Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Производная»;
- Закрепить основные методы вычисления производной функции, предупредить появление типичных ошибок.
Развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся посредством зрительной, слуховой памяти;
- Способствовать развитию математической речи;
- Стимулировать развитие потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности обучающихся.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию познавательной активности;
- Способствовать воспитанию чувства ответственности;
- Способствовать воспитанию культуры общения.
Планируемые результаты обучения: Обучающиеся должны уметь вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка теоретических знаний.
- Работа в парах – решение задач по теме «Вычисление производной» с привлечением консультантов.
- Отчет о решении задач.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Оборудование: Компьютеры, проектор; электронная демонстрационная таблица «Правила и формулы дифференцирования».
Дидактический материал: Личностно-дифференцированные задания для парной работы; индивидуальные задания на электронном носителе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема нашего сегодняшнего урока «Применение правил дифференцирования функции для вычисления её производной».
Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем наши знания по теме «Производная», ведь производная – это инструмент, с помощью которого мы научимся в дальнейшем исследовать функцию, а инструментом надо владеть хорошо.
Французский писатель Анатоль Франс заметил: «… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим аппетитом, ведь они скоро вам понадобятся.
II. Проверка теоретических знаний.
Фронтальный опрос класса.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что предполагает операция дифференцирования функции?
- Дайте определение производной.
- В чем состоит геометрический смысл производной?
- Диктант по теме «Производная»с последующей взаимопроверкой.
Проецируется на экран Диктант по теме «Производная».
Задания для обучающихся – выписать верные утверждения в тетрадь.
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Обучающиеся обмениваются тетрадями для проверки диктанта и выставляют отметку.
Ключ к проверке проецируется на экран, чтобы те, кто допустили ошибку, могли её исправить.
Ключ к проверке диктанта:
1 вариант | 2 вариант |
1. (a + b)' = a' + b' | 2. = |
3. (ab)' = a' b + b' a | 4. (cv)' = c v', c = const |
6. (kx + b)'= k | 5. x ' = 1 |
7. (xn)'= n·xn-1 | 8. (const)' = 0 |
9. f' (x0) = k, k – угловой коэффициент прямой | 9. f' (x0) =tgα , где α – угол наклона касательной к оси абсцисс. |
Одновременно учитель задает индивидуальное задание ученикам, приглашая их занять места у компьютеров.
Задание для 1 ученика:
I. Заполните пропуски:
- (еx + ln x)' =
- (x2 – 3x + 2)'= (x2)' – (3x)' + 2' =
- =
- ((2x – 1)5)' = 5(2x – 1)4(2x – 1)' =
II. Найдите угловой коэффициент касательной к параболе у = х2 – 4х в точке с абсциссой х0 = - 1.
Задание для 2 ученика:
I. Заполните пропуски:
- (sin x + cos x)'= (sin x)' + (cos x)'=
- ((3x – 5)(x + 1))' = (3x – 5)'(x + 1) + (x + 1)'(3x - 5) =
- (sin (2x – 1))' = cos (2x – 1) (2x – 1)' =
- f' (x0) = = , где х0 – точка касания.
II. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции y = 2ln x в его точке с абсциссой х0 = 2.
Сообщаются итоги взаимопроверки диктанта.
На экран проецируется электронная таблица «Правила и формулы дифференцирования».
На экран проецируются результаты работы по индивидуальным заданиям обучающихся, работавших у компьютеров; они комментируют свое решение.
Устраняем ошибки, отвечаем на вопросы обучающихся.
III. Работа в парах – решение задач по теме «Вычисление производной» с привлечением консультантов.
Сейчас я предложу вашему вниманию ряд заданий, решение которых поможет вам повторить и систематизировать учебный материал по теме «Производная»; вы можете использовать различные способы решения задач; не надо бояться ошибиться, ведь на ошибках можно научиться.
В карточке три уровня заданий по степени сложности:
Уровень А – на оценку «3»; уровень «А, В» – на оценку «4»; уровень «А, В, С» – на оценку «5».
Вы сами выбираете себе уровень заданий.
Вы можете приступить к выполнению заданий, записывая решения в тетрадь.
Прошу соблюдать возможную тишину, не мешать соседям.
Личностно-дифференцированные задания для организации индивидуальной работы:
(учитель консультирует отстающих обучающихся; работают консультанты)
Часть А.
Найдите производную:
А1: у = еx – sun x – 6;
A2: y = ln x + 2sin x + 1;
A3: y = 3x2 + cos x + 4;
A4: y = (7x – 3)6;
A5: y = ;
A6: y = 2x – ln x.
Часть В.
В1: Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у = 3 + 2х – х2 в его точке с абсциссой х0 = 1.
В2: В каких точках касательные к графику функции у = х3 – 3х + 1 параллельны оси абсцисс?
Часть С.
С1: В какой точке касательная к кривой у = образует с положительным направлением оси абсцисс угол 45º ?
С2: Вычислите производную функции, заданной уравнением у = в точке х0 = 2.
IV. Отчет о решении задач.
Один из представителей класса демонстрирует решение у доски; ученики слушают, задают вопросы.
Учитель оценивает ответ ученика с выставлением оценки в журнал. Все тетради с работами сдаются на проверку.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы повторили правила и формулы, позволяющие вычислять производную функции. Каждый из вас проверил свой уровень подготовки по теме «Производная» и сделает для себя соответствующие выводы при подготовке к контрольной работе.
VI. Задание на дом.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алдимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 2008:
№ 872, 873, 879*, 863*.
Демонстрационный материал к уроку – Приложение 1, Технологическая карта – Приложение 2.