Урок "Связь времен в народном искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО


Содержание темы «Связь времен в народном искусстве» – очередной шаг в познании особенностей языка декоративного искусства, которое осуществляется в единстве восприятия и практической деятельности.
Творческий подход педагога заключается в применении нетрадиционного сценария урока-это переплетение сказочного начала, пробуждающего интерес (этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению материала),  элементов игровой деятельности и эвристики, активизация фантазийного мышления;  мини-выставка в конце урока.
На уроке использованы общеклассная и индивидуальная формы обучения, рационально подобрано сочетание различных методов обучения: от объяснительно-иллюстративного с элементами беседы, репродуктивного метода выполнения заданий по образцу до индивидуальной творческой работы и ее представления.
Урок очень насыщен, темп достаточно высок, но ощущения усталости у учеников не возникает благодаря постоянной смене видов деятельности: рассматривание плакатов с изображением изделий Гжели, просмотр слайд-фильма, беседа, разглядывание предметов промысла в натуре, прослушивание краткого содержания сказки, формирование умений и навыков росписи в процессе выполнения упражнений, обсуждение, творческая художественная деятельность.
Ритм урока – это логически подобранное чередование  активных, репродуктивных и творческих элементов.
Урок построен по принципу «От простого к сложному». Кульминационный момент урока – это выставка работ, когда на доске появляется целый волшебный сад, наполненный сказочными Синими Птицами и дети рассказывают каждый о своей фантазии.

Тема урока: «Искусство Гжели».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задачи:

  • Дидактические:
    • продолжение формирования знаний о декоративно-прикладном искусстве и его  применении;
    • обеспечение в ходе урока усвоения новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях;
    • обеспечение закрепления ранее усвоенных понятий об образном языке декоративного искусства;
    • усвоение новых понятий: керамика, фарфор, фаянс, майолика.
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса, внимательности, наблюдательности;
    • развитие навыков по работе с художественными материалами (гуашь);
    • развитие  навыков самостоятельного творческого мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитание сознательного отношения к труду;
    • формирование мировоззрения учащихся;
    • воспитание бережного отношения к народным традициям;
    • воспитание уважительного отношения к профессиям (художник-керамист, гончар).

Средства обучения:

  • Учебные:
    • учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс;
    • набор необходимых художественных материалов: гуашь синяя, кисти, банка, тряпка, лист А3, лист А4.
  • Наглядные:
    • образцы изделий гжельского промысла: мелкая пластика, посуда;
    • коллекция плакатов «Гжель»;
    • слайд-фильм «Гжельская керамика».

Раздаточный материал: образцы основных элементов гжельской росписи.

Литература к уроку: «Золотые руки мастеров Подмосковья» Э.Г. Истомина 2005 г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационная часть (2-3 мин.)

– Приветствие
– Перекличка
– Проверка готовности к уроку.
– Объявление темы урока: «Искусство Гжели».

2. Контроль знаний и умений (3 мин.)

Устный контроль. Беседа на тему: «Что такое декоративно-прикладное искусство и как оно влияет на нашу жизнь»?

Примерный перечень вопросов:

1. Как вы понимаете понятие «декоративно-прикладное искусство»?
2. Какую роль играет д.-п. искусство в жизни общества?
3. Приведите примеры предметов д.-п. искусства. Чем они отличаются от других изделий?
4. Какие изделия декоративно-прикладного искусства есть в вашем доме?

3. Постановка задачи урока (10 мин.)

– Сегодня мы начинаем знакомиться с народными художественными промыслами, которые сохранились в разных уголках России. На этом уроке мы узнаем о гжельском керамическом промысле и его особенностях, о художественных приемах, которыми пользуются художники Гжели в своей работе. Кроме того, нам предстоит  выполнение интересного творческого задания.

4. Объяснение нового материала

– Ребята! Сегодня я хочу рассказать вам удивительную историю, которую описал в своей сказочной пьесе «Синяя птица» известный бельгийский драматург Морис Метерлинг. В этой сказке повествуется о том, как в канун Рождества дети дровосека брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются в волшебное путешествие на поиски Синей Птицы, птицы Счастья.

Много сказочных приключений, страшных и завораживающих, необыкновенных и чарующих пришлось пройти ребятам. Они побывали в стране Воспоминаний, в царстве Будущего, в саду Блаженств, ловили синих птиц в саду Мечты и Ночного света.

Дети увидели скрытую сущность вещей, узнали характеры неживых предметов. Но ту единственную Синюю птицу, которая приносит людям счастье, они так и не нашли…

Каждый человек, проживая жизнь,  ищет свою Синюю Птицу, свое счастье: в любви, в радости общения с друзьями, в любимой работе, в путешествиях, в заботе о ближнем, в постижении разных наук, в творчестве.

Мы сегодня тоже задумаемся о счастье, каждый о своем и попытаемся нарисовать свою Синюю Птицу, а помогут нам в этом мастера из Подмосковного местечка Гжель, о работе которых я вам сейчас расскажу».

Далее идет показ слайд-фильма с комментариями учителя: «Керамика – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства.

Слово «keramos» в переводе с древнегреческого означает «глина» и имеет символический смысл, объединяющий понятия земли, воды и огня. Керамика включает все разнообразие художественных изделий из обожженной глины с разными примесями – фарфор, фаянс, майолику, терракоту, гончарные изделия.

Гжель столь же знаменита во всем мире, как Хохлома и Палех, Жостово и Федоскино. Гжель – это историческое название района керамического промысла, истоки которого уходят вглубь веков.

В настоящее время район объединяет около 30 сел и деревень, расположенных в 60 км от Москвы.В 1990-е гг. здесь появилось ЗАО «Объединение «Гжель»», где производят уникальный фарфор с ручной синей росписью и майолику с полихромным декором.

Высокохудожественные изделия Гжели имеют свой фирменный знак – треугольник с изображением уточки, на бегущей  волне. На предприятиях, выросших на базе старинного промысла, трудятся потомственные керамисты. Гжель – главный керамический район Подмосковья.

В стародавние времена Гжельская волость располагалась вдоль Касимовского тракта в местности, славящейся густыми лесами, но имеющей глинистые, не пригодные для сельского хозяйства земли. Крестьяне в поисках других источников дохода, занимались ручным ткачеством, резьбой по дереву, гончарством. Первые документальные сведения о Гжели как о владении московских князей, упоминаются в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Само название «Гжель» топономисты ведут от глагола «жечь». Местные крестьяне «жгли глину» еще в глубокую старину. В 18 веке Гжель приобрела славу места, производящего художественную керамику. Местные гончары овладели мастерством изготовления майолики, получаемой в результате высокотемпературного обжига, живописного и скульптурного декорирования. Они создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому фону.  Слово «майолика» происходит от  названия острова Майорка, где существовало производство керамических изделий. Гжельская посуда вскоре была признана «лучшей из всех делаемых в России сего рода посуд». Ассортимент изделий был чрезвычайно велик: столовая посуда, кувшины, квасники, кумганы (кувшины восточной формы с дисковидным туловом), чернильницы, игрушки. На плечиках сосудов размещались скульптурные композиции, представляющие собой бытовые и батальные сценки.

Роспись майоликовых изделий дополняла оригинальная форма предметов. На квасниках и кумганах помимо растительного и геометрического орнамента мастера-живописцы воспроизводили свои непосредственные наблюдения природы и повседневной деревенской жизни, впечатления от поездок в большие города.

Дальнейший этап развития Гжели – это производство фарфора, в котором преобладала переводная печать, когда с одной гравированной доски можно было получить до ста оттисков на любое изделие.

Со временем синий цвет на гжельском производстве стал одним из основных элементов художественной выразительности, определенным стилевым признаком. Гжельские мастера, создавая сине-белые изделия, стремились, как бы возвысить их до уровня дворянского идеала, подражая вначале дорогим предметам заморского керамического производства (дельфтскому «голубому» фаянсу и английскому тонкому фаянсу с синей печатью).

Однако, по прошествии времени, подмосковный промысел приобрел свой неповторимый, совершенно отличный от других, яркий и праздничный, причудливый декоративный язык, где разливается синь-синева, словно небеса и синяя гладь рек сошли на белизну посуды.

Интересно, что расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Много исторических перипетий преодолело гжельское гончарное дело: неоднократные смены руководства, войну с Японией 1904-1905 г.г., когда на уцелевших производствах приходилось заниматься выпуском технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности, Октябрьскую революцию, консервацию в годы ВОВ. Но уже с 1944 года начинается подлинное возрождение Гжели, связанное с именами А.Б. Салтыкова, Н.И. Бессарабовой. С 1960 г. гжельские изделия участвуют в зарубежных выставках, где получают самые высокие награды. 

Сегодня в Гжели создан Культурный центр, объединяющий гжельских художников и учащихся близлежащих промышленного колледжа и художественной школы.

5. Закрепление нового материала (20-25 мин.)

Закрепление нового материала проходит в форме практической работы. Сначала обращаем внимание ребят на то, как взаимосвязаны в изделиях декоративное, конструктивное и изобразительное творчество. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями». Давайте попробуем поупражняться в изображении различных элементов гжельской росписи (Рис.1). У каждого из вас лежит раздаточный материал с этими элементами. Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом. (Показываем на примере).

Теперь самостоятельно выполните по образцу цветы, веточки, листики, ягодки, розы, разные линии. (Учащиеся выполняют упражнения). Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она, то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков…

Выполнение творческого задания.
– А сейчас давайте вернемся к началу нашего урока, к Синей Птице и попробуем ее нарисовать. Вот это – моя птица Счастья (Рис. 2). Сказочная птица нарядна и украшена. Посмотрите! Какие части птицы особенно красивы? (Крылья, хохолок, хвост). Украшения этих частей имеют общие  элементы, соединяются в единый декоративный узор, как будто составляют комплект. Я вам покажу с чего надо начать рисовать, а затем вы, используя разные элементы росписи, дорисуете каждый свою Синюю птицу». Далее идет показ начала изображения и самостоятельная творческая работа (Рис. 3)

6. Контроль выполнения задач урока (5 мин.)

Контроль проходит в форме выставки и обсуждения работ. Работы учащихся вывешиваются на доску. 3-4 человека (по желанию) выходят по очереди к доске и в виде краткого рассказа из 4-5 предложений дают пояснения к своей работе. Затем ребята говорят, какие из работ понравились им больше всего и почему.

7. Итог урока (2-3 мин.)

Анализ выполнения поставленных задач.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки. В целом задачи урока были выполнены хорошо, все дети очень постарались и нарисовали замечательных птиц.
Плюсы и минусы:

– Положительным моментом считаю, что урок прошел на высоком уровне активности  и с заданиями справились все. Особенно мне понравились ваши рассказы о Птице Счастья и, конечно, замечательные рисунки этих птиц. Тема следующего урока: «Городецкая роспись». Необходимо принести листы для акварели А3, гуашь, тряпки, кисти».

Уборка кабинета.