Родительское собрание "Роль общения в жизни школьника, или Уроки для родителей"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Необходимость проведения данного мероприятия была продиктована анализом социального статуса семей (из 27 семей – 13 неполных!) и анализом анкет, предложенных пятиклассникам с целью изучения классным руководителем семейной атмосферы, окружающей каждого ребёнка.

Письменное обращение к родителям:

«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский. С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным, но… И речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка любви и внимания.
В стремлении уйти от проблем, не находя поддержки со стороны одноклассников и родителей, ребёнок порой пытается компенсировать эту пустоту употреблением психоактивных веществ, начинает проявлять жестокость по отношению к сверстникам,  о чём упрямо свидетельствует статистика.
Как же добиться того, чтобы дети не чувствовали себя одинокими в семье? Как вести себя с ребёнком, у которого возникли проблемы? На эти вопросы вы можете получить ответ, посетив «Уроки для родителей».

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово учителя:

– Уважаемые родители! Возможно, вы считаете, что проблема, поднятая в обращении к вам, выдумана, но на минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, читаете мораль, допрашиваете, высмеиваете и ворчите? Эти распространённые методы обращения с детьми даже при самых хороших намерениях родителей приводят к потере теплых отношений, затрудняют общение.
Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком. Чтобы этого не произошло, мы дадим вам несколько уроков.

Урок первый. Драматическая пьеса в одном действии

Действующие лица – пятиклассники:

Мальчик одиннадцати лет, увлекающийся футболом.

Командир
Судья
Моралист

Всезнайка
Критик
Утешитель
родители, поступающие в соответствии с одной из названных ролей.

Явление первое

Пустынная улица. В окнах многоквартирного дома горят огоньки. Мальчик с заплаканными глазами тоскливо смотрит на мяч, выглядывающий из рюкзака, а потом на записи в дневнике.

Мальчик. (Читает.) Безобразное поведение на перемене! К уроку не готов – «2»!... (Переводит взгляд на окна.) Поверят ли мама и папа, что это в последний раз?! (Думает.) Конечно, поверят, ведь я смогу объяснить, что не рассчитал траекторию полёта мяча… и что Игорю Сергеевичу было совсем не больно! А двойка? А что двойка! Папа объяснит мне тему заново, и завтра я блесну своими знаниями. (Решительно входит в подъезд.)

Явление второе

Светлый и тёплый коридор. За дверью квартиры № 22 слышны голоса.

Мальчик. (Подняв глаза на цифру «22».)А если не поверят, не поймут, не простят?... (В отчаянии садится на детский стульчик у двери и засыпает.)

Явление третье

Дверь, открытая настежь. На пороге родители мальчика.

Мальчик. (Дрожащими руками протягивая дневник.) Мама, я… вот.

Мама-судья. (Увидев записи в дневнике.) Что?! Не хочу слушать никаких оправданий! Я всегда знала, что твоё увлечение спортом будет мешать учёбе.

Папа-критик. (Опёршись о дверной косяк и сложив руки.) Эх ты, недотёпа! Кто же так в футбол играет? Тебе не мяч гонять, а в куклы играть.

Мальчик от обиды вздыхает во сне.

Явление четвёртое

Мальчик. Папа, я обидел Игоря Сергеевича…

Папа-всезнайка. Да, сын… Не думал я, что наши занятия пройдут даром. А ведь нужно было всего-навсего рассчитать траекторию полёта мяча! Неужели так трудно? Думать надо головой! Я знаю, что говорю.

Голос мамы-утешительницы. (Из другой комнаты.) Стоит переживать из-за такого пустяка?! Ничего страшного не случилось, не расстраивайся.

Мальчик снова вздыхает во сне.

Явление пятое

Всё та же открытая настежь дверь квартиры № 22. На пороге – мама-моралист.

Мальчик. Мама, я…

Мама-моралист. Молчи. Я уже всё знаю! И не только я – весь дом, вся школа! Какой позор! Что скажут соседи?!

Папа-командир. (Выглядывая из соседней комнаты.) С завтрашнего дня всё будет так, как я скажу: во-первых, никакого футбола; во-вторых, никакого общения с хулиганами-одноклассниками: в-третьих, …

От угроз и команд, данных громким голосом, мальчик просыпается и падает со стула. Дверь в квартиру № 22 закрыта. Мальчик, оправившись, осторожно нащупывает звонок [1].

Слово учителя:

– Уважаемые родители! Наверное, каждый из вас когда-нибудь играл одну из этих ролей. Конечно, вы делали это из наилучших побуждений, но, если вы узнали себя в ком-то  из героев пьесы, постарайтесь измениться, следуя правилам эффективного общения.

Урок второй. Правила эффективного общения

– Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха  выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений. [2]
С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомят сами пятиклассники.

Ученик 1. – Мама и папа! Слушая меня, дайте мне понять и почувствовать, что вы понимаете моё состояние и переживания, связанные с тем событием, о котором я вам рассказываю. Для этого выслушайте меня, а затем своими словами повторите то, что я вам рассказал, чтобы я убедился, что вы меня слышите и понимаете правильно.

Ученик 2. – Слушая меня, следите за моей мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда мы, дети, уверяем вас, что у нас всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.

Ученик 3. – Поддерживайте и подбадривайте меня без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.

Ученик 4. – Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на мои вопросы. Ваш тон говорит больше, чем слова.

Ученик 5. – Поощряя меня, поддерживайте разговор, показывайте вашу заинтересованность в том, что я вам рассказываю. Например, спросите: «А что было дальше?». Ведь это совсем не трудно.

Урок третий. Культурные ценности, традиции семьи и их значение для ребёнка

Слово учителя:

– В каждой семье своя  система ценностей. Пожалуйста, расскажите о традициях ваших семей по формированию культурных ценностей: о чтении книг, газет и журналов, о посещении театров и музеев, о знакомстве с природой, туристических походах – обо всём, что вас сближает и не позволяет всем членам семьи чувствовать себя одинокими.

Рассказы родителей о традициях семьи. (Родители, предупреждённые заранее, должны подготовить фото- и видеоматериалы для своего выступления.)

Заключение

Слово учителя:

– Уважаемые родители! Сегодня наши уроки подошли к концу. Очень хочется верить, что вы поняли актуальность поднятой проблемы. Помните, если ваше общение с детьми будет эффективным, они не будут чувствовать себя одинокими, а значит, не попытаются  найти опору в употреблении психоактивных веществ, насилии и жестокости.

[1] Идея пьесы и родительского собрания родилась благодаря учебному пособию «Уроки для родителей».
[2] Уроки для родителей. Учебное пособие по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Под редакцией кандидата психологических наук О.Л.Романовой. – Москва, 1999 г.