Тип урока: интегрированный.
Форма урока: лабораторное занятие.
Цели урока:
- Обучающие:
- Показать особенности политического развития и социальной структуры российского общества начала ХХ века, показать историческую необходимость их реформирования и эволюции.
- Развивающие:
- Развитие умений комплексного поиска и анализа исторической информации в источниках разного типа;
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов;
- Формирование умений причинно-следственного анализа, систематизации информации и выявления общих закономерностей;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Воспитывающие
- Анализ и соотнесения целей и средств их достижения.
- Лекция.
- Критический анализ текста.
- Анализ статистических данных.
- Учебник Загладина Н. В., Козленко С. И. История России XX – XXI век.
- Раздаточный материал (на каждую парту).
- Система государственного управления в России в начале ХХ века. Особенности политического развития.
- Структура российского общества.
- Основные вопросы внутренней политики.
Методы и приемы:
Методическое сопровождение урока.
План урока
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный | Здравствуйте. Сегодня мы рассмотрим тему “Политическая система и российское общество в начале XX века” Определение цели урока: Выявить причины и необходимость проведения реформы политической системы. Определить закономерность направления развития системы государственного управления. |
|
2.Изучение нового материала | 1. Система государственного управления в России в начале ХХ века. Особенности политического развития Система российской государственной власти в начале ХХ века выглядела следующим образом. . Органы государственного управления в начале ХХ века 1. Государственный совет как высшее законосовещательное учреждение интенсифицировал свои функции. Госсовет рассмотрел не только проекты реформ, но и массу различных узаконений, а также дела, связанные с организацией и статусом капиталистического предпринимательства и собственности, акционерных обществ, компаний, банков, новых социальных слоев, буржуазного, фабричного законодательства. В его ведении находились вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения существовавших законов и принятия новых. Он рассматривал общие распоряжения к исполнению законов, с 1862г. — государственную роспись доходов и расходов, с 1894 г. — годовые отчеты Государственного банка. 2. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия занималась подготовкой личных бумаг императора, осуществляла контроль за деятельностью местных властей, печатью, образованием. Занималась перемещением и назначением на государственную службу чиновников. 3. Комитет министров имел характер высшего административного учреждения, рассматривал проекты наиболее важных законов. Иногда император мог проводить свои предложения через Совет министров в обход Государственного совета. При этом Совет министров не мог координировать совместную деятельность министерств – каждое из них работало обособленно. Наиболее влиятельным считалось министерство внутренних дел. Особенностью российской системы можно считать отсутствие должности премьер-министра. Это объяснялось нежеланием императоров видеть рядом человека, наделенного слишком большим объемом власти. 4. Правительствующий Сенат издавал, рассылал во все высшие, центральные, местные учреждения новые законы, несколько раз в неделю с 1863 г. публиковал брошюры “Собрание узаконений и распоряжений”, продолжал толковать законы, защищал права учреждений, сословий, лиц в случае их нарушения. На правах высшей кассационной инстанции Сенат стал рассматривать жалобы и протесты на решения местных судов, отменять их в случае обнаруженных нарушений судопроизводства, передавать дела на пересмотр в другие судебные органы. 5. Святейший Синод осуществлял высшее государственное управление церковью. Через него осуществлялось идеологическое влияние монархии на все слои ощ9ества, а также на сферу образования. Таким образом, унаследовавший в 1894 г. российскую корону Николай II, оказавшийся последним царствующим представителем династической немецкой линии, не оправдал надежд на поворот в сторону реформ, проявил такой же консерватизм, как его отец, был уверен в незыблемости и вечности самодержавного управления, назвал себя “хозяином земли русской” во время переписи населения, опирался на вооруженную силу, чиновничество, объявил “бессмысленными мечтаниями” конституционные надежды, стремился укрепить самодержавно-полицейскую систему управления. В конце XIX в. управление Российской империей представляло собой огромную государственную, сословную иерархизировапную бюрократическую пирамиду с императором на вершине, самый многочисленный в мире административный аппарат (более 450 тыс. чиновников), жесткую и централизованную вертикаль исполнительных органов, подконтрольные и ограниченные элементы многосословного земского и городского общественного у правления. |
Записать в тетрадь в виде таблице основные органы гос. управления, выделить их функции |
2. Структура российского общества. Для того, чтобы определить структуру, я предлагаю вам проанализировать результаты переписи 1897 года. Ваша задача выявить основные социальные и группы и определить, какие направления внутренней политики государства должны были осуществляться |
Анализ статистических данных (работа с таблицами), ответы на поставленные вопросы |
|
Вывод: Российское правительство не учитывало интересы самой многочисленной социальной группы (крестьянства) и не принимало во внимание так называемый “рабочий вопрос”. Что входит в понятие “рабочий вопрос”? Нерешенность насущных вопросов привела к массовым выступления рабочих. Но нежелание правительства решать уже имеющиеся вопросы, привело к тому, что требования рабочих сильно изменились. Ваша задача на основе текста документа, определить характер требований рабочих, а также последствия, к которым эти выступления привели. Вывод: нерешенность вопросов социального характера привели к изменению требований, выдвигаемых рабочими, и в конечном счете, к революционным событиям 1905 – 1907 гг. |
Анализ тестов документов |