Хрустальный шар – вот все, что я хочу,
Чтоб был передо мной – хрустальный шар,
Когда я думаю о людях!
Поэт Такубоку
Проблема воспитания толерантности и нравственной культуры подрастающего поколения сегодня становится актуальной как никогда. В этом плане новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», имеющий комплексный характер, связан с изучением представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культуры.
Все уроки модуля «Основы светской этики» построены на основе методов проектирования, моральных дилемм и дискуссий, учитывают эвристические, исследовательские подходы. Методы проблемного обучения дают возможность учащимся на основе анализа и доказательства правомерности поведения и отношения «героев» выбирать различные варианты ответов, что предполагает сделать ученикам самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Проект по теме «Дружба» - одна из попыток представить свое видение данного учебного материала, был разработан самостоятельно в начале апробации курса, когда ещё школы не были укомплектованы существующим теперь учебно-методическим комплектом. Все этапы урока направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, на целенаправленное включение учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов морали, нравственности, долга. Все используемые приемы, формы, методы способствуют созданию особых условий для позитивной самостоятельной деятельности учащихся.
Все творческие проектные исследования младших школьников гимназии №1 г. Новосибирска легли в основу первого детского журнала, на страницах которого они рассуждают о добре и зле, пытаются найти ответы на вопросы: что такое порок и добродетель, моральный долг и выбор, совесть и честь. Выпуск очередного номера готовится к печати. А впереди – новая параллель классов, которые будут искать свои ответы на вечные вопросы, волнующие и детей и взрослых.
Тема №1: «Дружба – маленькое чудо»
Краткая аннотация
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Ф. Кривин
Несмотря на кажущуюся простоту, дружба – чувство довольно трудное. Как объяснить ребенку, что такое дружба, кто такой настоящий друг, какие чувства помогают дружить, а какие мешают, какие существенные черты есть у дружбы. Как мы выбираем себе друзей?...
Это и есть круг вопросов, которые обрисовывают нашу проблему - попытаться разобраться в емком понятии «дружба».
Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности через произведения искусства.
Задачи:
- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
- развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление через синестезии;
- воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
Ресурсы: М. Чюрлёнис, репродукция картины «Дружба», песня А.Пахмутовой «Надежда», японская танку поэта Такубоку, словарь Ожегова, мультимедийная презентация;
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, метод интонационного анализа.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Компетентности:
Понимать | Знать | Уметь |
Многозначность понятия «дружба» | Какие отношения существуют между людьми; Что такое дружба; Чем дружеские отношения отличаются от других отношений; Можно ли выбрать себе друга; |
Видеть и читать скрытые смыслы, заключенные в произведениях искусства |
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания по теме «Альтруизм и эгоизм» с помощью карточек с тестовыми заданиями.
3. Сообщение темы, цели и задачей урока. (Использование мультимедиа презентации).
На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба», звучит музыка А. Пахмутовой.
Анализ картины по технологии «образ и мысль» (примерные вопросы).
- Что вы видите на этой картине?
- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?
- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?
- Где и когда это происходит?
- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?
- Что может обозначать этот жест?
- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)
- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?
- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?
Сегодня мы поговорим о дружбе.
Сегодня мы узнаем: (слайд 2)
- Какие отношения существуют между людьми;
- Что такое дружба;
- Чем дружеские отношения отличаются от других отношений;
- Можно ли выбрать себе друга;
Основные понятия:отношения между людьми – служебные, родственные, соседские; доверительные отношения; дружба, настоящий друг.
«Мозговой штурм».
- Работа над понятием «дружба» (слайд 4)
1) Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». Говорят, что «дарить надо то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь»
- В толковом словаре Ожегова дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
2) Работа в различных формах - «зачем дружба нужна людям?».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Существенными чертами дружбы являются (разбор практических ситуаций): (слайд 5)
- Избирательность;
- Отношение доверия;
- Бескорыстность;
- Взаимная симпатия и общность интересов;
Отличие дружбы от других отношений:
- Родственные отношения;
- Соседские отношения;
- Служебные отношения;
Групповая работа. Работа над понятием «настоящий друг» (2 мин).
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
/Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту./
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»? (слайд 9)
4. Подведение итогов
Класс разбивается на творческие группы и готовит следующие задания:
- 1-я группа: подготовка проекта «Примеры дружбы в истории человечества»;
- 2-я группа: подготовка проекта «Невыдуманные истории о дружбе» (на примере своих семей);
- 3-я группа: подготовка проекта «Дружба. Какой мы ее видим» (фотосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры);
- 4-я группа: подготовка проекта «Законы дружбы. Какими им быть»;
- 5-я группа: подготовка проекта «Интервью о школьной дружбе»; учащиеся проводят опрос учителей школы и записывают их рассказы о школьной дружбе;
- 6-я группа: подготовка проекта «Фантастическое письмо моему другу»; это письмо должно быть составлено с помощью рисунков.
- 7- я группа: написание мини сочинения - размышления «Если дружба, это дар, то кому ты отдашь этот дар?»