Цели:
- воспитывать любовь и понимание музыки;
- развивать музыкальный кругозор учащихся;
- развивать умение различать разновидности форм музыкальных произведений;
- обогащать представления о музыке русских композиторов;
- формировать умение размышлять о музыке и развитие речи учащихся;
- развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: портреты композиторов (Э.Грига, М.Глинки, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова), грамзаписи, проигрыватель, иллюстрации к романсу «Спящая княжна».
ХОД УРОКА
1. У. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над формами музыки. Для начала послушаем, что сейчас прозвучит?
Д. Песня «Пастушья песня».
У. Кто написал эту песню?
Д. Это французская народная песня.
У. А в какой форме написана песня?
Д. В одночастной.
У. А что одночастная форма представляет?
Д. Это форма, в которой настроение не меняется.
(Исполняем пример)
У. Молодцы. А сейчас что прозвучит?
Д. «Песня Сольвейг».
У. Кто автор этой трогательной песни?
Д. Э.Григ.
У. В какой форме написана песня Сольвейг?
Д. Двухчастная.
У. А что называется двухчастной формой?
Д. Это форма, в которой дважды меняется настроение.
У. А почему меняется настроение?
Д. Сольвейг грустит и надеется на хорошее.
У. А с какой формой мы познакомились на прошлом уроке?
Д. Трехчастная.
У. А что представляет трехчастная форма?
Д. Форма, в которой трижды меняется настроение.
У. Каким примером мы отметили трехчастную форму?
Д. Арией Сусанина.
У. Кто написал арию и в каком произведении она звучит?
Д. В опере «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
У. А как мы пришли к выводу, что ария написана в трехчастной форме?
Д. В 1 и 3 частях герой обращается к заре, чтобы взглянуть на нее последний раз. Во 2 части он думает о детях.
2. Замечательно. Сегодня наша задача познакомиться и усвоить еще одну форму музыкальных произведений. Давайте попытаемся на песне Д. Кабалевского «Зачем нам выстроили дом» разобраться подходит ли к ней хотя бы одна из пройденных нами форм (исполняю песню). Что происходит в песне, о чем поется в ней?
(Коротко обсуждаем)
– Какие слова чаще всего повторяются?
Д. «Град и стужа за окном».
У. А сколько раз эти слова повторялись?
Д. Три раза.
У. А в промежутках этих слов звучали какие то еще?
Д. Да.
У. Кому они принадлежат?
Д. Маме и обиженному ребенку.
У. Значит, сколько у нас получилось частей?
Д. Пять.
У. Ну что подходит какая-нибудь из ранее пройденных форм к нашей песне?
Д. Нет.
У. Правильно. Эта форма называется – рондо. Состоит она из 5 частей и обязательно начинается и заканчивается главной темой (ребенка). А теперь поучим песню и начнем с главной темы (начинаем работу по песне).
3. У. Ребята, прекрасным примером формы рондо является романс А.П.Бородина «Спящая княжна». Композитор сам написал текст к романсу, основываясь на известных сказочных мотивах о прекрасной царевне, усыпленной по воле злых сил, чары которых может расколдовать только могучий богатырь. Свой романс Бородин назвал сказкой. Написан романс был в качестве подарка ко дню рождения Н.А.Римского-Корсакова. Александр Порфирьевич знал, что Римский-Корсаков любит сказки, вот и решил сделать ему такой необычный подарок. Послушаем текст (читаю). Какие слова чаще повторяются?
Д. Про сон княжны.
У. А о ком говориться в промежутках главной темы? Кто охраняет сон княжны?
Д. Леший, ведьмы.
У. А кто должен освободить княжну?
Д. Богатырь.
У. Правильно. А теперь, слушаем романс (слушаем)
4. У. А сейчас вы возьмете карандаши в руки и нарисуете любой фрагмент из этой сказки. Начнете на уроке, а закончите дома. Это и будет ваше домашнее задание (начинают рисовать).