Цель:
- формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли;
- познакомить с холодными районами земли и с их обитателями;
- показать работу с глобусом;
- продолжать учить детей делать выводы по окончанию проделанного опыта.
Оборудование: глобус, ёмкость с водой, масло, полотенце, магнитофон, мультимедиа проектор, экран, компьютер, для каждого ученика по две карточки с геометрическими фигурами кругом и треугольником
Продолжительность: 35 минут
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверти, всё ли готово к уроку.
2. Повторение пройденного
Учитель: Мы сегодня на уроке будем путешествовать. Для разминки по путешествуем с вами во времени.
Учитель зачитывает высказывания. Ученики либо соглашаются, либо нет, показывая соответствующую фигуру: треугольник – да, круг – нет.
- В прошлом все были взрослыми.
- Суббота придет после пятницы.
- Первый день недели – это вторник.
- Лето наступит после весны.
- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы.
- Перед зимой идёт весна.
- Понедельник, вторник, среда – это месяцы.
- После осени наступит зима.
3. Постановка вопроса урока
Слайд 1.
Учитель: Ребята, наш вопросик –
муравьишка принёс два рисунка. Вы узнаёте кто
это? (Белый медведь и пингвин)
– А как вы думаете, какие вопросы приготовил
муравьишка. Что бы он хотел узнать или может вы
сами хотели бы узнать что-то про этих животных. (Ответы
детей)
– Компьютер покажет на экране вопросы
муравьишки. И мы с вами сравним его вопросы с
нашими.
Слайд 2.
Вопросы на экране: (могут прочитать сами дети)
Учитель: Итак – это цель нашего
путешествия. А может кто-то уже знает, где
обитают эти животные? (Ответы детей.)
– Правильно, мы с вами отправляемся туда, где
царство холода, снега и льда.
– А в какой части земли находится такое царство,
узнаем из учебника.
4. Изучение новой темы
Учебники открыты на стр.8-9. На стр. 8 текст зачитывает либо хорошо читающий ученик, либо сам учитель.
Учитель: Давайте найдём эти районы на глобусе. Какой первый холодный район назывался? (Северный Ледовитый океан)
Учитель: Правильно. Большая часть этого океана на глобусе окрашена в белый цвет, почему? Как вы думаете? (Ответы детей)
Учитель: Эту часть С.Л. океана называют ледяной пустыней. Она покрыта льдом, толщина которого равна высоте трёх этажного дома. В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс. Это один район. А кто запомнил название второго район? (Антарктида)
Учитель: Антарктида – это огромный
участок суши. Он, так же как и Ледовитый океан,
покрыт толстым слоем снега и льда. В районе
Антарктиды расположен Южный
полюс. В начале отправимся на С.П.
Слайд 2 (гул самолёта)
Работа в тетрадях
Учитель: Мы так с вами спешили, что набрали лишнее снаряжение. Нам надо выбрать только то, которое понадобится для путешествия на С. и Ю. полюса.
(Рабочая тетрадь стр. 31 № 1)
Встреча с героем северного полюса
Учитель: Ну, вот пока мы выполняли работу, самолёт доставил нас на Северный Полюс. Посмотрите, кто нас встречает?
Звучит фонограмма из мультфильма Умка. Выносится игрушка – Умка.
Умка: Здравствуйте ребята. Я рад, что вы прилетели ко мне в гости. Одевайтесь потеплее. У нас очень холодные, порывистые ветра гуляют по безмолвным, снежным просторам.
Слайд 3 (порывистый ветер)
Учитель: Да, да ребята уже познакомились, что ваш С.П. называют… Ребята, кто из вас запомнил, как называют С.П.? Какой пустыней? (Ледяной пустыней)
Умка: А вон вдалеке, видите, идёт моя мама. Слышите, как снег хрустит под её лапами.
Слайды 4, 5 (хруст снега)
Учитель: Давайте похрустим вместе с ней. Пора и нам размяться. Поиграем с Умкой.
Физминутка
Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Работа с учебником
Учитель: Умка, мы прилетели, чтобы немного узнать о вашем суровом крае.
Умка: Я ещё маленький. И не всё ещё знаю, но чем смогу помогу. Как вы уже поняли наш край очень суровый, но здесь есть и другие животные, помимо нас белых медведей, которые приспособились к таким условиям.
Работа по учебнику
– Ребята, посмотрите в учебник кто изображён на стр.8. (Дети перечисляют изображённых животных)
Учитель: Правильно здесь живут поморники, тюлени, моржи…
Слайд 6.
Умка: Моржи большие и сильные. Они своими клыками могут отбить любого врага. Мы медведи остерегаемся их. А вот тюленей медведи ловят и едят, так говорит моя мама.
Слайд 7.
Умка: Но я больше всего рыбку люблю. У нас все звери – прекрасные пловцы. Посмотрите, как медведи купаются.
Слайды 8, 9.
Учитель: И не холодно вам купаться в ледяной воде?
Умка: Нет. Даже приятно.
Учитель: Ребята, а вспомните сказку Цветик – семицветик. У Жени, когда она попала на С.П., слёзы превратились во что? (В сосульки.)
Учитель: А почему медведи после купания не превращаются в сосульки? (Ответы детей.)
Проведение опыта
В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотреть на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытереть руку и слегка смазать её жиром (маслом). Снова опустить руку в воду и вынуть её. Что замечаем? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет,значит в мороз нечему превращаться в лёд. Теперь попробуем объяснить случай с белым медведем.
Вывод: У медведей толстый слой жира не позволяет воде задерживаться и впитываться в тело.
Знакомство с героем южного полюса
Учитель: Умка, а ты про пингвинов что-нибудь знаешь?
Умка: Это ещё что за зверь?
Учитель: Это не зверь… Впрочем он сам сейчас нам о себе расскажет. У нас есть чудо техника-компьютер. Он соединит нас с Ю.П.
Слайды 10, 11
Учитель: Ребята узнаёте местных жителей? (Ответы детей)
Слайд 12
Учитель: Познакомьтесь. Его зовут Лоло. Лоло, расскажи нам о себе. Ничего не слышно. Техника нас подводит. Придётся нам самим читать рассказ Лоло.
Слайд 13
Мы пингвины – морские птицы. Хорошо ныряем и плаваем.
Учитель: Крылья им служат плавниками и позволяют пингвинам быстро передвигаться под водой. Короткий хвостик служит рулём для выполнения манёвров. Под водой пингвины видят лучше, чем на суше. Глаза снабжены прозрачными веками. А какими защитными средствами снабжены наши глаза? (Ответы детей)
Учитель: Природа снабдила нас такими защитными средствами, как ресницы, верхнее и нижние веко, брови. И всё это слабые защитные средства при такой энергичной, насыщенной жизни, которую устроил сам себе человек. Здесь природа бессильна. Мы много с вами читали, и ещё придётся читать с экрана. Это большая нагрузка на наши глаза. Чтобы глаза, не уставали, для них нужна зарядка.
Проводится зарядка для глаз
Слайд 14
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо.
Слайд 15
Пока мама добывает корм в море, яйцо бережно хранит отец-пингвин.
Слайд 16
После появления птенца, его воспитанием занимается мама.
Слайд 17
Как только пингвинёнок встанет на ножки,
Слайды 18, 19
его отправляют в пингвиний детский сад.
Учитель: Ребята посмотрите в учебник стр.9. Кто ещё обитает в Антарктиде? (Дети отвечают. Учитель комментирует, указывая врагов пингвинов) (Слайды 20, 21)
5. Подведение итогов путешествия
Учитель: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с Лоло и Умкой.
Дети: Спасибо, Досвидания!
Слайд 22 (гул самолёта)
Учитель: Прочитайте в учебники на стр.9 вопрос черепашки. (Ребята отвечают на вопрос черепашки.)
Учитель: Про этих животных есть
документальные фильмы и научные книги, из
которых можно больше узнать об их жизни.
Посмотрите у себя дома, какие книги или фильмы у
вас есть. Прочитайте и просмотрите их, вновь
посетите самые холодные места нашей Земли. А
самое интересное расскажите нам на следующем
уроке.
Вам понравился урок-путешествие? (Ответы
детей).
Учитель: Я вам тоже благодарна.
Спасибо за ваше внимание, трудолюбие. По-моему,
все сегодня уйдут с урока победителями.
– Всем спасибо.