Решение задач по теме "Газовые законы. Путешествие в страну Нартов"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: закрепить с учащимися знания газовых законов, уравнения состояния идеального газа;

Задачи:

  • Научить применять полученные знания при решении задач.
  • Развивать умения и навыки коллективной работы.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, презентация, карточки с заданиями для команд, декорации, экран.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

2. Актуализация известных знаний: Краткий блиц-опрос по пройденному материалу.  (Приложение 1)

3. Решение задач: дидактическая игра (Слайды 1-4)

Сказания о Нартах были сложены предками осетин – скифами, сарматами и аланами. Нарты – это поэтическое имя народа, создавшего эпос. Поэтому сказания о Нартах донесли до нас яркое и правдивое изображена» жизни древних осетин. Мы видим, как они охотились, пасли стада, как воевали и веселились. Мы узнаем об их чувствах и мыслях, попадая на народное собрание или к домашнему очагу.
В старину сказания о подвигах Нартов исполняли певцы-сказители. Свою распевную речь сказитель сопровождал игрой на двенадцатиструнной арфе. С восхищением внимали певцу и дети, и взрослые. Мы с вами совершим экскурсию в историю нашего народа. Мы с вами побываем в Стране Нартов,  станем участниками одного из сказаний  и перескажем его, переложив  физический лад. Для этого разобьемся на две группы. В каждой команде учитель назначает капитана.

Условия игры:

По ходу пересказа «физическим воинам» будут встречаться препятствия, которые необходимо преодолеть с помощью ваших знаний.

а) за правильный ответ команде засчитывается 5 баллов. Если ответа нет, то – 0 баллов, за неточный ответ – от 0 до 4 баллов;

б) при решении члены команды могут помочь своему представителю в том случае, если они представят решение задачи другой команды;
за шум и подсказки команда лишается 5 баллов. 

Карточки с заданиями разложить  по партам (Приложение 2) Учитель выступает в роли ведущего.

У нартов было одно дерево (слайд 5), которое до полуночи цвело, а после полуночи давало плоды. Нартам это дерево было очень дорого, но кто-то повадился к нему: цветы разбрасывал, а плоды поедал. Стали нарты стеречь это дерево по очереди. Подошла очередь и двух братьев-близнецов из фамилии Ахсартагата – Ахсара и Ахсартага. Услышали они ночью, что   что-то зашевелилось на верхушке дерева. Подтащили они ружье и выстрелили. Наутро заметили они у самого дерева золотое крыло в крови.
Решили узнать, кто это к ним повадился.
Взяли крыло и отправились в путь по кровавому следу. Последуем и мы за ними.
Шли они и увидели, что дорогу через мост им перекрыл большой камень (слайд 6). На камне написаны две задачи:

  1. Сколько молекул содержится 200 граммах азота при нормальных условиях.
  2. Сколько молекул содержится в 0,5 кг гелия при нормальных условиях.

Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу. Поможем им.

К доске вызываются по одному ученику от каждой команды. Преодоление препятствия приносит очки командам. Учитываются скорость и правильность решения. Далее учитель продолжает.

Камень повернулся и нарты пошли дальше. Прошли они немного, смотрят, а навстречу им бесконечное стадо овец. Весь путь им перекрыли. Что же делать?
А пастух  подходит и говорит: «Овцы у меня непростые, а волшебные. Скажешь им волшебное слово, они расступятся и освободят дорогу. А если нет, то ждать вам еще три дня и три ночи, пока стадо не пройдет. Согласны отгадать эти слова?
Подумали братья и согласились.
Пастух продолжил: «Тогда решите следующие задачи (слайд 7).
Из ответов вы получите волшебные слова».

  1. Какой газ находится в баллоне объемом 0,83 м3, если при давлении 14,5 х 105 Па  и при температуре 290 К его масса равна 1 кг (водород)
  2. Газ массой 32 х 10–3  кг при давлении 8,31 х 105  Па и температуре 200 К занимает объем 3,2 х 10– 3  м3. Определите, какой это газ (водород).

«Сказал пастух волшебное число, овцы расступились и пропустили братьев, которые продолжили свой путь дальше. Шли они, шли, и привел их бог к морю (слайд 8).
Ахсар сказал: «Что бы то ни было, все равно пойду вперед».  И вошел он в море. След привел его к Донбеттырам (слайд 9). У крыльца одного дома сидела женщина (слайд 10). Когда гость поравнялся с нею, она пожелала ему здоровья и пригласила к себе в дом. Дверь в этот дом открывалась, если правильно решить следующие задачи:

  1. При температуре 27о С давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре  –13о С? (65 кПа)
  2. Давление воздуха в автомобильной камере при температуре  – 13о С было 160 кПа. Каким стало давление, если в результате длительного движения воздух в камере нагрелся до 37о С? (210 кПа)

Поможем нашим героям. К доске выходят по два участника команды.

Подводятся итоги.

Двери открылись, и он вошел в дом. Женщина накормила и предложила ему отдохнуть. Вдруг он услышал из комнаты женский стон. «Что случилось?» – спросил он. Женщина и рассказала ему о том, что ее дочери повадились летать в облике золотых голубей к дереву нартов и обрывать плоды. Предупреждала я их, что добром это не кончится. Однако они не послушались и в одну ночь младшую из дочерей нарты ранили в крыло».
Юноша спросил: 
– А нет ли средства, чтобы ее вылечить?
– Средство исцеления есть. Оно записано в волшебной книге, которая находится в сундуке, закрытом на волшебный замок. Если решить задачу верно, то замок откроется (слайд 11).

  1. Какой объем займет газ при 77о С, если при 27о С его объем составлял 6 литров.
  2. При 20о С газ занимает объем 3 литра. Определите объем газа , если температура возрастет до 57о С.

Подводятся итоги.

Открыли они сундук, достали книгу и прочли, что девушка вылечится, если пух и золотые перья, что упали с нее приложить к ране.
Женщина сказала, что тому, кто принес бы крыло дочери, она отдала бы ее в жены. Юноша поверил женщине, полез за пазуху и вынул оттуда разбитое крыло, приложил к руке девушки, ударил плетью. Стала девушка в семь раз краше, чем была прежде. Согласилась красавица стать женой юноши при условии, что он решит задачи (слайд 12).

К доске выходят капитаны.

  1. Как изменится давление в сосуде при возрастании температуры от 273 К до 546 К?
  2. Как изменится давление  газа, если его объем уменьшится от 60 см3 до 20 см3? (Увеличится в 3 раза)

Оцениваются капитаны.

Стали они мужем и женой. Много ли, мало ли прожили, но вот юноше захотелось вернуться в родные места. И в один из дней они собрались и отправились в путь.
А что было дальше, вы узнаете, если прочтете продолжение этой истории в книге «Нарты», которая имеется в библиотеке нашей школы.
Подводятся итоги игры.
К концу урока у учеников должны быть решены все задачи, решавшиеся у доски.

4. Подведение итогов урока

– Итак, мы сегодня с вами еще раз повторили, что уравнением состояния идеального газа называют…
Что изопроцессом называют …
Какие изопроцессы вам известны? (Охарактеризовать каждый процесс)
Спасибо всем вам. Особая благодарность тем, кто активно работал на уроке. Они соответственно получают 5 баллов. Огласить оценки.

Нартовский эпос – великое произведение народного искусства. Сказания о Нартах – это драгоценная кладовая народа. Из поколения в поколение передаются ее вечные богатства – мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство и справедливость. И, конечно, самое главное богатство, без которого все остальные теряют цену, – это любовь к Родине, к своему народу, к родному языку.
И завершить мне наш урок хотелось бы словами из гимна Осетии (слайд 13):

Под утренним солнцем, на древней земле
Алмазом сверкает наш ИР величавый.
Мы пронесли через тысячу лет
Аланскую гордость и славу.
Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш — творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!

До свидания! Спасибо за урок.