Краткое описание инициативы – создание данной формы деятельности было подсказано самой жизнь, когда в школах появились так называемые информационные классы. Учителям информатики для обучения ребят различным навыкам удобнее давать конкретные задания, и для детей значительно интереснее работать целенаправленно, по заданной программе. В то же время для учителя истории эта работа дает возможность расширения знаний по предмету, активизации интереса к предмету. Так сложился тендем двух учителей (истории и информатики).
Работа в данном направлении во многом зависит от взаимоотношений учителей. Но за последние 10 лет, ни один учитель информатики не отказался сотрудничать со мной. Задача учителя истории – составить задание, учителя информатики реализовать на практике. Проект осуществляется один раз в год, так как требует временных затрат.
Попробую объяснить на конкретном примере: на уроках информатики ученики изучают текстовый редактор, учитель истории дает задание ученикам составить текст с ошибками по определенной теме, набрать его на компьютере. Должно быть два варианта: один текст без пометок, второй с подчеркнутыми или выделенными жирным шрифтом ошибками ( учитель информатики в соответствии с программой и сам предложит вам варианты работы учеников с текстом), текст распечатывается или в электронном виде предоставляется учителю истории. Таким образом, ученик получал две оценки по истории и по информатике, и представьте себе еще один итог, вашим предметом ученик занимается даже на информатике.
Далее можно составлять кроссворды, диаграммы, схемы, презентации – от класса к классу усложняя задания.
Работать ребята могут в зависимости от обстоятельств и желания индивидуально или небольшой группой (2-3 человека) Свой « продукт» ученики обязаны защитить перед классной аудиторией в присутствии двух учителей.
Огромное количество учителей работают сегодня с презентациями, создавая их самостоятельно и поручая это детям. Но мне хочется остановиться над проектом для 10-11-х классов по созданию коллажей, который, получил название «История в лицах»
Цель проекта: Повысить интерес учащихся к учебным предметам истории и информатики через проектную деятельность и использование ИКТ- технологий.
Задачи:
образовательные: формировать
- Критическое осмысление и отбор информации;
- Выделение главного в информационном сообщении;
- Систематизирование и обобщение материала;
- Грамотное представление имеющейся информации
воспитательные:
- Способствовать восприятию русской культуры и развивать интерес к истории своей страны
развивающие:
- Развитие творческих способностей, внимания и эстетического вкуса;
- развитие умений анализировать, делать выводы.
Этапы реализации проекта:
- I этап : Выбор темы.
- II этап: Разработка и создание коллажей.
- III этап: Защита коллажей.
Время реализации проекта – 1-1,5 месяца.
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
I этап «ВЫБОР ТЕМЫ»
- Выбор общей исторической темы (как правило, в соответствии с тематическим планированием учителя) Темой для коллажей может стать период истории, по которому можно подобрать иллюстрационный материал, фото и т.д. в Интернете Мне близки по духу темы связанный с культурой.
- Обзорная лекция по теме. Ученики должны заранее представлять особенности этой эпохи, знать основные направления развития культуры, в ходе лекции я уже подсказываю варианты тем будущих коллажей, но окончательный выбор за ребятами
- Выбор мини темы каждой группой. Это могут быть самые разнообразные темы, так например одна историческая личность:
Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) советский кинорежиссёр, народный артист СССР, сценарист. В данном коллаже учениками использованы через кадры из фильмов показана деятельность Г.В. Александрова;
-или группа людей, объединенная одной профессией или одним родом деятельности: художники, композиторы, ученые, детские писатели. Знаменитые детские писатели К. Чуковский и А. Барто изображены на фоне иллюстрации к детской книжке;
или даже один фильм братьев Васильевых. В работе учащихся гармонично соединены портреты режиссеров, кадры из фильма на фоне русских просторов.
Предлагаю вашему вниманию некоторые темы проектов: «Кинематограф в начале 20 века», «Художники и литераторы в начале 20 века», «Участники революции 1917 года и гражданской войны», «Участники Хрущевских встреч с деятелями культуры» , «Культура 70-80-х – застой?»
II этап РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ КОЛЛАЖЕЙ.
- Работа с учителем информатики – изучение технологии создания коллажа
- Подбор материала
- Работа с Интернет
- Сканирование
- Создание коллажа
- Консультации с учителем истории. Ученики советуются, правильно ли они выбирают объекты, чтобы показать эпоху того времени, характер героя и т.д.
III этап ЗАЩИТА РАБОТ
- Презентация работ.
Для этого по договоренности задействуются уроки и истории и информатики. На защите присутствуют оба учителя. Представляя работу, ученики обязательно объясняют, какой теме посвящен коллаж, чем знаменит этот человек или люди. Что «разработчики» хотели сказать о своих персонажах через выбранный фон, дополнительные объекты коллажа и т.д.
- Обсуждение
После каждой представленной работы ученики класса (по желанию), задают вопросы, обсуждают и оценивают работу. Завершают обсуждение учителя и ставят оценку. Ученики получают 2 оценки по истории и информатики.
- Выбор лучшего коллажа
Итоги реализованных проектов.
- Практически каждая работа вызывает споры: и в цветовом решении, и расположении объектов, и по масштабам, и в плане творческой задумки и в плане соответствия эпохи. Так авторы одного из коллажей по теме советский кинематограф 40-е годы подверглись критике за использования слова «Голливуд»
- Есть интересные находки, так, например фоном коллажа выбрана картина художника либо иллюстрация из детской книги.
Предложенная вашему вниманию работа создана на фоне известной картины. - Интересен результат и с другой стороны, не бывает в классе таких учеников, которые не принимали бы участие в проекте.
- Не все коллажи удачны - бывают и такие, которые вызывают смех, но все зависит от вас – главное, чтобы смех был добрый.
Ученые химики выглядят карикатурно, но при этом труд проделан учащимися кропотливый
Предлагаю всем желающим попробовать реализовать подобный проект . На наш взгляд – это несложно, все можно делать на уроках. Главное, чтобы участники – взрослые были заинтересованы и сами являлись творческими людьми. Можно попробовать объединиться учителям других предметов, но участие учителя информатики(мне кажется) – обязательное. Вы увидите какими новыми красками заиграют ваши уроки.
Фон к приложению ребят нарисован ими собственноручно, а Михаил Булгаков ассоциируется с вышедшим на экраны фильмом.