Цели урока:
- раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды;
- дать первоначальное представление о составе и функциях крови, свертываемости крови
- развивать умения работы с микроскопом, заполнять таблицы, составлять схемы.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point «Внутренняя среда организма», раздаточные карточки «Форменные элементы крови», лабораторное оборудование, инструктивные карточки для лабораторной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация и актуализация материала
Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни.
Клод Бернар
Образное выражение Клода Бернара «свободная и независимая жизнь» расценивалось его современниками, как противостояние организма среде обитания, заслуживающее осуждения и неукоснительного изъятия из научного мышления. Потребовались годы споров, горы научных экспериментов, чтобы постоянство внутренней среды превратилось в основной закон, определяющий жизнь и деятельность организма человека и высших животных.
3. Изучение нового материала
– Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?
1. Понятие “Внутренняя среда организма»
Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и
тканевая жидкость, омывающая клетки организма.
Внутренняя среда организма относительно
постоянна по своему составу и химическим и
физическим свойствам. (Слайд 3)
Термин «внутренняя среда» предложил французский
физиолог Клод Бернар (1878 г) (Cлайд 4)
Вопрос: Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?
Состав внутренней среды. (Слайд 5)
Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая
состоит из плазмы и форменных элементов.
Лимфа – это бесцветная почти прозрачная
жидкость. В ней содержатся белки, жиры,
фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты,
лимфоциты. Состав лифы изменяется в зависимости,
какую функцию ей приходится выполнять в
определенный период.
Тканевая жидкость – это связующее звено между
кровью и лимфой. Она есть в межклеточных
пространствах всех тканей и органов. Из этой
жидкости клетки поглощают необходимые им
вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты
обмена. По составу она близка к плазме крови, но
содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости
меняется в зависимости от проницаемости
кровеносных и лимфатических капилляров, от
особенностей обмена веществ клеток и тканей.
Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды.
Вопросы:
– Почему клетки не могут получать необходимые
вещества непосредственно из крови?
– Почему количество тканевой жидкости в
организме не уменьшается, несмотря на постоянные
переход из крови в клетки тканей воды, кислорода
и питательных веществ?
2. Функции крови (слайды 7-11)
3. Состав крови
Кровь – это жидкая соединительная ткань,
которая состоит из плазмы и форменных элементов.
Плазма – жидкое межклеточное вещество.
Форменные элементы – это клетки крови.
Плазма составляет 50-60% объема крови, она на 90%
состоит из воды, на 9% – из органических веществ
(белки, жиры, глюкоза, мочевина), на 0,9 % – из
неорганических веществ. (Слайд 14)
К форменным элементам относятся: эритроциты,
лейкоциты и тромбоциты. (Слайды15-20). Заполнение
таблицы.
Дополнительная информация к слайдам
Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году.
Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые
эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно
имеется, но утрачивается в процессе развития.
«Эритрос» – красный, «китос» – клетка. Поэтому
получили такое название. Цвет зависит от особого
вещества гемоглобина, в состав которого входит
железо (Fe – оно и придает красный цвет) и белок.
В лёгких гемоглобин способен присоединять к себе
кислород и становиться оксигемоглобином, кровь,
обогащенная кислородом, имеет ярко-алый цвет и
называется артериальной.
В тканях это соединение распадается – кислород
используют клетки организма, а гемоглобин
присоединяет к себе углекислый газ и
возвращается в лёгкие, кровь обогащенная СО2
имеет более темный цвет и называется венозной.
Основное значение эритроцитов – транспорт
газов, их двояковогнутая форма и отсутствие ядра
способствует их большему захвату.
В 1 куб.мм. 4-5 млн. эритроцитов. Живут
приблизительно 4 месяца. За 1сек. гибнет до 3 млн.
Образуются в красном костном мозге.
Лейкоциты или белые кровяные клетки
«Лейкоз» – белый. Являются ядерными клетками,
непостоянной формы, способны к активному
передвижению.
Количество лейкоцитов в 1 куб.мм. крови может
сильно варьировать 4-8 тысяч в зависимости от
состояния организма, при попадании в организм
инфекции их число редко возрастает.
Продолжительность жизни от 1 дня до нескольких
месяцев (лимфоциты более 20 лет). Образовался в
красном костном мозге, селезенке и лимфатических
узлах. Основная функция защита от болезнетворных
микробов путем – фагоцитоза; выработка антител
– создавая иммунитет. Количество лейкоцитов в
крови в тысячу раз меньше чем эритроцитов.
Известны различные виды:
Лимфоциты – встречаются не только в крови,
особенно их много в лимфе, так как их созревание
заканчивается в лимфатических узлах и
вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области
сердца, форма вилки с двумя зубцами. Основная
функция распознавание чужеродных веществ –
антигенов (бактерии, вирусы) и выработка особых
химических веществ – антител (создавая
иммунитет) для уничтожения антигенов.
Фагоциты (клетки пожиратели) способные к
движению при помощи ложноножек, как амеба,
обнаружив «врага», они захватывают его,
поглощают и переваривают. Это явление было
открыто и подробно изучено русскими учеными
И.И.Мечниковым в 1863 году и названо фагоцитозом.
(Слайд 19)
Тромбоциты «Тромбо» – сгусток, комок.
Кровяные пластинки (обломки большой клетки),
безъядерные. Формируются в красном косном мозге,
продолжительность жизни 8-12 дней в 1 куб.мм. 200-400
тысяч
4. Свертываемость крови (Слайд 21)
Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям организма. При травме кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают разрушение жидкого белка фибриногена в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови, образуя кровяной сгусток – тромб, который останавливает кровотечение.
4. Закрепление
Лабораторная работа (Слайды 22-26)
Учащиеся выполняют лабораторную работу, и полученные данные заносят в таблицу. Делают вывод.
«Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки»
Признаки |
Эритроциты человека |
Эритроциты лягушки |
1. Форма. Рисунок. | Двояковогнутый диск. | Овальной формы. |
2. Площадь поверхности. | Значительно больше, чем у эритроцитов лягушки. | Значительно меньше, чем у эритроцитов человека. |
3. Наличие ядра. | Зрелые клетки не имеют ядра. | Имеется ядро. |
4. Количество в единице объема. | Количество в 1 мм3 крови составляет 5 млн. | Количество в 1 мм3 крови значительно меньше, чем 5 млн. |
Выводы к работе «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки»:
Строение эритроцитов человека идеально соответствует выполняемой ими функции переноса газов:
- Эритроциты лягушки имеют ядро, а зрелые эритроциты человека ядер не имеют: они теряются в процессе развития.
- Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты лягушки.
- Эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому в крови человека в единице объема количество эритроцитов больше (в 1 мм3 5 млн.), чем в крови у лягушки.
- Исходя из особенностей строения эритроцитов и большого их количества в крови человека, следует, что кровь человека содержит больше кислорода, чем кровь лягушки. Дыхательная функция крови человека значительно эффективнее, чем у земноводных животных.
- Благодаря высокой концентрации кислорода в крови у человека процессы обмена веществ проходят интенсивнее, энергии вырабатывается достаточно, чтобы поддерживать температуру тела на постоянном уровне (t=36,6?) вне зависимости от температуры окружающей среды.
- У земноводных, например у лягушки, температура тела зависит от температуры окружающей среды, так как у них тепла вырабатывается недостаточно из-за невысокого содержания кислорода в крови, поэтому земноводные относятся к холоднокровным животным.
5. Домашнее задание:
- §14, схемы в тетради.
- Подготовить рассказ по темам: «Группы крови человека», «R-фактор».
Литература для подготовки:
1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология:
Человек: Учебник для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Вентан-Граф,
2005 – 272с. (с.68-79)
2. Зверев Д.И. Человек: Организм и здоровье:
Пособие для учащихся общеобразовательной школы
8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2000 – 304с. (с.33-7).
3. Ротенберг Роберт. Расти здоровым: Детская
энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт,
1992. – 592с. (с.62-67, 197-212).
4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и
физиология человека: Учебник для 9 класса школ с
углубленным изучением биологии. – М.:
Просвещение, 1999. – 256с. (с.186-191, 211–216).