Цели:
- учить различению звуков [С]-[З] на слух и в произношении: в слогах, словах и предложениях;
- учить образованию притяжательных прилагательных;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- работать над высотой и силой голоса;
- развивать связную речь и воображение (составление сказки с данными персонажами);
- развивать диалогическую речь: умение слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным.
Оборудование: большие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для оформления зала), маленькиеие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для работы с фланелеграфом), маленькие фигурки зайцев (по числу детей), все фигурки выполненные в технике оригами; фланелеграф; карточки со звуками [З], [С]; карточки с изображением большой и маленькой пилы, насоса, комара, звонка, воздушного шарика, пчелы, шины.
Предварительная работа: дети самостоятельно конструируют фигурки зверей в технике оригами; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса.
Помещение, в котором проводится занятие, должно быть оформлено как лес с полянками и с использованием фигурок зверей, выполненных детьми в процессе продуктивной деятельности (оригами), в качестве декораций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед |
Дети |
1. Оргмомент | Дети входят в зал. |
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. | Здравствуйте. |
Посмотрите вокруг, куда мы с вами попали? К кому мы спешили в гости? | В зимний лес (в зимнюю сказку,…) Мы спешили в гости к зайцам. |
А где же наши зайцы, к которым мы пришли в гости? | Их не видно. Пропали. |
Мне кажется, я что-то слышу. Кто это кричит? (Слышен голос совы) | Это кричит сова. А вот и она. |
А что она держит в лапах? | Она держит письмо (записку). Прочитайте ее нам. |
(Чтение письма). «Помогите! …пасите на… ! Беда, беда!!! В ле…у переполох. Пропали …вуки. Выручайте! ..адания вы найдете на полянках в гостях у ле…ных …верей.. Ваши …айцы.» Что же это за послание не понимаю. Помогите разобраться. |
В словах пропущены звуки [З], [С]. |
Помогите мне прочитать послание
правильно. (Повторное чтение с восстановлением текста) |
(Дети помогают подбирать нужный звук). |
А теперь расскажите мне про звук [З]. | Звук [З] – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. |
Кто расскажет про звук [С]? | Звук [С] – согласный, глухой, может быть твердым или мягким. |
Молодцы! Теперь нам пора в путь. Будем искать наших зайцев | |
2. Упражнения на развитие речевого дыхания. | |
Отгадайте загадку: У нее глаза большие, |
Сова. |
Полетели как совы. А вот и первое задание. От кого оно? |
От совы. |
(Читает первое задание) «Подуйте на снежный комочек». Возьмите снежки. Поднимите руки, снежок должен быть на уровне рта. Делаем вдох через нос и не раздувая щек, сильный, плавный, продолжительный выдох, чтобы комочек упал с ладони. | (Дети выполняют задание) |
Молодцы! Вы справились с первым заданием. Будем искать следующую полянку. | |
3. Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах. Чтение слогов | |
А чтобы найти следующую полянку, надо
отгадать загадку. Посмотрите-ка, какая: |
Лисица. |
А теперь пройдем как лисички. Вторая полянка чья? На ней задание: игра «Наоборот». Выбираем карточки со звуками. Я буду
произносить гласный звук, а вы отвечать, добавляя
свой звук: |
Лисья.
(Дети берут карточки со звуками [З], [С] и
встают в круг). |
И это задание оказалось вам под силу. Идем дальше. | |
4. Развитие умение контролировать силу и высоту голоса |
|
Отгадайте загадку. Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это... |
Белка. |
А теперь все превратились в белочек и
запрыгали с ветки на ветку. Вот и полянка. Чья она?
Вам надо с помощью звуков [З] и [С], силы и высоты
голоса озвучить картинки (картинки больших и
маленьких предметов – пила, насос, комар, звонок,
воздушный шарик, пчела, шина). |
Беличья. (Дети берут картинки. Картинки с изображением больших предметов звучат громко и низко, маленьких – тихо и высоко) |
5. Физкультурная пауза |
|
|
(Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом) |
6. Дифференциация звуков в словах | |
Следующая загадка. В густом лесу под
елкой, У ежа лапки короткие он ими часто перебирает. Двигаемся, как ежата. |
Это ёж. |
А вот и наша полянка. Она чья? | Ежиная. |
Будем вспоминать слова со звуками [З], [С] в разных позициях. | (Дети вспоминают слова со звуками в начале, середине и конце слова, с опорой на схемы). |
И с ежом мы попрощались. В путь ребята! | |
7. Развитие связной речи | |
Отгадайте загадку. Летом по лесу
гуляет, |
Медведь. Теперь мы медвежата. |
Какое же задание на этот раз.
«Придумайте сказку». Что это? |
(Фланелеграф с фигурками диких зверей
и деревьями, выполненными в технике оригами). Это фигурки-оригами зверей и елок. |
Давайте придумаем сказку. Выбирайте себе персонаж. Сказка начинается. Однажды …. |
(Дети выбирают себе фигурку и рассказывают сказку, показывая действия своих персонажей на фланелеграфе). |
8. Итог | |
Но где же наши зайцы? Давайте поищем еще одну полянку, а поможет нам загадка: Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. Чья будет полянка? |
Заяц. |
Давайте превратимся в маленьких зайчат
и поищем ее. – Вот она! Нашли! А кто это собрался на полянке? |
Звери, которых мы встретили во время путешествия. |
А что мы сегодня делали? Какие задания, на чьей полянке выполняли? Понравилось вам путешествие? |
(Ответы детей). |
А вот и зайцы. (Заранее изготовленные
фигурки-оригами – зайцы). Что-то они шепчут нам. |
(Ответы детей). |
Они говорят, что хотят попасть в гости в
другие детские сады. Давайте подарим их нашим
гостям. А как называется наш детский сад? |
«Сказка» |
А есть ли в этом слове звуки [З] и [С] и где они находятся? | [С] – в начале слова, [З] – в середине. |
Давайте попрощаемся с гостями и вернемся в наш детский сад. | (Дети прощаются с гостями и дарят фигурки-оригами зайцев). |