Цели:
- показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
- создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
- обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.
Участники: ученики, классный руководитель, родители.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня на классном часе мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.
Презентация. Слайд 1.
2. Введение в тему.
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны да, потому что мы друзья, вместе встречаемся, учимся, мы – свои,
с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои
тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля.
(На магнитной доске появляется человек.)
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым.?
(Появляется дом, солнце, воздух, вода, деревья, цветы, люди.)
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
3. Основная часть.
А) Игра “Паутинка”.
Цели:
– показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
– дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему
себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
Обсуждение:
– Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась
улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово –
комплимент.)
Б) Игра “Комплименты”
Слайд 3.
Цель:
– создание доброжелательной атмосферы;
– повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
(Ребята друг другу, гостям и родителям делают комплименты, пожимая руку.)
Обсуждение:
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
(Ученица рассказывает стихотворение.)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.
В) Работа в группах.
С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.
В пустые клеточки, с помощью родителей вписывают положительные качества.
Умный | Глупый | Злой | Чуткий | Внимательный |
Смелый | Честный | Врун | Отзывчивый | Жадный |
Грубый | Добрый | Ябеда | Насмешник | Справедливый |
Терпеливый | Надежный | Верный | Решительный | Жадный |
Слайд 4.
– Каким словом можно заменить все эти качества? (Толерантность.)
4. Закрепление.
а) Игра “Волшебная лавка”.
Цель:
– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.
Ход игры:
– А теперь давайте представим, что мы попали в волшебный магазин.
И в этом магазине будем делать покупки. У меня в руках волшебная шкатулка. В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает.
А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.
Итог: Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, толерантные качества нужны человеку.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.
б) Игра “Пять желаний”.
– На столе лежат две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.
(Родители помогают писать. Руки приклеиваем человечку и он улыбается.)
– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное смогли признать свои недостатки.
4. Итог.
Слайд 5.
А) Слово родителей.
– А мы, родители, со своей стороны очень хотим, чтобы этот классный час запомнился нашим детям и в свою очередь приготовили для ребят сюрприз.
Вносят шары 5 красных, 4 зелёных, 4 синих.
Крутится, вертится шарик земной,
Годы, как птицы, летят чередой.
На классный час сегодня мы пришли,
С собою в подарок шары принесли.В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы, любви это пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах!В синих шарах – голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему вы.
Чтобы сбывались мечты все у вас –
Этого мы вам желаем сейчас!В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены!Чёрный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелания солнечных дней!
Б) Слово учителя.
– В конце нашего классного часа я хотела, чтобы вы подошли и обняли своих детей, а детки обнимут вас. Чувствуете, как мы согрели своим теплом друг друга. На маленькие хрупкие руки легли заботливые руки родителей, которые всегда помогут, защитят и поддержат в трудную минуту. Уважаемые родители, я хочу сказать, что в ваших руках будущее нашей страны. Это наша подрастающая молодёжь, ещё очень маленькая, но уже с уверенностью может сказать, что мы и докажем и сможем.
Список литературы:
- Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс // М.: ВАКО, 2008 г.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и с другими // М.: Генезис, 2000 г.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать //М.: Генезис, 2003 г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // М.: Просвещение, 2000 г.