Урок окружающего мира в 1-м классе с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:

  • формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли;
  • познакомить с холодными районами земли и с их обитателями;
  • показать работу с глобусом;
  • продолжать учить детей делать выводы по окончанию проделанного опыта.

Оборудование: глобус, ёмкость с водой, масло, полотенце, магнитофон, мультимедиа проектор, экран, компьютер, для каждого ученика по две карточки с геометрическими фигурами кругом и треугольником

Продолжительность: 35 минут

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Проверти, всё ли готово к уроку.

2. Повторение пройденного

Учитель: Мы сегодня на уроке будем путешествовать. Для разминки по путешествуем с вами во времени.

Учитель зачитывает высказывания. Ученики либо соглашаются, либо нет, показывая соответствующую фигуру: треугольник – да, круг – нет.

  • В прошлом все были взрослыми.
  • Суббота придет после пятницы.
  • Первый день недели – это вторник.
  • Лето наступит после весны.
  • Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы.
  • Перед зимой идёт весна.
  • Понедельник, вторник, среда – это месяцы.
  • После осени наступит зима.

3. Постановка вопроса урока

Слайд 1.

Учитель: Ребята, наш вопросик – муравьишка принёс два рисунка. Вы узнаёте кто это? (Белый медведь и пингвин)
– А как вы думаете, какие вопросы приготовил муравьишка. Что бы он хотел узнать или может вы сами хотели бы узнать что-то про этих животных. (Ответы детей)
– Компьютер покажет на экране вопросы муравьишки. И мы с вами сравним его вопросы с нашими.

Слайд 2.

Вопросы на экране: (могут прочитать сами дети)

Учитель: Итак – это цель нашего путешествия. А может кто-то уже знает, где обитают эти животные? (Ответы детей.)
– Правильно, мы с вами отправляемся туда, где царство холода, снега и льда.
– А в какой части земли находится такое царство, узнаем из учебника.

4. Изучение новой темы

Учебники открыты на стр.8-9. На стр. 8 текст зачитывает либо хорошо читающий ученик, либо сам учитель.

Учитель: Давайте найдём эти районы на глобусе. Какой первый холодный район назывался? (Северный Ледовитый океан)

Учитель: Правильно. Большая часть этого океана на глобусе окрашена в белый цвет, почему? Как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель: Эту часть С.Л. океана называют ледяной пустыней. Она покрыта льдом, толщина которого равна высоте трёх этажного дома. В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс. Это один район. А кто запомнил название второго район? (Антарктида)

Учитель: Антарктида – это огромный участок суши. Он, так же как и Ледовитый океан, покрыт толстым слоем снега и льда. В районе Антарктиды расположен Южный
полюс. В начале отправимся на С.П.

Слайд 2 (гул самолёта)

Работа в тетрадях

Учитель: Мы так с вами спешили, что набрали лишнее снаряжение. Нам надо выбрать только то, которое понадобится для путешествия на С. и Ю. полюса.

(Рабочая тетрадь стр. 31 № 1)

Встреча с героем северного полюса

Учитель: Ну, вот пока мы выполняли работу, самолёт доставил нас на Северный Полюс. Посмотрите, кто нас встречает?

Звучит фонограмма из мультфильма Умка. Выносится игрушка – Умка.

Умка: Здравствуйте ребята. Я рад, что вы прилетели ко мне в гости. Одевайтесь потеплее. У нас очень холодные, порывистые ветра гуляют по безмолвным, снежным просторам.

Слайд 3 (порывистый ветер)

Учитель: Да, да ребята уже познакомились, что ваш С.П. называют… Ребята, кто из вас запомнил, как называют С.П.? Какой пустыней? (Ледяной пустыней)

Умка: А вон вдалеке, видите, идёт моя мама. Слышите, как снег хрустит под её лапами.

Слайды 4, 5 (хруст снега)

Учитель: Давайте похрустим вместе с ней. Пора и нам размяться. Поиграем с Умкой.

Физминутка

Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

Работа с учебником

Учитель: Умка, мы прилетели, чтобы немного узнать о вашем суровом крае.

Умка: Я ещё маленький. И не всё ещё знаю, но чем смогу помогу. Как вы уже поняли наш край очень суровый, но здесь есть и другие животные, помимо нас белых медведей, которые приспособились к таким условиям.

Работа по учебнику

– Ребята, посмотрите в учебник кто изображён на стр.8. (Дети перечисляют изображённых животных)

Учитель: Правильно здесь живут поморники, тюлени, моржи…

Слайд 6.

Умка: Моржи большие и сильные. Они своими клыками могут отбить любого врага. Мы медведи остерегаемся их. А вот тюленей медведи ловят и едят, так говорит моя мама.

Слайд 7.

Умка: Но я больше всего рыбку люблю. У нас все звери – прекрасные пловцы. Посмотрите, как медведи купаются.

Слайды 8, 9.

Учитель: И не холодно вам купаться в ледяной воде?

Умка: Нет. Даже приятно.

Учитель: Ребята, а вспомните сказку Цветик – семицветик. У Жени, когда она попала на С.П., слёзы превратились во что? (В сосульки.)

Учитель: А почему медведи после купания не превращаются в сосульки? (Ответы детей.)

Проведение опыта

В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотреть на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытереть руку и слегка смазать её жиром (маслом). Снова опустить руку в воду и вынуть её. Что замечаем? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет,значит в мороз нечему превращаться в лёд. Теперь попробуем объяснить случай с белым медведем.

Вывод: У медведей толстый слой жира не позволяет воде задерживаться и впитываться в тело.

Знакомство с героем южного полюса

Учитель: Умка, а ты про пингвинов что-нибудь знаешь?

Умка: Это ещё что за зверь?

Учитель: Это не зверь… Впрочем он сам сейчас нам о себе расскажет. У нас есть чудо техника-компьютер. Он соединит нас с Ю.П.

Слайды 10, 11

Учитель: Ребята узнаёте местных жителей? (Ответы детей)

Слайд 12

Учитель: Познакомьтесь. Его зовут Лоло. Лоло, расскажи нам о себе. Ничего не слышно. Техника нас подводит. Придётся нам самим читать рассказ Лоло.

Слайд 13

Мы пингвины – морские птицы. Хорошо ныряем и плаваем.

Учитель: Крылья им служат плавниками и позволяют пингвинам быстро передвигаться под водой. Короткий хвостик служит рулём для выполнения манёвров. Под водой пингвины видят лучше, чем на суше. Глаза снабжены прозрачными веками. А какими защитными средствами снабжены наши глаза? (Ответы детей)

Учитель: Природа снабдила нас такими защитными средствами, как ресницы, верхнее и нижние веко, брови. И всё это слабые защитные средства при такой энергичной, насыщенной жизни, которую устроил сам себе человек. Здесь природа бессильна. Мы много с вами читали, и ещё придётся читать с экрана. Это большая нагрузка на наши глаза. Чтобы глаза, не уставали, для них нужна зарядка.

Проводится зарядка для глаз

Слайд 14

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо.

Слайд 15

Пока мама добывает корм в море, яйцо бережно хранит отец-пингвин.

Слайд 16

После появления птенца, его воспитанием занимается мама.

Слайд 17

Как только пингвинёнок встанет на ножки,

Слайды 18, 19

его отправляют в пингвиний детский сад.

Учитель: Ребята посмотрите в учебник стр.9. Кто ещё обитает в Антарктиде? (Дети отвечают. Учитель комментирует, указывая врагов пингвинов) (Слайды 20, 21)

5. Подведение итогов путешествия

Учитель: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с Лоло и Умкой.

Дети: Спасибо, Досвидания!

Слайд 22 (гул самолёта)

Учитель: Прочитайте в учебники на стр.9 вопрос черепашки. (Ребята отвечают на вопрос черепашки.)

Учитель: Про этих животных есть документальные фильмы и научные книги, из которых можно больше узнать об их жизни. Посмотрите у себя дома, какие книги или фильмы у вас есть. Прочитайте и просмотрите их, вновь посетите самые холодные места нашей Земли. А самое интересное расскажите нам на следующем уроке.
Вам понравился урок-путешествие? (Ответы детей).

Учитель: Я вам тоже благодарна. Спасибо за ваше внимание, трудолюбие. По-моему, все сегодня уйдут с урока победителями.
– Всем спасибо.