Тип урока: урок-зачет.
Форма урока: соревнование интеллектуалов.
Цели урока:
- Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий по теме “Матрицы и определители”, определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся и установить их причины.
- Создать условия для развития способности учащихся к оценочным действиям.
- Содействовать развитию вычислительных навыков учащихся, логического мышления, способности к самоконтролю, самооценке, рефлексии.
Оснащение урока:
- Раздаточный материал: тесты, карточки-задания.
- Мультимедийная установка, ПК магнитофон.
- Листы контроля.
Этап урока:
- Разминка “Понятия и определения”.
- Блиц-турнир “Ответь на вопрос”.
- Тест.
- Практикум “Реши, упражнения”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя:
Сегодня мы проведем необычный урок – интеллектуальное соревнование по теме: “Матрицы и определители”. У каждого учащегося на столе находится лист самоконтроля и оценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя и вносить результаты в личную карточку.
Личная карточка учащегося______________________________
Разминка | Блиц | Тест | Практикум |
2. Этап актуализации опорных знаний учащихся.
Первый этап соревнования. Разминка.
1) Учащимся необходимо за 2 минуты записать в тетради как можно больше понятий и определений по изученной нами теме “Матрицы и определители”.
(По результатам работы спросить 2-3 учащихся). Оцените свою работу:
3 балла за 10 и более понятий
2 балл от 5 до 10 понятий
1 баллов – менее 5 понятий.
2) Учащиеся должны дать развернутый ответ по каждому понятию и определению.
3. Этап контроля и самоконтроля.
Второй этап. Блиц.
Преподаватель задает вопросы по всем
изученным темам раздела:
Что называется прямоугольной матрицей?
Правильный ответ учащимися оценивается 1 баллом.
Третий этап. Тест (Приложение № 1).
Тест содержит 4 задания с тремя вариантами ответов. Учащимся необходимо в тетрадях выполнить задания и обвести кружочком букву правильного ответа.
Проверка выполненного тестового задания: учащиеся меняются работами и оценивают работу друг друга.
Четвертый этап. Практикум по решению упражнений.
Учащиеся получают карточки с упражнениями, где каждое упражнение оценивается соответствующим баллом, на выполнение задания отводится 10 минут, кто больше решит упражнений, тот заработает больше баллов. (Приложение № 2).
Идет подсчет баллов, учащиеся заполняют свою личную карточку участника соревнования и передают ее секретарю.
Секретарь вносит результаты каждого учащегося по каждому заданию в электронный банк данных и создает рейтинговую систему оценки знаний каждого учащегося группы.
В это время учащимся предлагается послушать историческую справку о практическом применении матриц. (Приложение № 3)
4. Подведение итогов. “Рейтинг оценки знаний учащихся”.
Выявление самого знающего учащегося по теме.
5. Этап рефлексии.
Учащимся предлагается выбрать пословицы, которые наиболее точно отражают настроение.
- Без муки нет науки.
- Без терпенья нет ученья.
- Без труда ничего не дается.
- Бери в работе умом, а не горбом.
- Большому уму и в маленькой голове не тесно.
- Была бы охота, а выучиться можно.
- Ученья корень горек, да плод сладок.
- Работу с плеч, да и на печь.
- С чем пришел, с тем и ушел.
- Работай – сыт будешь; учись – умен будешь.
- Повторять да учить – ум точить.
- Погонишься за большим - и малое потеряешь.
- Полбеды – человек отстал, две беды – догонять не хочет.
- После дела и гулять хорошо.
- Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
- Не дорого начало, а похвален конец.
- Не испортив дела, мастером не будешь.
- Не пером пишут, а умом.
- Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
- Доброе дело без награды не останется.
- Долго сидел, да ничего не высидел.
- Есть раденье, да нет владенья.
- За одного ученого двух неученых дают.