Задачи урока:
1. Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».
- Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
- Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
- Учить детей пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картинок.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.
- Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
- Развивать навыки самоконтроля за речью.
- Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
Оборудование:
- пособие «Солнышко»,
- сюжетные картинки – приметы весны;
- предметные картинки – весенние цветы;
- иллюстрации с названием месяцев: март, апрель, май;
- магниты (красный, синий, зелёный ), магнитная доска;
- ТСО – музыкальный центр, диск с голосами птиц и весенней мелодией;
- конверты, карандаши.
Лексический словарь.
- Существительные: весна, проталины, капель, сосулька, ручейки, первоцветы, равноденствие, почки, берлога, медвежата, ледоход.
- Прилагательные: чистое, голубое, тёплое, весёлое, тёмный, чёрный, первые, весенние, звонкие, прозрачные, холодный, горячий, красивая, цветущая, голосистая, озорной, бодрый, игривый...
- Глаголы: светит, греет, появились, бежит, звенит, радует, наступает...
Ход занятия
1. Загадка.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
- Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдёт о весне. Весну издавна любил народ, называли её «весна-красна». Давайте вместе с вами позовём весну:
«Ой, весна-красна!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей, приди!
Солнцем нас озари!»
- Я вас приглашаю на весеннюю прогулку в лес. Интересно, что там можно увидеть?
(Звучит весенняя мелодия с голосами птиц.)
2. Поговорим о весне.
- Весна что сделала? (Наступила, пришла, проснулась, порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла...)
- О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна какая? (Дружная, весёлая, звонкая, красивая, цветущая, голосистая...)
- У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково.
- Солнце - солнышко, туча - ..., лужа - ..., ветер - ..., трава - ..., скворец - ..., дерево - ..., цветок - ....
3. Весенние месяцы.
- Смотрим иллюстрации.
Фото 1
- Назовите первый месяц весны, третий. Какой месяц находится между мартом и маем?
- Вы знаете, 22 марта – день весеннего равноденствия, «День с ночью мерится».
4. Прочитать слова и вставить пропущенную букву.
- Посмотрите, на пеньках лежат конверты. Откройте их, возьмите листочки. В словах пропущена буква, вставьте её.
- С...лнце, сн...г, к...пель, р...чей, про...алина, дер...во, пт...ца, мед...едица.
- Весеннее солнце радостно светит нам. Найдите на лучах солнышка картинку, которая соответствует вашему слову (дети садятся на ковёр, рассматривают сюжетные картинки). Назовите приметы весны с этим словом. Предложения должны быть полными, красивыми.
Фото 2
- У меня тоже есть картинка. Я не могу понять, что происходит на реке? (Ледоход.)
- Какое слово написано в центре солнышка? (Весна.) Давайте, его разберём (звуко-буквенный анализ слова «весна»).
5. Физкультурная минутка.
На землю вернулась красавица Весна. Она взмахнула руками и раскрасила небо голубой краской. Умыла солнышко. Солнышко обрадовалось, улыбнулось и сразу стало тепло и светло. Весна покрыла землю зелёным ковром и разбудила лесных жителей.
- С помощью выразительных движений и мимики покажите, как просыпается огромный медведь и вылезает из берлоги, как просыпается маленький ёжик.
- Весна открыла своё лукошко и разбросала по всей земле душистые цветы.
- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией [1].
6. Весенние цветы.
- Назовите цветы (на магнитной доске предметные картинки весенних цветов) правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на безударный слог сделайте хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.
- Подснежник, ландыш, одуванчик, прострел...
Фото 3
7. Продолжение работы над текстом рассказа «Камень, ручей, сосулька и солнце» [1].
- На лесной полянке происходят чудеса. Вдруг камень, ручей и сосулька начали спорить о том, кто весну делает? Я предлагаю посмотреть картинки и вспомнить, о чём они говорили. Но прежде скажите, какой характер у этих героев? (Камень валун – лежебока, ленивый; ручей – быстрый, звонкий, голосистый; сосулька – таинственная, звонкая, ледяная.)
Фото 4
8. Итог.
- Наша прогулка подошла к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня? На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.
Литература:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме: «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М., 2003.
- Г.А. Османова. Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). СПб., 2007.