Цели:
1) обобщение педагогического опыта преподавателей начальной и средней школы использования на уроках здоровьесберегающих технологий;
2) состояние здоровья обучающихся в начальной школе;
3) создание валеологической программы школы.
Участники:
1. Ответственный за проведение педсовета (приложение 1).
2. Учителя начальной и средней школы, дающие открытые уроки-фрагменты.
3. Содокладчики.
4. Члены коллектива.
Творческие группы и руководители:
1) председатели МО школы и творческие группы по 4-5 человек,
2) администрация школы.
Порядок проведения педсовета:
1) 1 часть педсовета “Урок-фрагмент” - 13.30-13.45;
2) 2 часть педсовета – теоретическая – 13.45-14.45.
Докладчик - заместитель директора по УР “Валеологическая ( здоровьесберегающая ) среда в школе”. (15 мин.)
Содокладчики:
1) заместитель директора по УР “Нормы выполнения домашнего задания учащимися” (1 мин.);
2) школьный врач “Диагностика заболеваний у детей начальной школы” (5 мин.);
3) воспитатель ГПД “Здоровьесберегающие технологии в ГПД” (5 мин.);
4) председатель МО учителей начальной школы “Основы здоровьесберегающих технологий” (презентация);
5) учитель начальной школы “Преемственность здоровьесберегающих технологий в начальной и средней школе”;
6) председатель МО учителей естественного цикла “Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьсберегающего урока”;
7) школьный психолог “Психологическая безопасность участников образовательного процесса” (10 мин.).
Анализ открытых уроков. (7 мин.) (По группам)
Решение педагогического совета:
в связи с необходимостью сохранения и укрепления здоровья обучающихся в школе, создать валеологическую программу на основе ранее созданных и применяемых на уроках и внеклассных мероприятиях каждым педагогом здоровьесберегающиъх технологий, основными компонентами которых являются:
- оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ребенка,
- оптимизация системы лечебно-профилактических мероприятий,
- оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий,
- оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий,
- оптимизация системы психологической помощи учащимся,
- благоприятный микроклимат в школе.
Рекомендации по проведению классных часов в плане валеологического образования: (Приложение № 2)
Приложение 1
Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим. Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:
1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти, характера функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.д.,
2) исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования при минимальных затратах времени и здоровья учащегося,
3) обеспечение благоприятного морально-психологического климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,
4) дополнение установки, исключающей нанесение вреда здоровью ученика, установкой, предполагающей “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.
Валеологическая программа - это документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся. Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов и обучающихся с 1-го по 11-й классы. Программа отражает интересы родителей учащихся школы и призвана создать непрерывность и преемственность валеологического образования учащихся на всех ступенях обучения Программа учитывает специфические условия функционирования школы, предусматривает ответственность социальных партнеров - учредителя, администрации, педагогов, учащихся и их родителей - в вопросах качества валеологического образования.
Программа должна быть разработана на основе документов:
- федеральная программа Междисциплинарной программы “Здоровье” для средних образовательных учреждений,
- методический совет школы,
- педагогический совет школы,
- общешкольный родительский комитет,
- управляющий совет школы,
и согласована с учредителем.
В нашей школе валеологическая программа не принята, однако здоровьесберегающие технологии используются каждым педагогом практически на каждом уроке.
Сегодня на примере педагогического опыта наших коллег мы рассмотрим эти приемы и методы, но об этом чуть позже.
Как я уже сказала, целями валеологического образования является сохранение и повышение уровня здоровья каждого ученика. Критериями оценки состояния здоровья детей являются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся.
Показателями здоровья считаются:
1) уровень заболеваемости детей,
2) средняя численность часто болеющих детей,
3) численность детей с хроническими заболеваниями,
4) численность детей из основной, подготовительной, специальной медицинских групп,
5) численность функционально незрелых к обучению детей,
6) численность дезадаптированных к школе детей.
Уровень заболеваемости детей в нашей школе в 2010\2011 учебном году составляет 27 человека в день, что на 13 ниже, чем уровень заболеваемости в это же время в 2009\2010 учебном году (40 человек).
Средняя численность часто болеющих детей в 2010\2011 учебном году в начальной школе составляет 2 человека, что на 3 ниже, чем средняя численность часто болеющих детей в 2009\2010 учебном году (5 человек).
Как же педагогу надо планировать учебный материал, чтобы создать все условия для применения здоровьесберегающих технологий и, соответственно, не только сохранить здоровье учащихся, но и укрепить его?
Мы провели следующее мини-обследование среди учеников 1-х и 4 классов и учителей начальной школы: в начале и в конце урока был произведен замер артериального и сердечного давления у определенной группы людей. Что же мы видим?
У учащихся к концу урока:
- понижение артериального давления наблюдается у 4 учеников,
- повышение давления наблюдается у 4 учеников,
- не изменяется у 2 учеников,
У всех учителей к концу урока наблюдается понижение артериального давления.
У учащихся к концу урока:
- понижение сердечного давления у 5 учащихся,
- повышение давления у 5 учащихся.
У учителей к концу урока наблюдается:
- понижение сердечного давления у 3 педагогов,
- повышение давления у 1 педагога.
Это является показателем того, что учащиеся неоднозначно воспринимают учебный материал (это может быть эмоциональное отношение из-за темперамента и характера восприятия учебного материала, типов памяти и т.д.) Кроме того, мы видим изменения в состоянии здоровья педагогов, что лишний раз подтверждает особенности педагогической профессии.
Четвертый год наша школа участвует в федеральной программе “Разговор о правильном питании”. Охвачены 16 классов с 1 по 6 класс, что составляет 390 обучающихся. C февраля 2010 года школа участвует в федеральной программе “Школьное молоко”, что создает благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности на уроке, разные формы уроков, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, использование физкультминутки и гимнастики для глаз, разнообразие внеклассной работы по предмету) позволяют педагогам “разгрузить” (интеллектуально, эмоционально, со стороны центральной нервной системы) процесс обучения и сделать его привлекательным.
Однако, проведя тестирование среди учащихся 4-5 классов, можно увидеть следующее:
У 46 опрошенных учащихся 4-х классов:
1) выполняют д\з до 1 ч - 12, от 1 до 2 ч - 17, от 2 и выше - 17,
2) испытывают трудности по предметам при выполнении д\з:
- иност.яз. - 21,
- матем. - 10,
- окр.мир 7,
- рус.яз. - 6,
- чт. - 2,
3) не устают в течение учебного дня - 29,
- устают в течение учебного дня - 17.
4) наиболее утомительные этапы урока:
- письменные упражнения - 24,
- объяснение нового материала - 7,
- опрос домашнего задания – 7,
- вообще не устают - 8,
5) считают, что смена видов деятельности на уроке помогает снять нагрузку - 41,
- не согласны с этим - 4,
- не знают - 1,
6) считают, что на уроке необходима физкультминутка - 41,
- не согласны с этим - 5,
7) ухудшилось здоровье у 14 (снижение зрения - 3, частые головные боли - 5, часто болеют - 3),
- не ухудшилось здоровье у 32,
8) меры для повышения здоровья учащихся:
- больше занятий физкультурой - 25,
- постоянное присутствие врачей в медкабинете - 4,
- употребление молока 2 раза в день - 4,
- все и так хорошо - 8,
- другие предложения - 5.
У 10 опрошенных учащихся 5-го класса:
1) выполняют д\з до 1 ч - 7, от 1 до 2 ч - 2, от 2 и выше - 1,
2) испытывают трудности по предметам при выполнении д\з:
- матем. - 6,
- рус.яз. - 2,
- истор. - 2,
3) не устают в течение учебного дня - 8,
- устают в течение учебного дня - 2,
4) наиболее утомительные этапы урока:
- письменные упражнения - 2,
- объяснение нового материала - 4,
- опрос домашнего задания - 2,
- вообще не устают - 2,
5) считают, что смена видов деятельности на уроке помогает снять нагрузку - 4,
- не согласны с этим - 4,
6) считают, что на уроке необходима физкультминутка - 7,
- не согласны с этим -1,
7) ухудшилось здоровье у 3 (снижение зрения - 2, частые головные боли - 1),
- не ухудшилось здоровье у 7,
8) меры для повышения здоровья учащихся:
- больше занятий физкультурой - 2,
- постоянное присутствие врачей в медкабинете - 2,
- организованное питание - 2,
- все и так хорошо - 1,
- другие предложения - 3 (посадить комнатные растения, сократить уроки до 20 минут, сделать субботу днем, свободным от школьной формы).
Есть, над чем задуматься, так как видно, что в начальной школе идет явная перегрузка учащихся, кроме того, в 4-х классах мы наблюдаем более ответственное отношение к процессу обучения не только со стороны обучающихся, но и их родителей, а вот в среднем звене, наоборот.
Задача педагогического коллектива - развитие здоровьесберегающей среды в образовательном процессе с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм, правил и требований.
Рекомендации по проведению классных часов в плане валеологического образования (Приложение 3):