Работа на уроках истории через проектную деятельность с использованием ИКТ

Разделы: Информатика


Краткое описание инициативы – создание данной формы деятельности было подсказано самой жизнь, когда в школах появились так называемые информационные классы. Учителям информатики для обучения ребят различным навыкам удобнее давать конкретные задания, и для детей значительно интереснее работать целенаправленно, по заданной программе. В то же время для учителя истории эта работа дает возможность расширения знаний по предмету, активизации интереса к предмету. Так сложился тендем двух учителей (истории и информатики).

Работа в данном направлении во многом зависит от взаимоотношений учителей. Но за последние 10 лет, ни один учитель информатики не отказался сотрудничать со мной. Задача учителя истории – составить задание, учителя информатики реализовать на практике. Проект осуществляется один раз в год, так как требует временных затрат.

Попробую объяснить на конкретном примере: на уроках информатики ученики изучают текстовый редактор, учитель истории дает задание ученикам составить текст с ошибками по определенной теме, набрать его на компьютере. Должно быть два варианта: один текст без пометок, второй с подчеркнутыми или выделенными жирным шрифтом ошибками ( учитель информатики в соответствии с программой и сам предложит вам варианты работы учеников с текстом), текст распечатывается или в электронном виде предоставляется учителю истории. Таким образом, ученик получал две оценки по истории и по информатике, и представьте себе еще один итог, вашим предметом ученик занимается даже на информатике.

Далее можно составлять кроссворды, диаграммы, схемы, презентации – от класса к классу усложняя задания.

Работать ребята могут в зависимости от обстоятельств и желания индивидуально или небольшой группой (2-3 человека) Свой « продукт» ученики обязаны защитить перед классной аудиторией в присутствии двух учителей.

Огромное количество учителей работают сегодня с презентациями, создавая их самостоятельно и поручая это детям. Но мне хочется остановиться над проектом для 10-11-х классов по созданию коллажей, который, получил название «История в лицах»

Цель проекта: Повысить интерес учащихся к учебным предметам истории и информатики через проектную деятельность и использование ИКТ- технологий.

Задачи:

образовательные: формировать

  • Критическое осмысление и отбор информации;
  • Выделение главного в информационном сообщении;
  • Систематизирование и обобщение материала;
  • Грамотное представление имеющейся информации

воспитательные:

  • Способствовать восприятию русской культуры и развивать интерес к истории своей страны

развивающие:

  • Развитие творческих способностей, внимания и эстетического вкуса;
  • развитие умений анализировать, делать выводы.

Этапы реализации проекта:

  • I этап : Выбор темы.
  • II этап: Разработка и создание коллажей.
  • III этап: Защита коллажей.

Время реализации проекта – 1-1,5 месяца.

ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

I этап «ВЫБОР ТЕМЫ»

  • Выбор общей исторической темы (как правило, в соответствии с тематическим планированием учителя) Темой для коллажей может стать период истории, по которому можно подобрать иллюстрационный материал, фото и т.д. в Интернете Мне близки по духу темы связанный с культурой.
  • Обзорная лекция по теме. Ученики должны заранее представлять особенности этой эпохи, знать основные направления развития культуры, в ходе лекции я уже подсказываю варианты тем будущих коллажей, но окончательный выбор за ребятами
  • Выбор мини темы каждой группой. Это могут быть самые разнообразные темы, так например одна историческая личность:

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) советский кинорежиссёр, народный артист СССР, сценарист. В данном коллаже учениками использованы через кадры из фильмов показана деятельность Г.В. Александрова;

-или группа людей, объединенная одной профессией или одним родом деятельности: художники, композиторы, ученые, детские писатели. Знаменитые детские писатели К. Чуковский и А. Барто изображены на фоне иллюстрации к детской книжке;

или даже один фильм братьев Васильевых. В работе учащихся гармонично соединены портреты режиссеров, кадры из фильма на фоне русских просторов.

Предлагаю вашему вниманию некоторые темы проектов: «Кинематограф в начале 20 века», «Художники и литераторы в начале 20 века», «Участники революции 1917 года и гражданской войны», «Участники Хрущевских встреч с деятелями культуры» , «Культура 70-80-х – застой?»

II этап РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ КОЛЛАЖЕЙ.

  • Работа с учителем информатики – изучение технологии создания коллажа
  • Подбор материала
  • Работа с Интернет
  • Сканирование
  • Создание коллажа
  • Консультации с учителем истории. Ученики советуются, правильно ли они выбирают объекты, чтобы показать эпоху того времени, характер героя и т.д.

III этап ЗАЩИТА РАБОТ

  • Презентация работ.

Для этого по договоренности задействуются уроки и истории и информатики. На защите присутствуют оба учителя. Представляя работу, ученики обязательно объясняют, какой теме посвящен коллаж, чем знаменит этот человек или люди. Что «разработчики» хотели сказать о своих персонажах через выбранный фон, дополнительные объекты коллажа и т.д.

  • Обсуждение

После каждой представленной работы ученики класса (по желанию), задают вопросы, обсуждают и оценивают работу. Завершают обсуждение учителя и ставят оценку. Ученики получают 2 оценки по истории и информатики.

  • Выбор лучшего коллажа

Итоги реализованных проектов.

    • Практически каждая работа вызывает споры: и в цветовом решении, и расположении объектов, и по масштабам, и в плане творческой задумки и в плане соответствия эпохи. Так авторы одного из коллажей по теме советский кинематограф 40-е годы подверглись критике за использования слова «Голливуд»
    • Есть интересные находки, так, например фоном коллажа выбрана картина художника либо иллюстрация из детской книги.

      Предложенная вашему вниманию работа создана на фоне известной картины.
    • Интересен результат и с другой стороны, не бывает в классе таких учеников, которые не принимали бы участие в проекте.
    • Не все коллажи удачны - бывают и такие, которые вызывают смех, но все зависит от вас – главное, чтобы смех был добрый.

      Ученые химики выглядят карикатурно, но при этом труд проделан учащимися кропотливый

Предлагаю всем желающим попробовать реализовать подобный проект . На наш взгляд – это несложно, все можно делать на уроках. Главное, чтобы участники – взрослые были заинтересованы и сами являлись творческими людьми. Можно попробовать объединиться учителям других предметов, но участие учителя информатики(мне кажется) – обязательное. Вы увидите какими новыми красками заиграют ваши уроки.

Фон к приложению ребят нарисован ими собственноручно, а Михаил Булгаков ассоциируется с вышедшим на экраны фильмом.