Необходимость проведения данного мероприятия была продиктована анализом социального статуса семей (из 27 семей – 13 неполных!) и анализом анкет, предложенных пятиклассникам с целью изучения классным руководителем семейной атмосферы, окружающей каждого ребёнка.
Письменное обращение к родителям:
«Одиночество – самое страшное наказание», –
говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский.
С этим афоризмом согласится каждый, кто
когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым
и услышанным, но… И речь в настоящее время идёт
не столько о взрослых, сколько о детях,
страдающих от недостатка любви и внимания.
В стремлении уйти от проблем, не находя поддержки
со стороны одноклассников и родителей, ребёнок
порой пытается компенсировать эту пустоту
употреблением психоактивных веществ, начинает
проявлять жестокость по отношению к сверстникам,
о чём упрямо свидетельствует статистика.
Как же добиться того, чтобы дети не чувствовали
себя одинокими в семье? Как вести себя с ребёнком,
у которого возникли проблемы? На эти вопросы вы
можете получить ответ, посетив «Уроки для
родителей».
ХОД СОБРАНИЯ
Вступительное слово учителя:
– Уважаемые родители! Возможно, вы
считаете, что проблема, поднятая в обращении к
вам, выдумана, но на минуту задумайтесь над тем,
как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто
ли критикуете, что-то напоминаете, читаете
мораль, допрашиваете, высмеиваете и ворчите? Эти
распространённые методы обращения с детьми даже
при самых хороших намерениях родителей приводят
к потере теплых отношений, затрудняют общение.
Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление
поделиться с кем-то своими проблемами. Если
родители не умеют слушать ребёнка, он будет
искать другого слушателя, а для родителей будет
упущена возможность установить более тесный
контакт с ребёнком. Чтобы этого не произошло, мы
дадим вам несколько уроков.
Урок первый. Драматическая пьеса в одном действии
Действующие лица – пятиклассники:
Мальчик одиннадцати лет, увлекающийся
футболом.
Командир Судья Моралист Всезнайка Критик Утешитель |
родители, поступающие в соответствии с одной из названных ролей. |
Явление первое
Пустынная улица. В окнах многоквартирного дома горят огоньки. Мальчик с заплаканными глазами тоскливо смотрит на мяч, выглядывающий из рюкзака, а потом на записи в дневнике.
Мальчик. (Читает.) Безобразное поведение на перемене! К уроку не готов – «2»!... (Переводит взгляд на окна.) Поверят ли мама и папа, что это в последний раз?! (Думает.) Конечно, поверят, ведь я смогу объяснить, что не рассчитал траекторию полёта мяча… и что Игорю Сергеевичу было совсем не больно! А двойка? А что двойка! Папа объяснит мне тему заново, и завтра я блесну своими знаниями. (Решительно входит в подъезд.)
Явление второе
Светлый и тёплый коридор. За дверью квартиры № 22 слышны голоса.
Мальчик. (Подняв глаза на цифру «22».)А если не поверят, не поймут, не простят?... (В отчаянии садится на детский стульчик у двери и засыпает.)
Явление третье
Дверь, открытая настежь. На пороге родители мальчика.
Мальчик. (Дрожащими руками протягивая дневник.) Мама, я… вот.
Мама-судья. (Увидев записи в дневнике.) Что?! Не хочу слушать никаких оправданий! Я всегда знала, что твоё увлечение спортом будет мешать учёбе.
Папа-критик. (Опёршись о дверной косяк и сложив руки.) Эх ты, недотёпа! Кто же так в футбол играет? Тебе не мяч гонять, а в куклы играть.
Мальчик от обиды вздыхает во сне.
Явление четвёртое
Мальчик. Папа, я обидел Игоря Сергеевича…
Папа-всезнайка. Да, сын… Не думал я, что наши занятия пройдут даром. А ведь нужно было всего-навсего рассчитать траекторию полёта мяча! Неужели так трудно? Думать надо головой! Я знаю, что говорю.
Голос мамы-утешительницы. (Из другой комнаты.) Стоит переживать из-за такого пустяка?! Ничего страшного не случилось, не расстраивайся.
Мальчик снова вздыхает во сне.
Явление пятое
Всё та же открытая настежь дверь квартиры № 22. На пороге – мама-моралист.
Мальчик. Мама, я…
Мама-моралист. Молчи. Я уже всё знаю! И не только я – весь дом, вся школа! Какой позор! Что скажут соседи?!
Папа-командир. (Выглядывая из соседней комнаты.) С завтрашнего дня всё будет так, как я скажу: во-первых, никакого футбола; во-вторых, никакого общения с хулиганами-одноклассниками: в-третьих, …
От угроз и команд, данных громким голосом, мальчик просыпается и падает со стула. Дверь в квартиру № 22 закрыта. Мальчик, оправившись, осторожно нащупывает звонок [1].
Слово учителя:
– Уважаемые родители! Наверное, каждый из вас когда-нибудь играл одну из этих ролей. Конечно, вы делали это из наилучших побуждений, но, если вы узнали себя в ком-то из героев пьесы, постарайтесь измениться, следуя правилам эффективного общения.
Урок второй. Правила эффективного общения
– Эффективное общение предполагает
наличие взаимного уважения. Взаимное уважение
означает, что и дети, и взрослые могут без страха
выражать свои убеждения и чувства, зная, что
они будут приняты. Принять – значит показать, что
вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и
не разделяете его убеждений. [2]
С правилами эффективного общения родителей с
детьми вас познакомят сами пятиклассники.
Ученик 1. – Мама и папа! Слушая меня, дайте мне понять и почувствовать, что вы понимаете моё состояние и переживания, связанные с тем событием, о котором я вам рассказываю. Для этого выслушайте меня, а затем своими словами повторите то, что я вам рассказал, чтобы я убедился, что вы меня слышите и понимаете правильно.
Ученик 2. – Слушая меня, следите за моей мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда мы, дети, уверяем вас, что у нас всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.
Ученик 3. – Поддерживайте и подбадривайте меня без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.
Ученик 4. – Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на мои вопросы. Ваш тон говорит больше, чем слова.
Ученик 5. – Поощряя меня, поддерживайте разговор, показывайте вашу заинтересованность в том, что я вам рассказываю. Например, спросите: «А что было дальше?». Ведь это совсем не трудно.
Урок третий. Культурные ценности, традиции семьи и их значение для ребёнка
Слово учителя:
– В каждой семье своя система ценностей. Пожалуйста, расскажите о традициях ваших семей по формированию культурных ценностей: о чтении книг, газет и журналов, о посещении театров и музеев, о знакомстве с природой, туристических походах – обо всём, что вас сближает и не позволяет всем членам семьи чувствовать себя одинокими.
Рассказы родителей о традициях семьи. (Родители, предупреждённые заранее, должны подготовить фото- и видеоматериалы для своего выступления.)
Заключение
Слово учителя:
– Уважаемые родители! Сегодня наши уроки подошли к концу. Очень хочется верить, что вы поняли актуальность поднятой проблемы. Помните, если ваше общение с детьми будет эффективным, они не будут чувствовать себя одинокими, а значит, не попытаются найти опору в употреблении психоактивных веществ, насилии и жестокости.
[1] Идея пьесы и родительского собрания
родилась благодаря учебному пособию «Уроки для
родителей».
[2] Уроки для родителей. Учебное пособие по
предупреждению употребления детьми табака и
алкоголя. Под редакцией кандидата
психологических наук О.Л.Романовой. – Москва, 1999
г.