Интеграция уроков физики и математики в школе

Разделы: Математика


Идея интеграции стала в настоящее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Её нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

С практической стороны зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков:

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

  • усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;
  • теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения;
  • комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

Покажем, как могут быть реализованы межпредметные связи физики и математики при использовании векторного метода на примере урока геометрии в 9 классе.

На уроках физики с понятием вектора школьники сталкиваются впервые в 7 классе при изучении скорости и силы. Здесь векторы определяются как физические величины, которые, кроме числового значения, имеют направление. Параллельно в курсе геометрии они знакомятся с понятием перемещения, определяемым как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние; рассматривается частный случай перемещения – параллельный перенос. Однако ни перемещение, ни параллельный перенос с понятием «вектор», введенным в курсе физики, без дополнительной работы учителя в сознании учащихся не ассоциируются. Хотя на первый взгляд в математике и физике векторами называют разные объекты, последние обладают рядом общих свойств, характеризующих их векторную природу.

В современном школьном курсе механики векторный метод нашёл широкое применение. Векторный  метод в сочетании с соответствующими рисунками раскрывает физическую ситуацию в задаче и предопределяет, как показывает опыт, успешное ее решение. Эта форма облегчает алгебраическую запись решения задачи.

Урок геометрии по теме «Векторы» в 9 классе

Номер урока в изучаемой теме: 15.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактическая цель: создание условий для применения знаний и умений  в  знакомой и в новых учебных ситуациях.

Задачи:

  • Образовательная: показать возможность применения векторного метода при решении задач прикладного характера.
  • Развивающая: способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых вопросах,  умению анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная: способствовать повышению интереса учащихся к изучаемым предметам, т.е. повышению их мотивации к учению в целом; способствовать формированию у учащихся навыков совместной работы со сверстниками в малых группах и соуправления с педагогом  до урока и на уроке.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Мы продолжаем изучение темы «Векторы». Напомните какие вопросы рассматривали на прошлом уроке? (1. Познакомились с историей возникновения и развития векторного исчисления.
Сделали вывод: возникнув понятие «вектор»  сразу нашло применение в физике. И неслучайно, вектор в школьной программе изучаются в математике и физике. 
 2. Провели сравнительный анализ понятия «вектор» и действий над векторами в математике и физике.
Сделали вывод: в каждом учебном предмете вектор рассматривается так, как это удобно для изучаемого вопроса, но суть – одна).

– На дом было предложено решить четыре задачи, в которых вы должны были применить полученные на уроке знания:

  1. Пешеход прошел 3 км в южном направлении, а затем еще 4 км в западном направлении. Чему равен модуль перемещения пешехода?
  2. Каков модуль перемещения тела, если его начальное положение определяется координатами (2; 4), а конечное (8; 4)?
  3. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х = –3 м и у = 4 м. Затем оно переместилось в точку с координатами х0 = 5 м , у0 = 1 м. Начертите вектор перемещения . Найдите координаты этого вектора.
  4. Парашютист опускается на землю со скоростью 4 м/с при спокойном состоянии воздуха. С какой скоростью он будет приземляться, если горизонтально дует ветер, скорость которого 3 м/с

– Что общего в этих задачах? (Эти задачи рассматриваются на уроках  физики).
– Какие понятия вы использовали при решении? (Перемещение, как векторная величина; модуль(длина) вектора; координаты вектора; проекция вектора на координатные оси).
– Какой номер вызвал затруднения? (Наибольшие затруднения должны возникнуть в № 4).
– Т.е. при решении этой физической задачи оказалось недостаточно применения только одного определения вектора,  определенный метод  решения.  Кроме того, мы с вами изучаем математику, поэтому этот метод, возможно, может быть математическим? 
– Предлагаю обсудить гипотезу: физическую задачу  можно решить , используя математические методы .
Соответственно, определим задачу урока: подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

III. Актуализация

– При решении задачи перейдем от данной постановки задачи к ее векторному описанию,  затем, пользуясь свойствами векторов и операциями над ними, мы сможем найти векторные соотношения, отражающие данные и условия задачи, из которых и получим решение задачи. Этот метод  называется векторным.

В математике можно выделить несколько типов задач, применение к которым векторного метода облегчает решение, а иногда делает возможным решение «недоступной» задачи.

Примеры таких задач на уроках геометрии мы уже рассматривали. Давайте   вспомним их, попробуем перейти к векторному описанию и определить, что достаточно доказать или найти. 

Векторный метод

Что требуется доказать (найти)

Что достаточно доказать (найти)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

IV. Применение знаний

а) в знакомой (типовой) ситуации:

Решить задачу № 1:

Найдите длину диагонали АС ромба АВСД, у которого длины сторон равны 1 и угол ВАД равен 45о.  

б) в измененной  ситуации:

Решить устно задачу:

К одной точке тела приложены силы , угол между которыми . Найдите величину равнодействующей , этих сил, если
– Какая сила называется равнодействующей нескольких сил? (Сила, равная сумме сил действующих на тело)
– Как найти сумму сил ? (Сложить, используя правило параллелограмма)
– Сравните с предыдущей задачей.  (Аналогичная  задача, результат тот же)
– Кроме того, мы решили физическую задачу, используя математический (векторный)  метод.

в) в новой  ситуации:

Решить задачу :

Определите скорость катера, который пересекает реку, перпендикулярно течению,  если скорость течения реки равна 1м/с, собственная скорость катера составляет 2,4 м/с.

 – Прежде чем будем решать эту задачу, сделаем небольшое отступление: в физике 7 класса вы отмечали, что механическое движение относительно. Движение одного и того же тела относительно разных тел оказывается различным. Для описания движения тела нужно указать, по отношению к какому телу рассматривается движение (тело отсчета) и определить систему координат, связанную с телом отсчета.
Осмыслить условие задачи нам поможет следующая мультимедийная  модель (показ мультимедийной модели  из интерактивного курса «Открытая  физика»). Далее решается задача с использованием чертежа.
– Решили физическую задачу, используя математический (векторный) метод.

V. Работа в звеньях по инструктивным картам

1. Решите домашнюю задачу: Парашютист опускается на землю со скоростью 4 м/с при спокойном состоянии воздуха. С какой скоростью он будет приземляться, если горизонтально дует ветер, скорость которого 3 м/с.
2. На выполнение задачи отводится 7 минут.
3. Для осмысления задачи воспользуйтесь рисунком

Рис. 11

4. Поясните, что обозначено через 
5. Решите задачу.
6. Выполните самопроверку решения задачи (на экран проецируется решение через 5 минут).
7. Проведите анализ допущенных ошибок, заполнив таблицу:

Были допущены ошибки

Фамилия: Да (+), нет (–)
1 при выборе системы отсчета, т.е. при описании движения парашютиста неверно указано, по отношению к чему рассматривается движение;  
2 при выборе типа задачи, решаемой векторным методом;  
3  при применении векторного метода;  
4  при использовании формулы сокращенного умножения;  
5 при вычислении скалярного произведения векторов, угол между которыми равен 90о.  
6  вычислительные ошибки  
7  другие ошибки  

8. Звеньевому подвести общие итоги.
9. Анализ ошибок.

– Мы решили физическую задачу, используя математический (векторный)  метод.

VI. Итог  урока

– Вернемся к нашей гипотезе. Доказали или опровергли ее? Следовательно, достигли цели урока?
– В дальнейшем мы будем знакомиться и с другими математическими методами, которые применимы к задачам разных школьных предметов, т.е. сможем убедиться в справедливости слов академика Соболева Сергея Львовича:
«Математические методы становятся не только методами, которые используются в математике, физике, но и общими методами для всей науки в целом».

VII. Дифференцированное  домашнее задание

Уровень А: учебник геометрии –  № 1043;
Уровень В: учебник физики –  стр. 164, упр. № 4, № 3 (разобрать № 3).

VIII. Рефлексия

– Мы закончили изучение темы «Векторы на плоскости», на уроках физики к этой теме вы вернетесь через несколько уроков. Сегодняшний урок являются своеобразным «мостиком» между  уроками математики и физики. Что же вы взяли для себя с этого урока?

Приложение 1