Социальное партнерство как важное направление образовательной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Для системы СПО в современных условиях социальное партнерство выступает средством и результатом высокого уровня его развития, показателем стабильности, гибкости и готовности своевременно реагировать на внешние изменения.

На современном этапе главной целью ФГОУ СПО “Бузулукский строительный колледж” является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие творчески активной, социально адаптированной, конкурентно способной личности, способной приспособиться к длительной профессиональной деятельности в быстро меняющимся мире.

В 2008-2009 учебном году на специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" в план работы отделения включен раздел “Социальное партнерство”. Основная задача этого раздела - найти точки пересечения деятельности всех партнеров (студента, работодателя, общества и системы профессионального образования), создать педагогические условия их обеспечения.

Главными социальными партнерами учебного заведения ФГОУ СПО “Бузулукский строительный колледж” на строительной специальности являются предприятия различных форм собственности Оренбургской области, с каждым из которых заключаются ежегодные договоры на проведение всех видов практик (практики для получения первичных профессиональных навыков, практики по профилю специальности и преддипломной практики), что свидетельствует о стабильной и планомерной работе учебного заведения. На территории учебного заведения располагается учебный полигон, оборудованный необходимым инвентарем и приспособлениями для прохождения студентами 2 курса практики для получения первичных профессиональных навыков. Ответственность за обеспечение безопасных условий труда студентов несет учебное заведение в лице руководителя практики.

По окончании практики на получение рабочей профессии все студенты проходят квалификационные испытания и сдают экзамены по одной из профессий, предусмотренных учебным планом. Студенты осваивают на строительной специальности три рабочих профессии по каменным, плотнично-столярным и штукатурным работам (каменщик, плотник, штукатур). Экзамены принимаются комиссией, в составе которой ведущий специалист строительной организации. Студентам выдается удостоверение установленного образца. Это обеспечивает качество профессиональной подготовки студентов.

Строительство современных гражданских и промышленных комплексов, применение современных строительных материалов и использование новейших строительных технологий возведения зданий требуют специалистов высокой квалификации. В связи с этим проводится совместная работа с социальными партнерами по определению основных качественных требований к выпускнику с учетом потребностей строительных предприятий. Кроме того, взаимодействие с социальными партнерами включает проведение таких мероприятий, как согласование и рецензирование учебных программ дисциплин общепрофессионального и специального циклов (заведующие кафедрами Харитонюк Г.Н. и Кабаргина С.В.), проведение тематических экскурсий на производстве (преподаватели: Максимов С.Г., Юрьева Е.В., Стаханова В.Н.); проведение конференций, мастер-классов и деловых встреч с ведущими специалистами производства (директором ООО “Стройкомплектмонтаж” Банториным В.Г., директором ООО “СМУ” Шаровым В.И., главным архитектором ООО “Маэстро” Маликовым А.В. и другими); привлечение специалистов строительных предприятий к руководству практикой, к рецензированию выпускных квалификационных работ, к участию в работе Государственной квалификационной комиссии и приеме квалификационных экзаменов по рабочим специальностям. <Приложение 1>.

Как уже было сказано, социальное партнерство направлено на реализацию требований, выдвигаемых работодателями и рынком труда к выпускнику. Особое значение имеют следующие требования:

  1. Подготовка конкурентоспособного на рынке труда и профессионально мобильного специалиста.
  2. Повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста.
  3. Формирование сознательной мотивации к труду.
  4. Выработка навыков предпринимательской и организаторской деятельности.
  5. Обеспечение компьютерной грамотности.

В рамках обеспечения компьютерной грамотности преподаватели Хоруженко Е.Ю. и Побежимова С.И. Провели обучающие занятия с преподавателями и сотрудниками учебного заведения. Преподаватель Бажуткина О.В. провела курсы по расширенному обучению программного комплекса “Гранд-Смета” (наличие сертификата); преподаватель Побежимова С.И. - комплекса “AutoCAD”.

Совершенствованию научного потенциала способствует взаимодействие преподавательского состава строительного отделения с высшим учебным заведением БГТИ (филиала) ГОУ ОГУ.

Между учебными заведениями заключен договор на 5 лет о пользовании библиотечными фондами как преподавателями, так и студентами. Преподаватели Кабаргина С.В. и Овчинникова Т.А. Работают совместителями в БГТИ (филиала) ГОУ ОГУ, проводят совместные интегральные учебные занятия и мероприятия для двух учебных заведений. Мы также привлекаем преподавателей БГТИ (филиала) ГОУ ОГУ к ведению теоретических занятий отдельных дисциплин: инженерная графика, строительные материалы и изделия, строительные конструкции, особенности технологии возведения зданий и сооружений.

В учебном заведении сформирована служба содействия трудоустройства выпускников по направлению социального партнерства.

Одним из важных условий привлечения внимания реальных партнеров может явиться эффективное использование данных о выпускниках. В колледже под руководством Жупиковой Н.В. формируется банк данных о студентах, желающих попробовать свои силы в качестве соискателя определенной вакансии на первичном или вторичном рынке занятости. Информационный обмен по вопросам занятости с соответствующими службами, собственные маркетинговые данные позволяют оперативно информировать студентов, заинтересованных в получении работы. Преподаватели колледжа, заключив с центром занятости населения г.Бузулука соглашение о совместной деятельности, могли бы оказывать образовательные услуги предприятиям (это в наших будущих планах).

Взаимодействие преподавательского коллектива учебного заведения и социальных партнеров на наш взгляд требует:

- создания базы данных социальных партнеров;

- подписания договоров по всему перечню вопросов социального партнерства;

- разработки типовых документов, включающих положения о практике студентов, о стажировке преподавателей-инженеров, согласовании учебно-методических материалов, о трудоустройстве выпускников;

- разработки совместного плана работы социального партнерства.

Социальное партнерство в рамках учебного заведения СПО:

- обеспечивает учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;

- упрощает процедуру корректировки устаревших и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;

- предоставляет более широкие возможности для организации практики студентов;

- расширяет возможности трудоустройства выпускников.

На подготовительном переходном этапе ведения образовательной деятельности к стандартам нового третьего поколения, в учебном заведении широко поставлена работа по разработке общих и профессиональных компетенций будущих выпускников, согласованных с социальными партнерами-работодателями. Социальные партнеры осознанно идут на контакт с учебным заведением, участвуют в разработке профессиональных модулей. Все это открывает для специальности 270802 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений” дополнительные возможности опережающего развития.

Подтверждением выше изложенного является: высокий уровень подготовки специалистов среднего звена (средние показатели итоговой аттестации за 3 года: 8 дипломов с отличием, качество обученности - 78%,средний балл - 4,2), востребовательность на рынке труда.

Выпускники строительного отделения отличаются профессиональной компетентностью и мобильностью, активной жизненной позицией. Выпускники отделения трудоустраиваются практически сразу после окончания учебного заведения и продолжают образование не только в Оренбургской области, но и в других городах России.

Презентация