Сложноподчиненное предложение и его виды

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Учебник: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. «Русский язык. Практика. 9 класс» 

Продолжительность: 90 минут (спаренный урок)

Цели:

  • активизировать знания учащихся о СПП и его видах;
  • активизировать знания учащихся о средствах связи в СПП;
  • проанализировать пунктуацию в СПП;
  • совершенствовать умения учащихся делать синтаксический анализ СПП;
  • развивать лингвистическую компетенцию учащихся;
  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Нацелить учащихся на урок (Слайды 1, 2)

2. Словарный диктант (отработка орфографических умений)

Расположиться неподалеку на нескошенной траве;  тут же увидишь роскошную коллекцию бабочек; откуда-то слева раздастся сигнал; отдохнуть здесь в течение недели; увидишь издали блестящую гладь озера; позади террасы; пропадающие вдали голоса; растущая наверху рощица; пробираешься налево сквозь заросли.

3. Синтаксический разбор предложения (актуализация знаний учащихся об СПП и средствах связи в нем, условия разграничения союзов и союзных слов)

– Запишите предложение. Определите его структурный тип. Объясните пунктуацию.

От этого становится так хорошо, так весело, что хочется бежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых березок так и сверкают своей ослепительной белизной.
– Укажите количество частей, из которых состоит данное предложение. (3 части.) 
– Укажите главную / придаточные части.
– Посредством чего связываются   придаточные части с главной?  (При помощи союза что и союзного слова где.)
– Как разграничить союз и союзное слово?

Слайды 3, 4.

Запомните!

Союзное слово  1) отвечает на вопрос, 2) является членом предложения,   3) можно заменить другим союзным словом или словом знаменательной части речи, 4) нельзя опустить, 5) выделяется логическим ударением.

Союз  1) не отвечает на вопрос, 2) соответственно, не является членом предложения, 3) можно заменить другим союзом, 4) часто можно опустить без нарушения смысла в предложении, 5) логическим ударением не выделяется.

Запомни!  В качестве средств связи могут выступать, помимо союзов и союзных слов, соотносительные слова, выраженные указательными местоимениями или указательными местоименными наречиями (тот…кто; столько…сколько; так…что; с тем…что; туда…где  и т.п.)

– Определите тип придаточных в данном предложении. (Изъяснительное предложение и обстоятельственное места.)
– Чем мы руководствуемся при  определении вида придаточного предложения? (Вопросом от главной части к придаточной.)

4. Наблюдение над языковым материалом (актуализация знаний учащихся о видах СПП)

Слайд 5.

Виды придаточных предложений

?

определений

?

дополнений

?

обстоятельств

Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные

Средства связи

Обычно союзные слова:
который, какой, чей, где, куда, когда, что
Союзы и союзные слова:
кто, что, чтобы, будто, частица ли в значении союза

 

Образа действия, меры и степени (союзы и союзные слова: как, будто, как будто, сколько)
Места (союзные слова: где, куда, откуда)
Времени (союзы и союзные слова: когда, пока, с тех пор как, в то время как)
Причины  (союзы: потому что, так как, оттого что)
Следствия  (союз так что)
Цели (союзы: чтобы, для того чтобы)
Условия (союзы: если, если бы, раз, ежели)
Уступки (союзы и союзные слова при частице «ни»: хотя; несмотря на то, что;  пусть, даром что; как ни, что ни

5. Практическая работа (подготовка учащихся к написанию ГИА)

– Выпишите, расставляя необходимые знаки препинания, сначала СПП с придаточными определительными, затем изъяснительными и, наконец, с обстоятельственными придаточными. Укажите вид придаточных с обстоятельственным значением.

Слайд 6.

1) Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама. 2) Он не знал что брат привез ему подарок. 3) Постарайся полюбить того кого ты не любил кто обидел тебя. 4) И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно. 5) Чтоб воду в ступе не толочь душа обязана трудиться и день и ночь! 6) Небольшой домик куда приехал Лаврецкий был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового леса. 7) Хотя он мог остаться у друзей  Петр вернулся домой. 8) Тут увидишь столько золота сколько ни тебе ни мне не снилось. 9) Мне удалось поговорить с человеком которого я долго искал. 10) Утром он ассистировал доктору и думал о том как сработает проклятая бомба замедленного действия.

6. Анализ предложений (актуализация  знаний о видах подчинения в СПП и порядке синтаксического анализа)

Определите тип придаточных, на какие вопросы отвечают, чем связаны, составьте схемы предложений.

1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
3. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Слайд 7.

Вывод. Один и тот же союз и одно и то же союзное слово могут присоединять придаточные разных видов. В данном случае союзное слово «где» присоединяет придаточное определительное (1), обстоятельственное места (2), изъяснительное (3).    

5. Тест (отработка  пунктуационных умений)

Слайд 8.

Запишите предложения, расставив знаки препинания.

1. Куда ни обращаю взор везде синеет мрачный бор.
2. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором.
3. Я не знаю где граница между товарищем и другом.
4. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя.
5. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
6. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

Слайд 9.

– Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным места.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным времени.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
– Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

7. Повторение средств выразительности (отработка  умения анализировать средства выразительности языка, подготовка учащихся к написанию ГИА)

Слайд 10.

Дождичек утром!
Ласковый, мелкий, дотошный.
Словно мышонок,
Скребется в трубе водосточной.
Легким комариком,
Крылышком бьется в окошко.
Тихо крадется по крыше,
Как старая кошка.

В.Боков

– Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка. 

8. Постановка знаков препинания перед союзом КАК

Слайд 11.

   

Запятая не ставится

Запятая ставится

 
 

Примеры

Почему?

Примеры

Почему?

1.


2.

3.

Как град (градом) посыпалась картечь.

Он был как одержимый.

Бел как лунь.
Льет как из ведра.
Здоров как бык.
Холодный как лед.

Обстоятельство образа действия


Именная часть составного сказуемого

Устойчивые выражения

Как прослав-ленного брата, реки знают тихий Дон.


Звезды дрожали в глубине неба, как дрожат капли росы на траве.

Сравнительный оборот


Придаточное предложение

– Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания, определите, что связывает союз как.

1) Лед как сахар. (Оборот с союзом как входит в состав сказуемого.)
2) Все идет как по маслу. (Устойчивое сочетание.) 3) Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни. (Оттенок причинности.) 4) Это была, как вы могли догадаться, наша героиня. (Как входит в вводное предложение.) 5) Как камень упал сокол на землю. (Можно заменить – камнем.) 6) Мы плыли по темной, как чернила, реке. (Сравнительный оборот.)  

– Запишите предложения и определите вид придаточного.

1. Не видели они, как время пролетело. 2. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. 3. Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она. 4. Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошенные, хлебам не вредят.

9. Орфографическая работа (отработка орфографического умения)

Так как, то есть, потому что, как-то, если бы, когда-нибудь, оттуда, оттого что, по-видимому, мало-помалу, как будто, вследствие того что, из-за того что, с тех пор как, ввиду того что,  в связи с тем что, для того чтобы.

10. Знаки препинания при составных союзах (отработка пунктуационные умения  при употреблении сочетаний)

Слайд 12.

Придаточные причины присоединяются к главному союзами   потому что, оттого что, ибо, так как. Придаточные с союзами потому что, оттого что, ибо не могут стоять впереди главных. Придаточные с союзом так как  могут занимать любое место.

Слайд 13.

Сравните:
Я поступлю так, как велит мне мой долг.
Я поступлю правильно, так как иначе поступить не могу.
– Как же отличать придаточные причины с союзом так как от придаточных образа действия с союзом как  с указательным словом так?

Слайд 14.

Кроме этих сочетаний, могут быть еще сочетания:
вследствие того, что; ввиду того, что; благодаря тому, что,
например:

Вследствие того, что стало холодно, мы оделись потеплее.
Ввиду того, что было уже поздно, они решили остановиться на ночлег.
Благодаря тому, что он не растерялся, все были спасены.

При соединении придаточных причины этими сочетаниями запятая ставится перед что.

11. Тренировочные упражнения

Слайд 15.

11.1. Диктант «Проверь себя» (отработка умения грамотно оформлять СПП на письме)

Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта.
Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя всё, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой, и дальше двигались пешком.

Слайд 16.

11.2. Объясните причину вашего отсутствия на классном часе:

А) в деловой (объяснительной ) записке.
Б) в записке другу.

– Какие союзы могут быть использованы для связи придаточных с главным в данных речевых ситуациях?

11.3. Запишите 2-3 предложения, содержащих просьбу, приглашение, пожелание, используя союз если, если бы.

Слайд 17.

Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень признательна тебе.
Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, почитать что-нибудь из фантастики.
– Обратите внимание на то, что подобная форма выражения просьбы является мягкой, некатегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой форме, как правило, нельзя.

12. Самостоятельная работа (отработка умения преобразовывать простое предложение в СПП)

12.1. Слайд 18

Замените придаточное  в предложении Так как дождь перестал, мы можем отправляться на прогулку придаточным условия.

12.2. Слайд 19.

Замените простое предложение

Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь

сложноподчиненным с придаточным

  • причины
  • условия
  • следствия

13.  Подведение итогов урока (рефлексия)

Задачи, поставленные в начале урока мы с вами выполнили. Теперь обобщим все сказанное и сделанное сегодня.
– Чем СПП отличаются от других типов сложного предложения?
–  Какие средства связи употребляются в СПП?
–  Как отличить союз от союзного слова?
–  Какие виды придаточных вам известны?
–  Как определить тип придаточного: по вопросу или по средству связи? Ответ обоснуйте.
–  Укажите пунктуацию в СПП, если придаточная часть стоит: а) перед главной частью; б) после главной; в) разрывает главную часть.

14. Домашнее задание

Слайд 20.

Параграф 215, подготовить сообщение о придаточных обстоятельственных предложениях, используя план упражнения 159; упражнения 153, 145.

Использованная литература:

1. Русский язык. Практика. 9 кл.: Пособие для образоват. учреждений/ Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; Под ред.Ю.С.Пичугова. – М.: Дрофа, 2004.
2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2007.
3. Уроки русского языка в 9 кл.: Кн. для учителя/ Г.А.Богданова – М.: Просвещение, 2001.
4. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ  для подготовки к ГИА, 9 кл./ Е.С.Симакова. – М.: Астрель, 2009.
5. https://rus.1sept.ru/urok/index.php?SubjectID=140240