Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. "Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков". (Презентация - слайд 4)
И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей вторичной сигнальной системы, но, в отличии от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуются динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышим и произносим , словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов : речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. (Презентация - слайд 5,6)
Письмо, как таковое, включает ряд специфических операций:
1. Аанализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Первое условие письма - определение последовательности звуков в слове;
Второе - уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются.
2. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
3. "Перешифровка" зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы). (Презентация - слайд 7)
Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область). Морфологически третичные зоны окончательно формируются на 10-11-м годах жизни.
Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи. (Презентация - слайд 8)
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р.Лурия, "удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова ,а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившимся навыке письма эти моменты отступают на задний план. при записи хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавные кинетические стереотипы".
Причины
1. Несформироанность всех сторон речи:
- фонематического восприятия;
- лексико-грамматическая сторона речи;
- звукопроизношение.
2. Несвоевременное формирование процесса латерализации.
3. Несформированность пространственных и временных представлений.
4. Билингвизм.
5. Наследственный фактор: когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур , их качественная незрелость.
6. Несформированность произвольных форм деятельности.
7. Недостаточность высших психических процессов.
8. Неустойчивость эмоциональной сферы.
9. Педагогические ошибки. (Презентация - слайд 9)
Какие ошибки должны насторожить учителя? (Презентация- слайд 10)
1.Ошибки связанные с нарушение звукопроизношением. (Презентация - слайд 11)
2. Смешение и замены фонем по акустико-артикуляционному принципу. (Презентация - слайд 12)
3.Обозначение мягкости согласных. (Презентация - слайд 13)
4. Пропуски букв и слогов, недописывание слов. (Презентация - слайд 14)
5. Слитное написание слов, предлогов, раздельное написание приставок. (Презентация - слайд 15)
6. Ошибки в оформлении предложения. (Презентация - слайд 16)
7. Ошибки "застревания" (персеверации), предвосхищения, упреждения. например, "ходила" - "ходидила", "дерево" - "девево".
8. Ошибки по оптическому и кинетическому сходству. (Презентация - слайд 17)
Своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволит учителю определить основные методы обучения, его принципиальное направление. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель в зависимости от степени нарушения речи, от места дефекта во всей речевой системе должен либо своевременно направить к логопеду на занятия.
Список использованной литературы:
1. Грибова О.Е. "Психолог" 23/2005, с.8 - 19.
2. Свободина Н.Г. "Начальная школа" 10/2002, с.1 - 15.
3. Садовникова И.Н. "Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников" - М. Владос,1997.