Произведения искусства о нравственных ценностях "Дружба - маленькое чудо"

Разделы: МХК и ИЗО


Хрустальный шар – вот все, что я хочу,
Чтоб был передо мной – хрустальный шар,
Когда я думаю о людях!
Поэт Такубоку
 

Проблема воспитания толерантности и нравственной культуры подрастающего поколения сегодня становится актуальной как никогда. В этом плане новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», имеющий комплексный характер, связан с изучением представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культуры.

Все уроки модуля «Основы светской этики» построены на основе методов проектирования, моральных дилемм и дискуссий, учитывают эвристические, исследовательские подходы. Методы проблемного обучения дают возможность учащимся на основе анализа и доказательства правомерности поведения и отношения «героев» выбирать различные варианты ответов, что предполагает сделать ученикам самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Проект по теме «Дружба» - одна из попыток представить свое видение данного учебного материала, был разработан самостоятельно в начале апробации курса, когда ещё школы не были укомплектованы существующим теперь учебно-методическим комплектом. Все этапы урока направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, на целенаправленное включение учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов морали, нравственности, долга. Все используемые приемы, формы, методы способствуют созданию особых условий для позитивной самостоятельной деятельности учащихся.

Все творческие проектные исследования младших школьников гимназии №1 г. Новосибирска легли в основу первого детского журнала, на страницах которого они рассуждают о добре и зле, пытаются найти ответы на вопросы: что такое порок и добродетель, моральный долг и выбор, совесть и честь. Выпуск очередного номера готовится к печати. А впереди – новая параллель классов, которые будут искать свои ответы на вечные вопросы, волнующие и детей и взрослых. 

Тема №1: «Дружба – маленькое чудо»

Краткая аннотация

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встре­титься, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на мину­точку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Ф. Кривин

Несмотря на кажущуюся простоту, дружба – чувство довольно трудное. Как объяснить ребенку, что такое дружба, кто такой настоящий друг, какие чувства помогают дружить, а какие мешают, какие существенные черты есть у дружбы. Как мы выбираем себе друзей?...

Это и есть круг вопросов, которые обрисовывают нашу проблему - попытаться разобраться в емком понятии «дружба».

Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности через произведения искусства.

Задачи:

  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеских от­ношениях;
  • развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление через синестезии;
  • воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

Ресурсы: М. Чюрлёнис, репродукция картины «Дружба», песня А.Пахмутовой «Надежда», японская танку поэта Такубоку, словарь Ожегова, мультимедийная презентация;

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, метод интонационного анализа.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Компетентности:

Понимать Знать Уметь
 Многозначность понятия «дружба» Какие отношения существуют между людьми;
Что такое дружба;
Чем дружеские отношения отличаются от других отношений;
Можно ли выбрать себе друга;
Видеть и читать скрытые смыслы, заключенные в произведениях искусства

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания по теме «Альтруизм и эгоизм» с помощью карточек с тестовыми заданиями.

3. Сообщение темы, цели и задачей урока. (Использование мультимедиа презентации).

На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба», звучит музыка А. Пахмутовой.

Анализ картины по технологии «образ и мысль» (примерные вопросы).

- Что вы видите на этой картине?

- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

- Где и когда это происходит?

- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?

- Что может обозначать этот жест?

- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?

Сегодня мы поговорим о дружбе.

Сегодня мы узнаем: (слайд 2)

  • Какие отношения существуют между людьми;
  • Что такое дружба;
  • Чем дружеские отношения отличаются от других отношений;
  • Можно ли выбрать себе друга;

Основные понятия:отношения между людьми – служебные, родственные, соседские; доверительные отношения; дружба, настоящий друг.

«Мозговой штурм».

- Работа над понятием «дружба» (слайд 4)

1) Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». Говорят, что «дарить надо то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь»

- В толковом словаре Ожегова дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

2) Работа в различных формах - «зачем дружба нужна людям?».

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.    

Существенными чертами дружбы являются (разбор практических ситуаций): (слайд 5)

  • Избирательность;
  • Отношение доверия;
  • Бескорыстность;
  • Взаимная симпатия и общность интересов;

Отличие дружбы от других отношений:

  • Родственные отношения;
  • Соседские отношения;
  • Служебные отношения;

Групповая работа. Работа над понятием «настоящий друг» (2 мин).

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

/Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту./

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»? (слайд 9)

4. Подведение итогов

Класс разбивается на творческие группы и готовит следующие задания:

  • 1-я группа: подготовка проекта «Примеры дружбы в истории че­ловечества»;
  • 2-я группа: подготовка проекта «Невыдуманные истории о дружбе» (на примере своих семей);
  • 3-я группа: подготовка проекта «Дружба. Какой мы ее видим» (фо­тосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры);
  • 4-я группа: подготовка проекта «Законы дружбы. Какими им быть»;
  • 5-я группа: подготовка проекта «Интервью о школьной дружбе»; учащиеся проводят опрос учителей школы и записывают их рассказы о школьной дружбе;
  • 6-я группа: подготовка проекта «Фантастическое письмо моему другу»; это письмо должно быть составлено с помощью рисунков.
  • 7- я группа: написание мини сочинения - размышления «Если дружба, это дар, то кому ты отдашь этот дар?»

Презентация.