Рис.1
Цели и задачи:
1. Учить детей создавать объемные композиции из конфетных фантиков в технике модульного оригами.
2. Формировать стремление сделать-смастерить своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой.
3. Прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами.
4. Развивать у детей художественный вкус, творческое воображение, образное мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.
7. Воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.
Методы и приемы:
Показ образца, рассматривание и последовательное обследование образца.
Объяснение, частичный показ способов выполнения работы, указания, напоминания, поощрения.
Помощь, анализ, оценка, беседа.
Материал: фантики из под конфет, журналы, клей ПВА, стержни для клеевого пистолета, подвижные глазки, гофрированная бумага белая, цветные нитки.
Инструменты: ножницы, клеевой пистолет, линейка, простой карандаш, стирательная резинка, резак.
Рис.2
"История возникновения модульного оригами".
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику “оригами”.
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги — кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе “пилотку” из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу “оригами”.
Оригами – традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами. Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги “Алиса в стране Чудес” и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье “Что такое искусство” случай, когда его научили “делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями”. Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством “оригами”. Диаграмм для китайского модульного оригами мало – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.
Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!”.
Рис. 3 Лебедь
Рис. 4 Матрешка
Схема изготовления матрешки (рис. 4). Приложение
Для изготовления модуля необходимы квадраты размером 7 x 7 см. 60 шт.
Каждый квадрат согнуть и разрезать пополам.
Из прямоугольника изготовить 120 модулей (см. схему 1) .
Конструирование куклы начинаем с основания 20 модулей попарно соединенный между собой (см. схему 2) - это первый ряд.
Второй ряд: в шахматном порядке вставляем сверху 20 модулей, скрепляя модули дна между собой по кругу.
Итак, необходимо вставить по кругу 7 рядов по 20 модулей, формируя туловище куклы в форме шарика, постепенно наклоняя модули к середине (см. схему 2).
Для головы куклы нам понадобятся мягкие салфетки 10 штук.
Из 9 салфеток надо сформировать шарик, смяв их руками.
Сформированный шарик положить на середину десятой салфетки и завязать по кругу (см. схему. 3).
Волосы куклы делаем из гофрированной бумаги коричневого цвета, надрезав её на тоненькие полоски не до конца (см. схему 3). Приклеиваем их по кругу головы, закрутив их ножницами. Косынку треугольной формы, приклеиваем сверху.
Затем приклеиваем руки (модуль “косудамы”).