Цель: закрепить с учащимися знания газовых законов, уравнения состояния идеального газа;
Задачи:
- Научить применять полученные знания при решении задач.
- Развивать умения и навыки коллективной работы.
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, презентация, карточки с заданиями для команд, декорации, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
2. Актуализация известных знаний: Краткий блиц-опрос по пройденному материалу. (Приложение 1)
3. Решение задач: дидактическая игра (Слайды 1-4)
Сказания о Нартах были сложены предками осетин
– скифами, сарматами и аланами. Нарты – это
поэтическое имя народа, создавшего эпос. Поэтому
сказания о Нартах донесли до нас яркое и
правдивое изображена» жизни древних осетин. Мы
видим, как они охотились, пасли стада, как воевали
и веселились. Мы узнаем об их чувствах и мыслях,
попадая на народное собрание или к домашнему
очагу.
В старину сказания о подвигах Нартов исполняли
певцы-сказители. Свою распевную речь сказитель
сопровождал игрой на двенадцатиструнной арфе. С
восхищением внимали певцу и дети, и взрослые. Мы с
вами совершим экскурсию в историю нашего народа.
Мы с вами побываем в Стране Нартов, станем
участниками одного из сказаний и перескажем
его, переложив физический лад. Для этого
разобьемся на две группы. В каждой команде
учитель назначает капитана.
Условия игры:
По ходу пересказа «физическим воинам» будут встречаться препятствия, которые необходимо преодолеть с помощью ваших знаний.
а) за правильный ответ команде засчитывается 5 баллов. Если ответа нет, то – 0 баллов, за неточный ответ – от 0 до 4 баллов;
б) при решении члены команды могут
помочь своему представителю в том случае, если
они представят решение задачи другой команды;
за шум и подсказки команда лишается 5 баллов.
Карточки с заданиями разложить по партам (Приложение 2) Учитель выступает в роли ведущего.
У нартов было одно дерево (слайд 5),
которое до полуночи цвело, а после полуночи
давало плоды. Нартам это дерево было очень
дорого, но кто-то повадился к нему: цветы
разбрасывал, а плоды поедал. Стали нарты стеречь
это дерево по очереди. Подошла очередь и двух
братьев-близнецов из фамилии Ахсартагата –
Ахсара и Ахсартага. Услышали они ночью, что
что-то зашевелилось на верхушке дерева.
Подтащили они ружье и выстрелили. Наутро
заметили они у самого дерева золотое крыло в
крови.
Решили узнать, кто это к ним повадился.
Взяли крыло и отправились в путь по кровавому
следу. Последуем и мы за ними.
Шли они и увидели, что дорогу через мост им
перекрыл большой камень (слайд 6). На
камне написаны две задачи:
- Сколько молекул содержится 200 граммах азота при нормальных условиях.
- Сколько молекул содержится в 0,5 кг гелия при нормальных условиях.
Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу. Поможем им.
К доске вызываются по одному ученику от каждой команды. Преодоление препятствия приносит очки командам. Учитываются скорость и правильность решения. Далее учитель продолжает.
Камень повернулся и нарты пошли дальше. Прошли
они немного, смотрят, а навстречу им бесконечное
стадо овец. Весь путь им перекрыли. Что же делать?
А пастух подходит и говорит: «Овцы у меня
непростые, а волшебные. Скажешь им волшебное
слово, они расступятся и освободят дорогу. А если
нет, то ждать вам еще три дня и три ночи, пока
стадо не пройдет. Согласны отгадать эти слова?
Подумали братья и согласились.
Пастух продолжил: «Тогда решите следующие задачи
(слайд 7).
Из ответов вы получите волшебные слова».
- Какой газ находится в баллоне объемом 0,83 м3, если при давлении 14,5 х 105 Па и при температуре 290 К его масса равна 1 кг (водород)
- Газ массой 32 х 10–3 кг при давлении 8,31 х 105 Па и температуре 200 К занимает объем 3,2 х 10– 3 м3. Определите, какой это газ (водород).
«Сказал пастух волшебное число, овцы
расступились и пропустили братьев, которые
продолжили свой путь дальше. Шли они, шли, и
привел их бог к морю (слайд 8).
Ахсар сказал: «Что бы то ни было, все равно пойду
вперед». И вошел он в море. След привел его к
Донбеттырам (слайд 9). У крыльца одного
дома сидела женщина (слайд 10). Когда
гость поравнялся с нею, она пожелала ему здоровья
и пригласила к себе в дом. Дверь в этот дом
открывалась, если правильно решить следующие
задачи:
- При температуре 27о С давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре –13о С? (65 кПа)
- Давление воздуха в автомобильной камере при температуре – 13о С было 160 кПа. Каким стало давление, если в результате длительного движения воздух в камере нагрелся до 37о С? (210 кПа)
Поможем нашим героям. К доске выходят по два участника команды.
Подводятся итоги.
Двери открылись, и он вошел в дом. Женщина
накормила и предложила ему отдохнуть. Вдруг он
услышал из комнаты женский стон. «Что случилось?»
– спросил он. Женщина и рассказала ему о том, что
ее дочери повадились летать в облике золотых
голубей к дереву нартов и обрывать плоды.
Предупреждала я их, что добром это не кончится.
Однако они не послушались и в одну ночь младшую
из дочерей нарты ранили в крыло».
Юноша спросил:
– А нет ли средства, чтобы ее вылечить?
– Средство исцеления есть. Оно записано в
волшебной книге, которая находится в сундуке,
закрытом на волшебный замок. Если решить задачу
верно, то замок откроется (слайд 11).
- Какой объем займет газ при 77о С, если при 27о С его объем составлял 6 литров.
- При 20о С газ занимает объем 3 литра. Определите объем газа , если температура возрастет до 57о С.
Подводятся итоги.
Открыли они сундук, достали книгу и прочли, что
девушка вылечится, если пух и золотые перья, что
упали с нее приложить к ране.
Женщина сказала, что тому, кто принес бы крыло
дочери, она отдала бы ее в жены. Юноша поверил
женщине, полез за пазуху и вынул оттуда разбитое
крыло, приложил к руке девушки, ударил плетью.
Стала девушка в семь раз краше, чем была прежде.
Согласилась красавица стать женой юноши при
условии, что он решит задачи (слайд 12).
К доске выходят капитаны.
- Как изменится давление в сосуде при возрастании температуры от 273 К до 546 К?
- Как изменится давление газа, если его объем уменьшится от 60 см3 до 20 см3? (Увеличится в 3 раза)
Оцениваются капитаны.
Стали они мужем и женой. Много ли, мало ли
прожили, но вот юноше захотелось вернуться в
родные места. И в один из дней они собрались и
отправились в путь.
А что было дальше, вы узнаете, если прочтете
продолжение этой истории в книге «Нарты»,
которая имеется в библиотеке нашей школы.
Подводятся итоги игры.
К концу урока у учеников должны быть решены все
задачи, решавшиеся у доски.
4. Подведение итогов урока
– Итак, мы сегодня с вами еще раз повторили, что
уравнением состояния идеального газа называют…
Что изопроцессом называют …
Какие изопроцессы вам известны? (Охарактеризовать
каждый процесс)
Спасибо всем вам. Особая благодарность тем, кто
активно работал на уроке. Они соответственно
получают 5 баллов. Огласить оценки.
Нартовский эпос – великое произведение
народного искусства. Сказания о Нартах – это
драгоценная кладовая народа. Из поколения в
поколение передаются ее вечные богатства –
мужество и скромность, бескорыстная дружба,
благородство и справедливость. И, конечно, самое
главное богатство, без которого все остальные
теряют цену, – это любовь к Родине, к своему
народу, к родному языку.
И завершить мне наш урок хотелось бы словами из
гимна Осетии (слайд 13):
Под утренним солнцем, на древней земле
Алмазом сверкает наш ИР величавый.
Мы пронесли через тысячу лет
Аланскую гордость и славу.
Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш — творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
– До свидания! Спасибо за урок.