 г.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // М.: Просвещение, 2000 г.