Цели:
- Создать условия для усвоения правил вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, вычитания смешанных дробей.
- Создать условия для развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого ученика в комфортной психологической обстановке.
- Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения.
- Воспитание коммуникативных навыков и субъективности учащихся, уважения друг другу.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: мастерская (групповая).
Оборудование:
- Карточки, на каждом столе по 4 прямоугольника, разделенных на
10 равных полосок каждый,
по 4 круга, разделенных на 8 равных секторов, - ножницы, учебники, тетради,
- рабочие тетради на печатной основе, заготовленные на листах примеры,
- чистые листы, фломастеры, магниты.
Индуктор: геометрические фигуры (треугольники – 6, прямоугольники – 6, круги – 6, параллелограммы – 6; четырех цветов: голубой, желтый, зеленый и красный). Рассаживаются по 6 человек в 4 группы (на каждом из 4 столов стоит карточка определенного цвета).
Учитель: Объявляет о мастерской. Напоминает правила:
- В мастерской все равны
- Все прислушиваются к мнению лидера
- Слово мастера – закон.
Просит положить свои ручки перед лидером (тем самым ребята в каждой группе определяют лидера).
Учитель: Подводит к цели урока: “Давайте вспомним ребята, какие операции мы на сегодняшний день можем производить с дробями. Наша Каркуша, как всегда, навредничала и все карточки растащила по кабинету (карточки привешены на стенах, на шторах, на стендах). Работать будем так: говорите, какую операцию мы умеем производить с дробями и приводите в пример одну из карточек.
Ученики называют:
- Сравнивать дроби
- Выделять целую часть
- Приводить дроби к общему знаменателю
- Превращать смешанное число в неправильную дробь
- Сокращать дробь
Учитель: А вот одна карточка осталась у нас без внимания. Почему?
Ученики: Не умеем вычитать дроби.
Учитель: А может быть нам и не надо уметь это делать?
Обсуждают и приходят к мысли, что цель урока: “Научиться вычитать дроби”. Записывают тему урока: “Вычитание дробей”.
Учитель: Сложите на своем столе отдельно прямоугольники и отдельно кружочки. Разрежьте на части один прямоугольник и один круг. Подумайте, какую долю предмета составляет каждая часть. Выполните практически пример 1:
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Обсудите его в группах и когда будете готовы выступить, поднимите карточку.
Заслушивают одну группу. Другие, если не согласны или есть дополнения, поднимают карточку и высказывают своё мнение
Учитель: Запишите правило в буквенном виде на чистом листочке и прикрепите на доску.
Читают правило по учебнику стр. 202.
Рабочая тетрадь на печатной основе стр. 56 № 135.
Выполняют в группах, ответы записывают на доске. Подводят итоги.
Учитель: Теперь найдите на своих столах пример 2 и решите его практически с помощью геометрических фигур:
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:
Делают вывод: Чтобы из 1 вычесть дробь, нужно её представить в виде неправильной дроби с тем же знаменателем.
Решают примеры. РТ стр. 56 № 133.
Учитель: А теперь найдите пример 3 и подумайте, как его решить, используя результаты 2 примера:
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:
Учитель: Ну и ещё усложним задание. Попробуйте с ним справиться самостоятельно в группах:
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:
Учитель: И ещё один случай: вычитание дробей с разными знаменателями. Положите перед собой листочек с примером 5:
С какими долями будем работать? (С восьмыми.) Значит, какую фигуру будем рассматривать? (Круг.) Положите перед собой 1\2 круга. А сколько восьмых долей содержится в половине круга? (Четыре восьмых доли.) Сможем ли мы теперь выполнить вычитание? Сколько получится?
Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):
Чтобы найти разность дробей с разными знаменателями, их сначала нужно… провести к общему знаменателю.
Решают примеры. РТ стр. 57 № 137.
Учитель: У вас на столах остался последний нерешенный пример:
Решите его в группах, используя полученные на сегодняшнем уроке знания. Можете это сделать практически на фигурах, а можете сразу, используя сделанные нами выводы.
Ребята могут предложить разные варианты решений:
Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):
Чтобы найти разность смешанных дробей с разными знаменателями, то их сначала нужно…превратить в неправильные дроби, а затем…привести к общему знаменателю.
Итог урока. Рефлексия. Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке мне было…
- Самым сложным для меня на уроке было…
Домашнее задание. РТ стр. 56 № 136. Учебник № 938.
Творческое задание: Придумать задачу на вычитание смешанных дробей.