Занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР "Путешествие в сказочный лес"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • учить различению звуков [С]-[З] на слух и в произношении: в слогах, словах и предложениях;
  • учить образованию притяжательных прилагательных;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
  • работать над высотой и силой голоса;
  • развивать связную речь и воображение (составление сказки с данными персонажами);
  • развивать диалогическую речь: умение слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным.

Оборудование: большие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для оформления зала), маленькиеие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для работы с фланелеграфом), маленькие фигурки зайцев (по числу детей), все фигурки выполненные в технике оригами; фланелеграф; карточки со звуками [З], [С]; карточки с изображением большой и маленькой пилы, насоса, комара, звонка, воздушного шарика, пчелы, шины.

Предварительная работа: дети самостоятельно конструируют фигурки зверей в технике оригами; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса.

Помещение, в котором проводится занятие, должно быть оформлено как лес с полянками и с использованием фигурок зверей, выполненных детьми в процессе продуктивной деятельности (оригами), в качестве декораций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед

Дети

1. Оргмомент Дети входят в зал.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте.
Посмотрите вокруг, куда мы с вами попали? К кому мы спешили в гости? В зимний лес (в зимнюю сказку,…)
Мы спешили в гости к зайцам.
А где же наши зайцы, к которым мы пришли в гости? Их не видно.
Пропали.
Мне кажется, я что-то слышу. Кто это кричит? (Слышен голос совы) Это кричит сова.
А вот и она.
А что она держит в лапах? Она держит письмо (записку).
Прочитайте ее нам.
(Чтение письма).
«Помогите! …пасите на… ! Беда, беда!!! В ле…у переполох. Пропали …вуки. Выручайте!  ..адания вы найдете на полянках в гостях у ле…ных …верей.. Ваши …айцы.»
Что же это за послание не понимаю. Помогите разобраться.
 

В словах пропущены звуки [З], [С].

Помогите мне прочитать послание правильно.
(Повторное чтение с восстановлением текста)
(Дети помогают подбирать нужный звук).
А теперь расскажите мне про звук [З]. Звук [З] – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
Кто расскажет про звук [С]? Звук [С] – согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
Молодцы! Теперь нам пора в путь. Будем искать наших зайцев  
2. Упражнения на развитие речевого дыхания.
Отгадайте загадку:

У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам она летает,
Отдыхает только днем.
Кто это?

 

 

Сова.

Полетели как совы.
А вот и первое задание. От кого оно?
От совы.
(Читает первое задание) «Подуйте на снежный комочек». Возьмите снежки. Поднимите руки, снежок должен быть на уровне рта. Делаем вдох через нос и не раздувая щек, сильный, плавный, продолжительный выдох, чтобы комочек упал с ладони. (Дети выполняют задание)
Молодцы! Вы справились с первым заданием. Будем искать следующую полянку.  
3. Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах. Чтение слогов
А чтобы найти следующую полянку, надо отгадать загадку.

Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее ….

 

Лисица.

А теперь пройдем как лисички.
Вторая полянка чья?
На ней задание: игра «Наоборот».
Выбираем карточки со звуками.

Я буду произносить гласный звук, а вы отвечать, добавляя свой звук:
– перед моим;
– после моего;
– добавляя слоги СА или ЗА в конце слова (глаза, голоса, гроза, раса, Лиза, такса, польза, клякса, слеза, заноза).

 

Лисья.

 

(Дети берут карточки со звуками [З], [С] и встают в круг).
(Дети выполняют задания)

И это задание оказалось вам под силу. Идем дальше.  

4. Развитие умение контролировать силу и высоту голоса

Отгадайте загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это...
 

 

Белка.

А теперь все превратились в белочек и запрыгали с ветки на ветку. Вот и полянка. Чья она?

Вам надо с помощью звуков [З] и [С], силы и высоты голоса озвучить картинки (картинки больших и маленьких предметов – пила, насос, комар, звонок, воздушный шарик, пчела, шина).
Возьмите картинки.

Беличья.

(Дети берут картинки. Картинки с изображением больших предметов звучат громко и низко, маленьких – тихо и высоко)

5. Физкультурная пауза

Пора нам и отдохнуть.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.

Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул много раз.

(Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом)
6. Дифференциация звуков в словах
Следующая загадка.

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.

У ежа лапки короткие он ими часто перебирает. Двигаемся, как ежата.

 

 

Это ёж.

А вот и наша полянка. Она чья? Ежиная.
Будем вспоминать слова со звуками [З], [С] в разных позициях. (Дети вспоминают слова со звуками в начале, середине и конце слова, с опорой на схемы).
И с ежом мы попрощались. В путь ребята!  
7. Развитие связной речи
Отгадайте загадку.

Летом по лесу гуляет,
зимой в берлоге отдыхает.
В кого мы превращаемся?
Идем как медвежата, переваливаясь из стороны в сторону.

 

Медведь.

Теперь мы медвежата.
(Дети идут имитируя походку медведя).

Какое же задание на этот раз. «Придумайте сказку».
Что это?
(Фланелеграф с фигурками диких зверей и деревьями, выполненными в технике оригами).

Это фигурки-оригами зверей и елок.

Давайте придумаем сказку.
Выбирайте себе персонаж.
Сказка начинается.
Однажды ….
(Дети выбирают себе фигурку и рассказывают сказку, показывая действия своих персонажей на фланелеграфе).
8. Итог
Но где же наши зайцы?
Давайте поищем еще одну полянку, а поможет нам загадка:
Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай.
Чья будет полянка? 
 

 

Заяц.
Заячья.

Давайте превратимся в маленьких зайчат и поищем ее.
– Вот она! Нашли!
А кто это собрался на полянке?
Звери, которых мы встретили во время путешествия.
А что мы сегодня делали?
Какие задания, на чьей полянке выполняли?
Понравилось вам путешествие?
(Ответы детей).
А вот и зайцы. (Заранее изготовленные фигурки-оригами – зайцы).
Что-то они шепчут нам.
(Ответы детей).
Они говорят, что хотят попасть в гости в другие детские сады. Давайте подарим их нашим гостям.
А как называется наш детский сад?
«Сказка»
А есть ли в этом слове звуки [З] и [С] и где они находятся? [С] – в начале слова, [З] – в середине.
Давайте попрощаемся с гостями и вернемся в наш детский сад. (Дети прощаются с гостями и  дарят фигурки-оригами зайцев).