Программа воспитательной работы "Будем знакомы…"

Разделы: Классное руководство


1. Пояснительная записка.

В настоящее время воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходят личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, которым изначально обладает каждый ребенок, формирование ключевых компетенций. Задача школы и классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ему осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.

Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии ребенка, содействие максимальному проявлению его положительных личных качеств.

Воспитательная программа “Будем знакомы...” направлена на принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе (сначала в своем классе, затем в школе), выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; формирование и развитие органов классного самоуправления, развитие классного коллектива. Как результат развития каждого ребенка можно рассматривать личное портфолио учащихся, портфолио класса.

2. Основные цели.

Создание эмоционально-привлекательной, развивающей воспитательной среды, единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

3. Задачи:

- изучение учащимися (знакомимся) нормативно-правовой базы школы;

- формирование органов самоуправления в классе и обучение организации жизнедеятельности класса;

- знакомство с историей и традициями МОУ “ОСОШ №1”;

- знакомство с учащимися (семья, увлечения, интересы);

- расширение знаний о здоровом образе жизни;

- знакомство с историей и традициями родного края (Устьянский район и Архангельская область).

4. Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов.

5. Программа будет реализована при участии педагогов, родителей, с использованием материалов краеведческого музея, школьного музея, разработок кружка краеведов.

6. Период реализации – 2 года.

7. Разделы программы:

1. Знакомство с нормативно-правовой базой МОУ “ОСОШ №1”.

Задачи:

- изучить документы, устанавливающие основные нормы школьного сообщества;

- проводить работу над тем, чтобы правовые нормы становились стилем поведения учащихся;

- формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

- работать над обеспечением единства требований к учащимся со стороны школы и семьи.

Тематика дел:

  1. “Дневник-лицо учащегося”. (Положение о дневниках).
  2. Выборы общественного совета как они проходят, роль учащихся.
  3. Устав школы - главный свод законов для учащихся, учителей, родителей.
  4. Конституция школы.
  5. Законы жизни нашего класса.
  1. Беседа, заполнение дневников в соответствии с документом.
  2. Схема самоуправления в школе, рассказ о КТД.
  3. 2 тренинговых занятия по правам и обязанностям участников образовательного процесса.
  4. Беседа на классном часе.
  5. Тренинговое занятие.

2. Самоуправление в классе.

Задачи:

- развивать коммуникативные навыки и лидерские качества, умение работать в коллективе;

- создать условия для самореализации и творческого развития школьников.

Тематика дел:

  1. Выборы актива класса. сентябрь
  2. Обозначение обязанностей. сентябрь
  3. Оформление классного уголка. сентябрь
  4. Планирование работы на месяц. ежемесячно
  5. Контроль дежурства в классе. ежедневно, староста
  6. Рейд по сохранности мебели. 1 раз в четверть
  7. Анализ участия класса в общешкольных делах. ежемесячно
  8. Проверка сохранности учебников. 1 раз в четверть
  9. Конкурс на лучший дневник. 1 раз в четверть

3. “Я и моя семья”.

Задачи:

- организовать и контролировать работу по созданию портфолио каждого учащегося;

- заинтересовать учащихся в изучении истории своей семьи;

- составить древо семьи каждого учащегося.

Тематика дел:

  1. Что такое портфолио учащихся.
  2. Оформление портфолио каждым учащимс

    я класса.

  3. “Я расскажу о себе и моей семье”.
  4. Древо моей семьи.
  1. Беседа на классном часе и родительском собрании.
  2. Творческая работа учащихся с привлечением родителей.
  3. Игра, тесты
  4. Творческая работа с привлечением родителей.

4. Знакомство с этикетом.

Задачи:

- познакомить учащихся с термином “этикет”;

- учить культуре поведения в общественных местах, умению общаться друг с другом;

- учить использовать знания этикета в формировании качеств лидера в ученическом коллективе.

Тематика дел:

  1. Из истории хороших манер.
  2. Конфликты и взаимопонимание.
  3. Дела общественные.
  4. Экскурсии в краеведческий музей.
  1. Беседа на классном часе.
  2. Беседа на классном часе.
  3. Ролевая игра.
  4. Тренинговое занятие.

5. Здоровый образ жизни.

Задачи:

- способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья;

- воспитывать полезные привычки.

Для работы по этому направлению будет использована программа “Полезные привычки”б

Тематика дел:

  1. Привычки.
  2. Курение.
  3. Алкоголь.
  4. Питание. Как правильно питаться.
  1. Беседа на классном часе
  2. Ролевая игра на втором занятии.
  3. Беседа на классном часе.
  4. Беседа, игра.

6. “Край мой родной – Устьяны”.

Задачи:

- знакомить учащихся с историей возникновения Архангельской области, Устьянского района;

- знакомить с историей родной школы в плане “Есть такая школа в Устьянском районе”;

- знакомить учащихся со знаменитыми людьми нашего района (в том числе и учителями нашей школы).

Тематика дел:

  1. Нашей школе - 55 лет.
  2. Традиции школы.
  3. “Учителями славится Россия…”.
  4. Из истории становления Устьянского района.
  5. Ими гордится…
  6. “Мы родом от…”.
  7. Когда была создана Архангельская область.
  1. Беседа на классном часе.
  2. Беседа на классном часе.
  3. Беседа, посещение школьного музея.
  4. Посещение краеведческого музея.
  5. Встречи с интересными людьми(3 встречи).
  6. Посещение экспозиции Вельского краеведческого музея.
  7. Беседа.

7. Ожидаемый результат.

По окончании работы по программе учащиеся будут знать:

- основные законодательные акты своей школы;

- из истории Устьянского района и Архангельской области;

- историю и традиции нашей школы;

- о полезных и вредных привычках.

Учащимися будет разработан Устав класса;

Будут сформированы:

- навыки основных правил поведения в классе, школе, в общественных местах;

- ценностное отношение к своей семье, к истории своей семьи;

- начальные навыки работы с портфолио.

8. Для оценки результата работы по программе предлагается смотр личных портфолио учащихся, портфолио класса.

9. Литература.

  1. А.Ланская. “Книга психологических тестов”. М.: “Мир книги”. 2004 год.
  2. И.М. Лом. “Правила хорошего тона” Смоленск. “Арнель”. 1993 год.
  3. М.В. Максимовский. “Этикет делового человека”. М.: “Дидакт” 1994 год.
  4. Комплект материалов “Полезные привычки”.
  5. Устав МОУ “ОСОШ №1”.
  6. Конституция школы.
  7. Школьное положение о дневниках.