Интегрированный урок (коррекция письменной речи + ознакомление с окружающим) "Слого-звуковой состав слова"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Возраст детей: 2-й класс

Тема: Слого-звуковой состав слова

Цель: Коррекция письменной речи, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза.

Коррекционные задачи:

  • Учить детей делить слова на слоги (развитие языкового анализа синтеза).
  • Выделять последовательно звуки в словах.
  • Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  • Закрепить в речи простые и сложные предлоги.
  • Знакомить со словами разной слоговой структуры, с опорой на слогообразующую роль гласных.
  • Учить соотносить слово с графическим его изображением.
  • Познакомить детей с методом целостного образного запоминания написания словарных слов.

Образовательные задачи:

  • Закреплять знания о зиме, отметить характерные особенности этого времени года.
  • Расширять словарь по теме "Дикие животные", "Зимующие птицы".
  • Обобщить и расширить представления детей о разнообразии птиц и об общих признаках.

Развивающие задачи:

  • Развивать творческое воображение и творческую активность детей, речь детей, умение аргументировать свои ответы.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Учить составлять рассказа "Зима", с использованием технологии наглядного моделирования.
  • Систематизировать знания детей о зимовке диких животных.
  • Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими в живой и неживой природе зимой.
  • Получить представления о том, какие изменения происходят в жизни животных (где зимую, чем питаются, делают ли запасы на зиму).
  • Расширить представления о перелетных птицах.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь и интерес к живой природе.
  • Учить ценить и беречь природу.
  • Воспитывать уважительное отношение к ответам других детей.

Оборудование: набор материала по наглядному моделированию, соответствующей лексической теме "Зимующие птицы", дидактический материал (КОРМУШКА, ПТИЧКА) на каждого ребенка, слайды по теме "Зима. Поведение животных зимой", ручки, тетради, цветные карандаши, ребус, головоломки, ИКТ.

Ход занятия

I. Этап. Организационный. Создание положительного настроя на занятие.

1. Артикуляционная гимнастика (презентация логопедической гимнастики).

"Съешь воображаемое яблоко"

Представь, что в вашей руке большое и сочное яблоко. Постарайтесь откусить от него как можно больше. Рот раскрывается широко, нижняя челюсть опускается, язык лежит на дне ротовой полости, губы мягкие, пассивные. Теперь можно и "пожевать".

"Шкатулка"

Просвет между нижними и верхними зубами не более 1-2 миллиметров. Нижняя челюсть выдвигается медленно вперед. Достигнув возможного переднего положения, возвращается в исходное положение. Повторите 4-5 раз.

"Неожиданное известие"

Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскрой глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки.

2. Развитие общей моторики

"Марионетки"

Марионетка - это деревянная кукла на ниточках. Представьте, что вы такая кукла. К голове, рукам и ногам у вас привязаны шелковые нити, которые заставляют вас выполнять то или иное движение руками, ногами и головой. Ваши мышцы то напрягаются (ниточки натягиваются), то полностью расслсбляются.

3. Развитие просодической стороны речи

"Песенка гласных"

  • Песенка гласных музыкой льется А-А-А,
  • Может заплакать и застонать О-О-Ы-Ы,
  • Может качать в колыбельке Аленку А-А-А
  • Могут взлететь высоко в высоту А-О-И-У.

II. Мобилизирующий этап. Эскалация эмоционального включения.

Педагог:

- О каком времени года мы разговаривали на занятии по развитию речи?

Дети:

- О зиме.

Педагог:

- Как меняется природа зимой?

Дети:

- Мы узнали, как природа готовится к зиме, как снежинки, кружась в танце, падают и покрывают деревья белой, пушистой шубой. Как снег искрится на солнце. А морозный день он скрипит от малейшего к нему прикосновения.

Педагог:

- Посмотрим на слайд, на котором изображен пейзаж зимы (слайд №1).

- Но, что это? (Элемент неожиданности). Проказы Зимушки? Посмотрите, она заколдовала снежинки, и превратила их в головоломки. Как же нам их разгадать?

Дети:

- Суровая Зима спрятала слова в снежинках. Их просто нужно расколдовать.

Педагог:

- Каким образом?

Дети:

- Увидеть спрятанные слова в снежинках.

Педагог:

- Отлично! Оказывается, в этих словах были зашифрованы названия животных.

- Что мы сделали, чтобы решить головоломки?

Дети определяют, для того, чтобы решить головоломки им понадобилось внимательно среди "заколдованных" слов, увидеть целые слова - названия животных.

1. Составление рассказа

Педагог:

- Что вы можете рассказать о поведении диких животных зимой. Какие запасы делают они, какие изменения происходят с ними?

Дети составляют примерный рассказ по картинному плану с использованием информационных технологий (моделирование презентация). Для развития творческих способностей рекомендуется составление рассказа проводить следующим образом. Дети выбирают себе персонажей, воображая себя ими, рассказывая от себя. Например, ребенок представил себя Зимой, и составляет рассказ, тем самым развивается творческие способности детей.

Первый ребенок Зима (слайд №2).:

- Наконец-то и мое вступило время Нрав у меня суровый, что не по мне нахмурю брови и холодом вдохну. Приберу свои владения, наведу чистоту, покрою все белоснежным ковром, деревья одену в шубы серебристые из инея, мороз поставлю на стаж моего покоя".

Второй ребенок Медведь (слайд №3"):

"Я медведь и чтобы лишний раз не попадаться Зиме на глаза меня в лесу не видно, сплю в берлоге. Там тепло и уютно, а толстый слой жира и лохматый мех не даст замерзнуть мне".

Третий ребенок Белка (слайд №4"):

"Я проворная белка сижу в своем теплом и сухом в дупле, грызу орешки да грибы. Буду прыгать с ветки на ветку и помогает мне мой хвост он словно руль управляет моим полетом. Зимой он заменяет мне теплое одеяльце, а летом с вой хвостик поднимаю над головой и служит мне чем-то вроде зонтика от солнца.

Четвертый ребенок Волк (слайд №5):

"В лесу тишина. Только где-то далеко я, голодный волк. Рыщу, ищу себе добычу. Эх, ну хоть что-нибудь попалось, а то уж совсем голодно, и от холода зуб на зуб не попадает"

Пятый ребенок Лиса (слайд №6):

"Я хитрая лиса не сижу на месте, ищу, высматриваю, где бы зайчатинки отведать .

Шестой ребенок Заяц (слайд №7):

"Тяжелее всем в лесу приходится мне зайчонку. Прячусь я от волка и от лисы за березами, да и грызу всю зиму кору деревьев. Одно спасает меня, поменял я шубку серую на шубку белую, чтобы незаметен был"

Педагог:

- Скажите, неужели в лесах живут только животные?

Дети:

- Нет, в лесах живет большое количество разных птиц, и некоторые из них покидают родные края, улетая на юг.

Педагог:

- Совершенно, верно. В лесах обитают и птицы.

- Послушайте стихотворения, и вы узнаете, почему так нелегко приходится птицам зимой (слайд № 8).

Воробей

Чуть живой не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит телегу с поклажей, из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.

2. Подведение к теме занятия

Педагог:

- О каких птицах шла речь в стихотворении? Почему им так трудно приходится зимой?

Дети:

- О вороне, о воробье.

Педагог:

- А что происходит с птицами зимой? Как можно помочь птицам зимой?

Раздается раздаточный материал на каждого ребенка веточку, кормушку и птицу. Дети самостоятельно демонстрируют действия с птицами, комментируя свои действия.

Дети:

- Мы помогаем птицам зимой, чтобы они не голодали. Мы смастерим кормушки, повесим их на ветку дерева. Насыпаем корм, а птички прилетят, сядут в кормушку, склюют зернышки и улетят.

Педагог:

- А какую помощь оказывают нам птицы?

Дети:

- Они поедают вредных насекомых! И, конечно, мы ими любуемся, они радуют нас своей красотой и прекрасным пением .

III. Основная часть. Разрешение игровой ситуации - как самостоятельное открытие знаний детьми, подведение к цели занятия, с обязательной постановкой проблемы

Показ (слайд № 9) ребус с изображением совы, рогов, кабана.

Педагог:

- Взгляните на этот ребус. Здесь зашифровано слово. Как можно его разгадать?

Дети:

- Надо назвать картинки.

Педагог:

- Мы можем отгадать его, если вспомните, из чего состоит слово?

Дети:

- Из слогов. Значит надо разделить слова на слоги, определить их количество.

Педагог:

- Почему столько слогов в слове?

Дети:

- Потому что количество слогов зависит от количества гласных в слове.

Педагог:

- Так как же деление слогов поможет решить нам ребус?

Дети:

- Можно составить слово из первых слогов этих слов.

Педагог:

- Какое слово у вас получилась?

Дети:

- СОРОКА.

Педагог:

- Какие знания вам понадобились, чтобы решить ребус?

Дети:

- Мы умеем делить слова на слоги. Знаем, как определить количество гласных в слове. Собирали слово из первых слогов данных изображений.

Педагог:

- Какой можно сделать вывод? Что помогло вам сделать это задание? А где еще можно применить эти знания?

Дети:

- При переносе слов. Умение делить слова на слоги не даст нам пропустить гласные в словах.

Дети приходят к выводу, что умение делить слова на слоги позволило им собрать новое слово. Самостоятельно формулируют тему урока "Слого-звуковой состав слова"

2. Работа со слогами

Педагог:

- Да, ребята, есть птицы, которые улетают в теплые края, но есть, которые остаются с нами на всю зиму - зимовать (слайд №10)

Это все проказы Старухи-Зимы, она заморозила слова, и те превратились в ледышки, а Разбойник-Ветер разбил их на осколки.

Собери названия птиц по осколочкам разбитых слов, и ты узнаешь, какие птицы не улетают в теплые края, запиши их в тетради, обозначь гласные

- Молодцы, мы преодолели препятствие суровой Зимушки.

- Рассмотрите их (слайд №11), что общего у этих птиц: у них есть клюв, лапки, хвост, крылья, перышки.

- Составь фразы типа: У ПТИЦЫ ЕСТЬ КЛЮВ, ЛАПЫ, ХВОСТ, ПЕРЬЯ и запиши их в тетрадь, подели каждое слово на слоги, обозначь гласные.

- Чем отличаются птицы друг от друга?

Дети:

- Оперением, размерами, средой обитания.

3. " Гимнастика для ума", направленная на развитие логического мышления, внимания.

Показать (слайд №12) схему птицы, задать вопрос "Без чего не может птицы?"

Показать (слайд №13)

Ворона больше синицы. Кто меньше? Кто больше?

Чего больше, птиц или крыльев?

Чего больше лап или крыльев?

IV. Динамическая пауза "Снегири"

Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распустили перышки, греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели! Улетели!
За метелью! За метелью!
(Хлопки ладошами)
(Наклоны головы в стороны)
(Частое потряхивание руками)
(Повороты головой)
("Разгонять" птиц руками)

V. Этап. Развитие слогового анализа и синтеза на уровне предложений

Педагог:

- Составьте предложения по сюжетной картинке (слайд №14) "Столовая для птиц", используя опорные слова ЗЯБКО, ХОЛОДНО, НЕЛЕГКО, СУРОВАЯ, ЗИМУЮТ, КОРМУШКА.

Первый ученик: составляет и записывает в тетрадь предложение со словом СУРОВАЯ.

Педагог:

- А все ли птицы улетают на юг?

Дети:

- Нет, некоторые их них остаются с нами на всю зиму.

Педагог:

- Совершенно верно, не все птицы улетают, а с нами остаются ЧТО ДЕЛАТЬ?

Дети:

- Зимовать.

Педагог:

Второй ученик: составляет и записывает предложение со словами ЗИМУЮТ, ЗИМОВАТЬ.

Педагог:

Третий ученик: составляет и записывает в тетрадь предложение со словом ХОЛОДНАЯ.

Четвертый ученик: со словом НЕЛЕГКО.

Педагог:

- Как приходится птицам зимой?

Дети:

- Они зябнут от холода.

Педагог:

Пятый ученик: составляет и записывает предложение со словом ЗЯБКО.

Педагог:

- Посмотрите на следующий слайд (слайд №15), кто приходит на помощь птицам? Составьте предложения и запишите их, не забывая при этом, что все слова в предложении мы делим на слоги.

Дети записывают предложения в тетрадке, разделив каждое слово на слоги, обозначая гласные звуки красным цветом. После чего читают по цепочке получившейся рассказ.

Педагог:

- Что вы прочитали?

Дети:

- Рассказ.

Педагог:

- Докажите, почему вы считаете что это рассказ.

Дети:

- Это рассказ, потому что он состоит их предложений.

Педагог:

- Я могу назвать несколько разных предложений, и это можно будет назвать рассказом?

Дети:

- Нет, потому что предложения в вашем рассказе не были связаны по смыслу. А в нашем рассказе все предложения связаны в единую цепочку и повествует о том, как приходится птицам зимой, и что на помощь к ним придем мы дети.

Дети и приходят к выводу, что они самостоятельно составили рассказ.

VI. Этап. Закрепление знаний в слогом анализе и синтезе

Педагог:

- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Настало время возвращаться домой, но чтобы сохранить хорошие воспоминания, давайте еще раз повторим названия птиц, которые остаются с нами на зимовку (слайд №16)

- Нет, что это? Старуха-Зима грозится нам и не желает останавливаться в своих проказах. Она превратила слова в какие-то непонятные надписи.

- Что делать?

Дети:

- Надо подобрать схемы к названиям птиц и записать их по слогам.

- Например:

ВОРОНА

_ О_О_А

Метод целостного образного запоминания словарных слов СОРОКА, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ используется следующими образом. Дается картинка с изображением птицы и ребенок дорисовывает ей, например, два овальных зернышка в лапках. Слово ВОРОНА - можно представить ворону, летящую с двумя зернышками в лапах. Эти зерна похожи на букву О, тем самым запечатлено слово-образ, которое легко запоминается.

VII. Этап рефлексии, обобщение полученных знаний.

Дети фиксируют в речи:

- Какие уже имеющиеся знания тебе понадобились на занятии?

- Какие формы работы ты использовал на занятии (читал, писал, слушал учителя)?

- Чему учились на занятии? С помощью чего добились успеха?

- Какие знания, полученные на занятии, тебе пригодятся в будущем?

Дети фиксируют в эмоциях:

- Где во время занятия, ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получилось хорошо? (дети выбирают смайлики).

- Какое из заданий вызвало у тебя больший интерес?

- Какое задание вам понравилось больше всего на занятии?

Педагог: - А я бы хотела, чтобы вы послушали совет Мудрой совы (слайд №17)