Внеклассная работа "Математическое кафе"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Классное руководство


Внеурочные занятия с успехом могут быть  использованы  для  углубления знаний учащихся в области программного материала,  развития  их  логического мышления, исследовательских  навыков,  смекалки,  привития  вкуса  к  чтению математической литературы,  для  сообщения  учащимся  полезных  сведений  из истории математики.
Главное назначение внеклассной работы – не только  расширение  и углубление теоретического материала, изученного на  уроках,  но  и  развитию умений применять  полученные  на  уроках  знания  к  решению  нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.
Внеклассные занятия с  учащимися  приносят  большую  пользу  и  самому учителю. Чтобы успешно  проводить  внеклассную  работу,  учителю  приходится постоянно  расширять  свои   познания   по   математике.   Это   благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Классы: 5-7

Цели:

  • прививать  интерес к математике, через данную форму внеклассной работы;
  • развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;
  • пробудить математическую любознательность и инициативу;
  • воспитывать культуру математического мышления;
  • воспитывать коллективизм, дружелюбие.

Оформление:

«Человек это дробь, где в числителе стоит единица, а в знаменателе то, что он мнит о себе». (Л.Толстой)
«Настоящий человек учится всю жизнь» (В.Суворов)
«Все люди равны…как прямые углы, при всем видимом различии» (Л.Толстой)
«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» (Б. Паскаль)
«Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств» (Л. Эйлер)
«Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир» (И. Гете)
«Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики» (Ж. Фурье)

Подготовка: каждая команда должна иметь название и девиз, стряпает торт в виде геометрической фигуры и защищает его.

Ход игры:

Ведущий:  Математика – наука великая, замечательнейший продукт одной из благороднейших способностей человеческого разума.

Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли.
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь, а узнав не поймешь.

Сегодня мы собрались в математическом кафе «Синусоида».

Это кафе ждали мы
По нему истосковались умы
Дружно будем задачи решать
Мы хотим математику знать.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смокла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою ребята
Развивать и волю, и смекалку
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Итак, мы начинаем работу нашего кафе.

Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.
А чтобы наша игра по достоинству была оценена, представляем Высочайшее жюри.

Самый смекалистый – директор школы.
Самый любопытный – организатор.
Самый любознательный –  кл. руководитель.

– А теперь каждая команда представится: вы должны сказать название команды, девиз, показать торт и защитить его. За представления команда получает 5 баллов.

Ведущий: Один древний философ неуставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды…»
Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро, иначе вы можете расстаться со своими баллами.
Начинаем  Блиц-конкурс  «Умственная гимнастика»
Каждой команде предлагается по 15 вопроса. Давайте ответы, обдумав командой. За правильный ответ по 1 баллу.
В нашем кафе вас приветствует  вокальная группа.

Песня «Голубой вагон»

Медленно уже плюсы убегают вдаль
Встречи с ними ты уже не жди
И хотя нам вас еще немного жаль
Лучшее конечно, впереди.
Ребусы, ребусы
И загадки с числами
Ты разреши кроссворд
Думай и скажи
Как же нам, как же нам
Все задачи выслушать
И непременно бы, помогло жюри.

Блиц-конкурс  «Умственная гимнастика»

  1. Угол, меньший прямого (острый)
  2. Сумма длин всех сторон треугольника (периметр)
  3. Утверждение, требующее доказательство (теорема)
  4. Какая дробь выражает «четверть»? (1/4)
  5. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя (правильная)
  6. Результат сложения (сумма)
  7. Величина развернутого угла (180)
  8. Какую часть минуты составляют 15 с? (1/4)
  9.  Наименьшее натуральное число ( 1)
  10. Равенство, содержащее одну неизвестную (уравнение)
  11. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
  12. Наименьшее простое число (2)
  13. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
  14. Прибор для построения окружности (циркуль)
  15. Результат деления (частное).

Ведущий: 

Пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!

– Каждой команде предлагается выбрать меню нашего кафе, в котором за данным блюдом кроется задача, которую вам необходимо решить.
За правильное решение задачи вы получите 5 баллов.

Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!

Меню №  1

1. Гусь, запеченный с яблоками.
В теплом хлеве у бабуси
Жили кролики и гуси
Бабка странного была –
Счет животным так вела
Выйдет утром за порог
Сосчитает 300 ног,
А потом без лишних слов
Насчитает 100 голов
И со спокойною душой
Идет снова на покой…
Кто, ответит поскорей,
Сколько было там гусят? (50 гусей, 50 кроликов)

2. Фруктовый напиток

Взяли для приготовления напитка 7 частей яблочного сока, 5 частей морковного и 2 части грушевого. Всего получилось 140 гр.
Сколько гр. Каждого сока было взято? (70 гр., 50 гр., 20 гр.)

3. Булочка

От булки откусил Ваня ? часть, а Миша 1/3 часть. Сколько осталось? (5/12)

Меню №  2

1. Жаркое из индюшатины
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов,
Насчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было жеребят?  (7 индюков, 4 жеребенка)

2. Запеканка

За обедом съели 1/5 часть творожной запеканки, а потом еще 1/3 часть. Сколько запеканки осталось? (7/15)

3. Фруктовый мусс

Для приготовления фруктового мусса взяли 5 частей воды и 3 части сахара, 2 части брусничного сиропа. Всего получилось 200 гр. Сколько гр. Каждого продукта взяли? (100 гр. воды, 60 гр. сахара, 40 гр. сиропа)

Ведущий: Игра с болельщиками (ребусы, задачи)

Ведущий: Если вы хотите что-либо знать, то, прежде всего вы должны считать, мерить и знать порядок, в котором обнаруживаются явления. Значит, если вы хотите  что-либо знать, то, прежде всего вы должны ваш ум воспитывать и упражнять в области математических познаний, т.е. таких,  куда, прежде всего, входят понятия о количестве, величине и порядке, выражаемых тем или другим числом или сочетанием чисел.
Трудно ли это? Нет. Стоит лишь только каждому из нас постоянно помнить и знать, что все, что вы ни делаете в жизни, если вы делаете это не попусту, то все это основано на счете, числе и порядке. Человек считал, вычислял, строил и мерил всегда, когда ему нужно было сделать что-либо долговечное, даже в то время, когда, считая, вычисляя и строя «по пальцам», он не сознавал и не сознает, что работает в области математики.
Учитесь считать, мерить и вносить порядок в свою жизнь, начиная  с первых ваших шагов. Все остальное дается легко. А учиться счету, порядку  и мере очень легко как в игре и забаве, так и в деле. Стоит только этого захотеть и к этому постоянно направлять свой ум, разбираясь во всяком окружающем нас явлении.
Переходим к третьему туру.
Практическое задание: Нарисуй конверт, не отрывая кончик карандаша от бумаги и не проводя один и тот же отрезок дважды. За правильное решение вы получаете 5 баллов.

Ведущий:  Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике.
Командам предлагается составить прозу или стихотворение, в котором содержатся слова (плюс, цифра, уравненье, ответ). Сформулировать высказывание в виде аксиомы, теоремы, определения. На основе сказочной фразы: «Колобок, Колобок, я тебя съем».
За оригинальное стихотворение вы получите 3 балла.

Ведущий: Домашнее задание команд. Максимальное число баллов – 5.

Ведущий:  Причитание (1 балл за каждый правильный ответ).
Вам необходимо узнать, о чем я причитаю, о каких понятиях я причитаю.
– Она любит все делить. (Дробная черта.)
– У него стороны идут в разные стороны. (Развернутый угол.)
– Она выясняет все отношения. (Пропорция.)
– Он сам не знает, что хочет: то уменьшает, то увеличивает. (Масштаб.)

Ведущий:  Вот закончилась игра в нашем кафе,

Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился? 
Жюри подводит итоги.

В нашем кафе вас приветствует  вокальная группа.
Порой задача не решается,
Но это, в общем, не беда.
Ведь солнце все же улыбается,
Не унывая никогда.

Припев:

Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача, всем,
Чтобы не было проблем.

Друзья тебе всегда помогут,
Они с тобой, ты не один.
Поверь в себя – и ты все сможешь,
Иди вперед – и победишь.

Припев:

Ведущий:  Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Молодость – это мечта. Это – вера. Это – тяготение к подвигу. Это мерила и романтики. Это – больше планы на будущее. Это начало всех перспектив.
Я желаю, чтобы ваши мечты стали реальностью. А для этого нужно, очень мало и очень много: желание, усердие, стремление стать лучше каждодневный труд души и тогда фортуна улыбнется вам!

Расстаемся друзья
Остается в сердце верность
Будем память беречь
До свидание, до новых встреч!