Работа с кадрами как функция управления учреждением

Разделы: Администрирование школы


МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 20 “Аленький цветочек” расположен в центральной части города, в Волжском районе г.Саратова, недалеко от парка “Липки”. Нахождение в исторической зоне города способствует установлению в учреждении определенного уклада жизни, формированию традиций, созданию условий для развития учреждения в целом. Определяющую роль в этом играют педагогические кадры детского сада.

Анализ качественного состава пед.кадров за последние 2 года показывает, что в детском саду работают воспитатели 3-х возрастных групп: треть из них в возрасте до 30 лет, треть – от 30 до 40 лет и треть – старше 40 лет. При этом педагогов пенсионного возраста нет.

В 2009-2010 уч.г. по сравнению с прошлым учебным годом на 16,7% сократилось количество педагогов, имеющих стаж работы до 3-х лет, при этом в 2 раза снизилось количество молодых специалистов, т.к. их стаж стал более 3-х лет. На 11,1% увеличилось число педагогов, имеющих стаж работы от 3 до 10 лет, количество педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет осталось неизменным, а вот педагогов со стажем работы более 20 лет стало на 5,5% больше.

В 2008-2009 уч.году 5 педагогов подтвердили высшую квалификационную категорию, а в 2009-2010 уч.г. – 4 педагога аттестованы на 2 квалификационную категорию (причем двое из них молодые специалисты) и 2 педагога аттестованы на первую квалификационную категорию. На сегодняшний день в ДОУ все педагоги, поступившие на работу в наше учреждение, аттестованы на различные категории.

Не последнюю роль в качестве оказания услуг имеет образование педагогов. 61% воспитателей ДОУ имеет высшее образование, 39% - среднее специальное. Обучаются в педагогическом институте СГУ 4 педагога.

За последние 2 года в детский сад поступило на работу 7 педагогов, из них 2 – уволились. Оба – молодые специалисты.

Сохранение и укрепление кадрового потенциала учреждения одна из основных задач в управлении ДОУ. Для ее решения в нашем центре осуществляется система мер организационно-методического порядка, морального и материального поощрения.

В первую очередь мы способствуем повышению статуса и престижа профессии педагога. Так, старшим воспитателем оказывается всесторонняя методическая помощь воспитателям в освоении и реализации практических приемов работы с дошкольниками. В особой заботе и внимании нуждаются молодые воспитатели, постигающие азы профессии и педагоги, не имеющие специального дошкольного образования. В ДОУ работает “Школа молодого педагога”, составлен план работы, который помимо консультаций, анкетирования, контроля и собеседований включает в себя практикумы, семинары, мастер-классы опытных педагогов, коллективные просмотры занятий и различных мероприятий.

Формирование интереса к профессии необходимо не только молодым воспитателям. С этой целью в нашем центре стали традиционными конкурсы и выставки различной тематики с последующим награждением или поощрением победителей. Это конкурсы поделок из разнообразных материалов или по определенным темам, методические конкурсы проектов, мультимедийных презентаций, чтецов, конкурсы элементов развивающей среды и профессионального мастерства. Такие мероприятия позволяют воспитателям глубже проникнуть в тонкости профессии и добиться определенных успехов, поднять свой престиж и повысить чувство собственного достоинства.

Удовлетворению профессионального интереса способствуют посещение методических мероприятий района и города и проведение на базе детского сада тематических семинаров. Наши воспитатели принимают активное участие в методической жизни района. За последние 2 года на базе ДОУ прошли 5 районных семинаров, на них представили свой практический опыт 9 педагогов.

Одним из компонентов профессии является повышение квалификации. Воспитатели детского сада помимо обучения в ВУЗе, планового посещения курсов повышения квалификации, имеют возможность обучаться на проблемных курсах, в т.ч. платных, за счет средств благотворительной организации. Так, в 2009-2010 уч.г. 3 воспитателя обучались в Педагогическом университете “Первое сентября” в г.Москве по заочной форме.

Несомненно, сохранению педагогов в профессии способствует аттестация. Оказание методической поддержки воспитателям при подготовке и проведении аттестации – одно из направлений кадровой политики администрации ДОУ. Каждый педагог работает над определенной темой самообразования и имеет возможность представлять свой опыт работы на педагогических советах, семинарах, методических выставках, развивая тем самым свои профессиональные способности.

Одной из форм профессионального поощрения педагогов является заслуженное представление их к награждению грамотами и почетными знаками. В ДОУ работают: 1 человек - “Заслуженный учитель РФ”, 4 педагога награждены знаками “Почетный работник общего образования РФ” и “Отличник народного просвещения”, 3 человека – Грамотой Министерства образования РФ. Многие педагоги награждены почетными грамотами муниципального и регионального, федерального уровней, в т.ч. Центрального совета Педагогического общества России.

Для сохранения и укрепления кадров в учреждении администрацией ДОУ широко используется и система материального стимулирования. Так, все сотрудники получают 20% надбавку за работу в детском саду 1 категории, 15% к заработной плате получают молодые специалисты. Педагоги, имеющие звания и награды также имеют надбавку к заработной плате в соответствии с законодательством. С 1 января 2009г. педагоги получают стимулирующую часть к заработной плате в соответствии со своим вкладом и результативностью работы по портфолио. У воспитателей появилась прямая заинтересованность в повышении качество воспитательно-образовательного процесса, в достижении высоких показателей, активном участии в методической работе ДОУ и района.

Не последнюю роль в материальном стимулировании кадров занимает общественная благотворительная организация, созданная в ДОУ по инициативе родителей в 2001 г. В уставных задачах организации предусмотрены средства на поощрение педагогов по результатам их труда, за победы в конкурсах и высокие показатели в работе. Кроме того, сотрудники получают небольшую прибавку к заработной плате к ежегодному отпуску или в связи с юбилейными датами и событиями.

Огромную роль в развитии кадровой политики учреждения играет профсоюзная организация. Именно благодаря ей, в ДОУ сложились традиции, которые сплачивают коллектив детского сада. Это конкурсы среди сотрудников “Веселые старты”, “Угадай мелодию”, “А ну-ка, девушки” и т.д., коллективные выезды на природу, посещения художественного музея им. А.Н. Радищева и музея краеведения вместе с членами семей в выходные дни за счет средств благотворительной организации, веселые поздравления с днями рождений и подготовка концертных программ к юбилейным датам.

Вся эта огромная работа приносит свои результаты. За последние 2 года наше учреждение стало лауреатом областного конкурса “Детский сад 2008 года”, детский сад занесен в Национальный реестр “Ведущие образовательные учреждения России” 2009 года. Только за 2009 и 2010 года педагоги стали победителями и лауреатами 18 различных конкурсов в т.ч.получили серебряную медаль во Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения “Росточек: мир спасут дети” в г.Новосибирске, в котором приняло участие 8 педагогов. Кроме того, воспитатели центра имеют печатные работы, опубликованные в различных изданиях регионального и федерального уровня, фотографии двух педагогов занесены на Районную Доску почета.

Однако, проблемы по комплектованию кадров остаются. В первую очередь это низкая заработная плата, на которую молодому воспитателю невозможно обеспечить себя. Большинство молодежи из сельской местности и после окончания учебного заведения проживает на съемных квартирах. К сожалению, практическая и теоретическая подготовка специалистов в учебном заведении не всегда соответствует требованиям времени и конкретного учреждения, в связи с этим педагогам приходится очень не просто адаптироваться к самостоятельной работе. Большие нагрузки и переуплотненность групп детьми также порой становятся непосильной ношей для молодого педагога.

Несмотря на существующие проблемы, мы продолжаем работу по воспитанию педагогических кадров в соответствии со своим статусом, что позволяет учреждению пользоваться большой популярностью среди родителей.