Урок истории "Политическая система и российское общество в начале ХХ в."

Разделы: История и обществознание


Тип урока: интегрированный.

Форма урока: лабораторное занятие.

Цели урока:

  1. Обучающие:
    • Показать особенности политического развития и социальной структуры российского общества начала ХХ века, показать историческую необходимость их реформирования и эволюции.
  2. Развивающие:
    • Развитие умений комплексного поиска и анализа исторической информации в источниках разного типа;
    • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов;
    • Формирование умений причинно-следственного анализа, систематизации информации и выявления общих закономерностей;
    • Развитие коммуникативных навыков.
  3. Воспитывающие
    • Анализ и соотнесения целей и средств их достижения.

    Методы и приемы:

    • Лекция.
    • Критический анализ текста.
    • Анализ статистических данных.

    Методическое сопровождение урока.

    • Учебник Загладина Н. В., Козленко С. И. История России XX – XXI век.
    • Раздаточный материал (на каждую парту).

    План урока

    1. Система государственного управления в России в начале ХХ века. Особенности политического развития.
    2. Структура российского общества.
    3. Основные вопросы внутренней политики.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный

Здравствуйте. Сегодня мы рассмотрим тему “Политическая система и российское общество в начале XX века”

Определение цели урока:

Выявить причины и необходимость проведения реформы политической системы. Определить закономерность направления развития системы государственного управления.

 
2.Изучение нового материала

1. Система государственного управления в России в начале ХХ века. Особенности политического развития

Система российской государственной власти в начале ХХ века выглядела следующим образом.

. Органы государственного управления в начале ХХ века

1. Государственный совет как высшее законосовещательное учреждение интенсифицировал свои функции. Госсовет рассмотрел не только проекты реформ, но и массу различных узаконений, а также дела, связанные с организацией и статусом капиталистического предпринимательства и собственности, акционерных обществ, компаний, банков, новых социальных слоев, буржуазного, фабричного законодательства. В его ведении находились вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения существовавших законов и принятия новых. Он рассматривал общие распоряжения к исполнению законов, с 1862г. — государственную роспись доходов и расходов, с 1894 г. — годовые отчеты Государственного банка.

2. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия занималась подготовкой личных бумаг императора, осуществляла контроль за деятельностью местных властей, печатью, образованием. Занималась перемещением и назначением на государственную службу чиновников.

3. Комитет министров имел характер высшего административного учреждения, рассматривал проекты наиболее важных законов. Иногда император мог проводить свои предложения через Совет министров в обход Государственного совета. При этом Совет министров не мог координировать совместную деятельность министерств – каждое из них работало обособленно. Наиболее влиятельным считалось министерство внутренних дел. Особенностью российской системы можно считать отсутствие должности премьер-министра. Это объяснялось нежеланием императоров видеть рядом человека, наделенного слишком большим объемом власти.

4. Правительствующий Сенат издавал, рассылал во все высшие, центральные, местные учреждения новые законы, несколько раз в неделю с 1863 г. публиковал брошюры “Собрание узаконений и распоряжений”, продолжал толковать законы, защищал права учреждений, сословий, лиц в случае их нарушения. На правах высшей кассационной инстанции Сенат стал рассматривать жалобы и протесты на решения местных судов, отменять их в случае обнаруженных нарушений судопроизводства, передавать дела на пересмотр в другие судебные органы.

5. Святейший Синод осуществлял высшее государственное управление церковью. Через него осуществлялось идеологическое влияние монархии на все слои ощ9ества, а также на сферу образования.

Таким образом, унаследовавший в 1894 г. российскую корону Николай II, оказавшийся последним царствующим представителем династической немецкой линии, не оправдал надежд на поворот в сторону реформ, проявил такой же консерватизм, как его отец, был уверен в незыблемости и вечности самодержавного управления, назвал себя “хозяином земли русской” во время переписи населения, опирался на вооруженную силу, чиновничество, объявил “бессмысленными мечтаниями” конституционные надежды, стремился укрепить самодержавно-полицейскую систему управления. В конце XIX в. управление Российской империей представляло собой огромную государственную, сословную иерархизировапную бюрократическую пирамиду с императором на вершине, самый многочисленный в мире административный аппарат (более 450 тыс. чиновников), жесткую и централизованную вертикаль исполнительных органов, подконтрольные и ограниченные элементы многосословного земского и городского общественного у правления.

Записать в тетрадь в виде таблице основные органы гос. управления, выделить их функции

 

2. Структура российского общества.

Для того, чтобы определить структуру, я предлагаю вам проанализировать результаты переписи 1897 года. Ваша задача выявить основные социальные и группы и определить, какие направления внутренней политики государства должны были осуществляться

Анализ статистических данных (работа с таблицами), ответы на поставленные вопросы

 

Вывод: Российское правительство не учитывало интересы самой многочисленной социальной группы (крестьянства) и не принимало во внимание так называемый “рабочий вопрос”. Что входит в понятие “рабочий вопрос”?

Нерешенность насущных вопросов привела к массовым выступления рабочих. Но нежелание правительства решать уже имеющиеся вопросы, привело к тому, что требования рабочих сильно изменились. Ваша задача на основе текста документа, определить характер требований рабочих, а также последствия, к которым эти выступления привели.

Вывод: нерешенность вопросов социального характера привели к изменению требований, выдвигаемых рабочими, и в конечном счете, к революционным событиям 1905 – 1907 гг.

Анализ тестов документов

Приложения