Воспитание – основа успешной социализации выпускника техникума в условиях современного мира

Разделы: Администрирование школы


В свете изменений, происходящих в современном российском обществе, становится очевидной потребность сферы услуг в деятельных, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия. Стратегический подход к обновлению качества подготовки будущего специалиста сферы торговли и общественного питания требует пересмотреть квалификационную модель выпускника нашего техникума, а также всю систему, обеспечивающую это качество на протяжении обучения. Ключевая роль в этом принадлежит одному из важнейших компонентов образовательного процесса – процессу воспитания. Воспитание как специально организованная деятельность является, с одной стороны, условием, а с другой – средством обновления и совершенствования качества подготовки будущего коммерсанта, технолога, продавца, повара, предусматриваемого требованиями современного общества. В связи с этим в ГОУ СПО “Белгородский техникум общественного питания” выделяют следующие концептуальные основы организации воспитательной деятельности:

 - воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно-ориентированного и индивидуалистического типов личности;

- ориентация на становление и развитие ключевых компетенций и профессионально–личностных компетентностей студентов;

- понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности и саморазвития личности студента, т.е. конструирование соответствующей среды, воспитательного пространства;

- плюрализм и вариативность трудовых практик, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная и социокультурная направленность воспитания.

В России всегда придавалось огромное значение “правильному воспитанию”. Рассматривая качественную подготовку специалистов, как единый процесс обучения и воспитания инженерно-педагогический коллектив техникума выстраивают систему, ориентированную на формирование гражданина и патриота, активной творческой личности, адаптированной в современных жизненных условиях, с чувством долга, ответственности, собственного достоинства, с высокой культурой и моральными качествами. Организация воспитательной работы в техникуме предполагает не формальное включение студентов в “заданные условия”, приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социально-культурном окружении. Воспитание призвано всеми своими средствами способствовать реалистичному саморазвитию личности студента, защищая его в то же время от навязывания ему ценностей и норм, чуждых процессу самореализации личности и профессионального становления.

Целевой установкой концепции воспитательной работы в техникуме является базовая культура личности студента, уже сложившаяся в ходе социализации целостность свойств, качеств, ценностных ориентации, поведенческих установок личности студента.

Центральным звеном воспитания является – педагог. Он, как бы связывает память поколений. Он не только передает знания, но и духовный опыт, отношение к жизни, идеалы и систему ценностей. И на примере работы наших преподавателей мы видим, какой мощности духовный потенциал в наших руках. Возврат к истокам, к мудрости, к заветам предков, к духовной сокровищнице христианства, главным моральным ценностям представляется нам очень важным для современной России. Особое место в деятельности преподавателя на уроках и во внеурочной работе занимает духовно-нравственное воспитание студента – как основа становления личности будущего специалиста. Нравственное направление основывается на том, что нравственное воспитание, являясь составной частью всей системы воспитательной работы, пронизывает все остальные ее направления. Задачи нравственного воспитания заключаются в формировании у будущих специалистов торговли и общественного питания сознательного отношения к учебному и общественному долгу; нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, умения поддерживать здоровый, нравственный, психологический климат в коллективах.

Педагогами техникума разработан достаточный набор разнообразных форм воспитательной работы согласно концепции “Духовно-нравственного воспитания” студентов, разработанной творческой группой педагогов. Это классные часы и диспуты, мозговые штурмы, дебаты, турниры, КВН, интеллектуальные аукционы, защита бизнес проектов, философский ринг, “Суд над сигаретой”, “Суд над СПИДом”, акции “Стоп-наркотик”, “Береги все живое”, благотворительные марафоны “Милосердие и забота”, познавательно-развлекательные игры “Слабое звено”, “О, счастливчик”, “Что, где, когда”, экологические диспуты, фестивали семейных ансамблей выпуск тематических газет, сочинения учащихся, вечера разгаданных и неразгаданных сюжетов (“Поле чудес”, “Тайное рядом” и т.д.), тестирование, экскурсии и др.

Как и факультативные занятия, уроки философии, так и уроки культуры, литературы, русского языка и культуры речи в техникуме “остаются сегодня полем сражения за духовное развитие личности”. На занятиях звучат притчи, поучения святых отцов, жития Святых и достопамятных людей земли Русской. Слово воспринимается как мысль, пространство, наполненное незримой чистотой. Неповторимое, эмоционально-духовное воздействие на ребят оказывает, например, “Поучение” Владимира Мономаха:

“Я ничтожный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, названным при крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею – Мономахами… воздали хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного. Дети мои или кто другой, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба… пусть примет ее в сердце сове и не лениться будет также и трудиться.

Уже в течение 8 лет в образовательном учреждении действует факультатив “Основы православной культуры”. Воспитательный потенциал христианской религии довольно велик. Усвоение важнейших христианских заповедей способствует формированию нравственного самосознания и последующему осознанию индивидом своего жизненного предназначения. Учить “человека вообще” – значит, его не учить. Исходя из этого, с самого начала обучения, ребята должны в полной мере осознать свое пребывание в этой жизни, в этом обществе, на этой, данной им родной земле не просто субъектом социальной и культурно-исторической деятельности, а представителем своего века, так как данное назначение каждого человека заключено в самом слове “человек”. С первого занятия ребята осознают, что важным элементом общественной культуры является нравственный аспект пробуждение человеческого в человеке.

Такая мотивация сейчас особенно важна, видя, как молодежь стремится освободиться от комплексов, следуя пропагандируемой модели западной личности.

Исходя из этого, курс преподавания строится так, чтобы полностью дать нравственные критерии изменения своей жизни через духовное самосовершенствование. На занятиях осуществляется попытка возродить лик духовного славянства, рассматриваются такие темы: “Мудрость Древней Руси - как целостный, культурно-исторический феномен”, “Духовность в форме искусства, как художественное воплощение красоты”, “Идея Бога и ее значение в жизни человека”, “Религия как форма духовного единства”.

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание – являются важной составной частью воспитательного и учебного процесса и направлено на формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения, развития внутренней свободы, чувства собственного достоинства, потребности в прекрасном, развитие индивидуальных задатков и способностей. Поэтому, с недавних пор стержнем нашей воспитательной системы стали коллективные творческие дела, обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений и навыков, чтобы каждый студент нашел дело себе по душе, испытал ответственность за результаты, чувство уверенности и успеха в себе. В число таких дел входят совместные педсоветы, внутренние конкурсы “Лучшая учебная группа года”, “Самый уютный кабинет”, “Самый классный классный”, проведение предметных недель. В рамках интеллектуального марафона используются разнообразные виды и формы воспитательной работы преподавателями литературы (конкурсы чтецов, литературные викторины, брейн-ринги, заседания литературного клуба и др. Преподаватели других предметов предусматривают, в основном, интегрированные мероприятия (КВН, брейн-ринги, турниры смекалистых, музыкальный ринг, химический иллюзион и др.)

Сейчас, как никогда, важно уважение и любовь к прошлому своего народа, сохранение традиций и ценностей. “Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть Престола Господня. Русский человек должен понять и благодарить Бога за то, что он русский” (Святитель Иоанн Кронштатский). Эти слова как никогда важны сегодня, ведь от того, сумеем ли мы восстановить историческую духовность русской жизни, осознать себя продолжателями русской истории, хранителями духовного наследия, зависит будущее. Вся наша работа по патриотическому воспитанию молодежи пронизана искренностью, страстной любовью к Отечеству, к его истории, тревогой о том, чтобы не вырастить Иванов, не помнящих родства, не знающих истории Отчизны и ее духовных вождей. Воспитывая патриота и гражданина, мы уделяем большое внимание понятиям гражданственность, духовность, личность, служение, совесть, честь, национализм. Важное внимание педагогами техникума уделяется внеурочной работе. Клубная деятельность-особая сфера деятельности студента. Клуб “Альтернатива”, которым руководят преподаватели истории стал центром, который занимается проведением встреч с ветеранами ВОВ, участниками войны в Чечне, Афганистане, на Кавказе. Традиционно проводятся вечера патриотической песни “И песня ходит на войну”, заседания круглых столов “Нужна ли нам война”, “Что такое толерантность”, “Мировой терроризм и его истоки” “Время выбрало нас”. Только за последний год состоялись интересные встречи с полковником пограничных войск Питько Д.Г., участников войны в Японии полковником инженерных войск Коровкиным И.Ф., полковником инженерных войск Рудаковым А.А., ветеран ВОВ, профессор, доктор исторических наук ТройноФ.П., кандидатом педагогических наук, ветераном ВОВ Хохряковой Е.В., полковников танковых войск Путивцевым В.И.., героем Советского Союза Очкасовым А.Г.

В своей статье мною была предпринята попытка показать, что формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов, весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако, получаемый позитивный результат, позволяет:

- ориентировать студентов на их будущую профессию, т.к. производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным качествами, определенными в Концепции воспитания студента техникума:, а именно воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, конкурентоспособного квалифицированного специалиста, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.