Выявление познавательных интересов младших школьников методом анкетирования

Разделы: Школьная психологическая служба


В психологии интерес – это отношение личности к предмету, как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Интерес возникает на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, а интерес – личную приязнь к какой-то деятельности. Один и тот же предмет не может у всех людей вызывать одни и те же переживания. Например, многим людям звуковой ритм, мелодия доставляют наслаждение, а некоторых людей музыка раздражает.

Интересы индивида, хотя и зависят от особенностей психологических качеств самого индивида, в конечном итоге формируются и другими людьми– педагогами, коллективом, обществом, семьей.

В педагогической практике важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний.

К.Д.Ушинский справедливо писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Н.К.Крупская считала, что педагоги должны дать ответ на вопросы, "как заинтересовать учащегося, как взять для начала материал, который заденет ребенка за живое, даст ему толчок, пробудит интерес".

Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. "Интересно" или "неинтересно" – основные критерии оценки урока. На вопрос "Что тебе нравится в школе?" значительная часть школьников любого возраста отвечает: "Интересно учиться", "интересно каждый день узнавать новое..."

В начальной школе мотив познавательного интереса является главным по отношению к другим мотивам: социальным (хочу быть полезным), образованным, умным, хочу все знать и т.д..

Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать, поэтому легче управлять его формированием.

Так, Л.С.Славина (советский психолог) под влиянием познавательного интереса добилась успешной учебной деятельности у детей со слабой успеваемостью.

И.Г.Шапошникова с помощью познавательного интереса меняла отношение к учению слабоуспевающих подростков.

Для получения данных об особенностях учебных интересов своих учеников в младшем школьном возрасте провожу анкетирование с 1989 года. Осуществила 4 выпуска начальных классов. Постоянно в 3 классе выявляю познавательный интерес каждого ученика.

Цель этого наблюдения:

  • получить данные о том, к каким предметам проявляют больший интерес мои ученики, по каким предметам заинтересованность больше;
  • выявить причину возникновения этих интересов;
  • широту интересов моих подопечных;
  • влияние интересов на успеваемость;
  • уровень преподавания отдельных предметов;
  • причины неуспеваемости отдельных детей;
  • проведение индивидуальной работы с каждым учеником.

С помощью этих данных выявляется и то, как я даю свои уроки и какие уроки мне удается преподнести детям на высоком уровне, а над какими надо еще работать, по какой причине им не нравится тот или иной предмет.

На доске пишутся названия всех предметов и задаются вот такие вопросы:

  1. Внимательно прочтите названия предметов, подумайте, какие из этих предметов вам нравятся?
  2. Чем они вам нравятся?
  3. Для чего они нужны?

Каждый ученик на листке бумаги отвечает на вопросы. Собрать все ответы учеников, сгруппировать по вопросам и посчитать количество учащихся, заинтересованных отдельными предметами.

Все ответы учащихся показаны в следующих таблицах по годам, это позволяет узнать уровень роста качества преподавания учителя.

Табл. 1.

   Направленность интересов по предметам
русский язык математика родной язык родная речь окруж. мир труд изо музыка физ-ра
1-й выпуск 20 уч. 8/40% 13/65% 4/20% 5/25% 10/50% 11/55% 11/55% 12/60% 16/80%
2-й выпуск 18 уч. 5/27% 15/83% 6/33% 4/22% 17/94% 16/88% 18/100% 17/94% 18/100%
3-й выпуск 16 уч. 12/75% 14/87% 9/55% 8/50% 12/75% 13/81% 13/81% 15/99% 16/100%
4-й выпуск 14 уч. 12/95% 14/100% 10/71% 14/100% 14/100% 14/100% 12/85% 14/100% 14/100%

Табл. 2

Число опрошенных  Широта интересов
К одному предмету К двум предметам К трем предметам К четырем предметам К пяти и более предметам
20 учащихся   2 / 10% 7 / 35% 6/30% 5 / 25%
18 учащихся     2 / 12% 3/30% 13 / 53%
16 учащихся       2 / 12% 14 / 87%
14 учащихся       5 / 35% 9 / 65%

Табл. 3

Число опрошенных  Причины возникновения интересов
Влияние взрослых Легко дается Чтобы много знать Уроки интересны Чтобы стать образованным Чтобы стать как учитель
20 учащихся 9 / 45% 7 /35% 3 / 15% 10 / 50 % 2 / 10% 2 / 10 %
18 учащихся 5 / 27% 3 / 16 % 9 / 50% 14 / 77% 12 / 66% 3 / 16%
16 учащихся 13 /81% 2 / 11% 2 / 11% 1/ 6% 2 / 11% 2 / 11%
14 учащихся 10/71% 5/35% 4/28% 6/42% 8/57% 3/22%

Табл. 4. Выявление интересов на успеваемость по предметам. (4-х учащихся)

Ни – наличие интереса. Оп – оценка по предмету

ФИ учащихся русский язык математика родной язык родная речь Окружающий мир труд музыка Физкультура
ни оп ни оп ни оп ни оп ни оп ни оп ни оп ни оп
Б. Руслан + 3 - 3 + 4 + 4 + 5 + 5 - 5 + 5
Д. Вероника + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5
Д. Темир - 4 + 3 - 4 + 4 + 5 + 5 + 5 - 5
Д. Катя - 4 + 4 + 5 + 5 + 5 + 4 + 4 - 4

Сделаем выводы:

Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению разных предметов – одна из главных задач учителя начальных классов.

Особо следует выделить такие основополагающие предметы, как языки (русский и родной) и математика.

На формирование интереса к предметам влияет много факторов:

  1. качество учебной деятельности учителя и его сотрудничество с учащимися. Применение новых дидактических технологий, проведение разнообразных активных форм и методов работы с учащимися;
  2. гуманизация отношений, уважение и любовь к каждому ученику, создание учителем ситуацию успеха;
  3. индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

После выявления познавательных интересов школьников необходимо усилить работу с отдельными учениками или группами учащихся по выявленным критериям, например: сгруппировать по интересам, давать задания по уровню знаний.

Литература:

  1. Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
  2. В. Б. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию.
  3. Педагогика в понятиях и определениях. Издательство «Саратовский универ.», 1991.
  4. Ю.Н. Бабанский, В.А. Сластенин и др. педагогика.- М.: Просвещение, 1988.