Дидактическая цель урока: на примере круговорота углерода в природе рассмотреть генетическую связь органических и неорганических соединений, влияние соединений углерода на живые организмы и состояние окружающей среды, проследить экологические последствия нарушения природного равновесия.
Задачи урока:
Развивающие:
- Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
- Продолжать развитие целостного восприятие окружающего мира
- Сформировать креативный подход к исследовательской деятельности учащихся, умение работать с информацию и делать выводы.
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся о химических свойствах и биологическом значении соединений углерода на примере оксидов.
- Проанализировать и систематизировать знания о круговороте углерода в природе и последствия его антропогенного нарушения.
- Сформировать понятие “Парниковый эффект”. Помочь выявить причины последствий “Парникового эффекта”
Воспитательные:
- Продолжать формирование у учащихся навыков к составлению презентации.
- Создать психологическую обстановку при работе в группах
- На основании своих поступков и действий воспитывать ответственное отношение к окружающему миру
Применяемые элементы педагогических технологий:
- Технология индивидуально-ориентированного способа обучения (ИОСО).
- Технология критического мышления.
- Проектная технология.
- Информационная технология.
- Кейс-технология.
- Задачи-дилеммы.
Методы обучения:
По источнику знаний:
- наглядный,
- практический,
- интерактивный.
По характеру деятельности учащихся:
- проблемно-поисковый,
- метод проектов,
- решение конкретных задач,
- ситуационное моделирование,
- анализ,
- диспут,
- выдвижение гипотезы,
- работа с КИМами,
- работа с кейс-пакетами,
- составление презентаций,
- мозговой штурм,
- метод самоанализа и коллективного творчества.
По характеру деятельности учителя:
- мотивация – актуализация опорных знаний,
- формирование проблемы,
- моделирование поставленной ситуаций,
- эвристическая беседа,
- метод в основе которого лежит принцип обратной связи,
- метод в основе которого лежит принцип открытости, консультации, контроль усвоения знаний и формирования умений.
Результаты, к которым стремится учитель:
- повышение уровня активности школьников и качества знаний;
- интеграция между предметами различных образовательных областей;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности,
- критического мышления,
- навыков работы в группе,
- умения проводить исследование, приобретать и анализировать знания из различных источников информации,
- систематически и чётко излагать свои мысли, сформулировать проблему и наметить пути ее решения.
Оснащение урока:
- Мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки, презентации.
- Учебник И.Н. Пономаревой. Профильный уровень.10 класс.
- Задания к составлению схемы круговорота углерода в природе.
- Листы бумаги форматом А4, тетрадные листы, классные тетради.
- Карточки с тестовыми заданиями, схемы.
- Раздаточный материал ЕГЭ.
- Кейс-пакеты
- Модель-аппликация «Биогенный круговорот углерода в природе».
- Таблица «Круговорот углерода».
Ход урока
I. Урок.
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я предлагаю вам начать со слов В.И. Вернадского, основоположника учения о биосфере: «В этом мире случайностей не бывает. На все есть причина, всему есть следствие. Любая даже самая незначительная перемена вызывает цепную реакцию живого вещества. Живое вещество, состоящее из химических элементов, является движущей силой круговорота веществ на нашей планете».
- О чем, говориться в этом высказывании?
- Круговороты каких веществ вам известны?
- Итак, тема сегодняшнего урока: "Круговорот углерода в природе и последствия его нарушения" (СЛАЙД)
II. Постановка целей урока.
- Давайте сформулируем цели урока.
Значит, цели урока: (СЛАЙД)
- Выяснить, какие организмы участвуют в круговороте углерода?
- Составить схему процесса круговорота углерода.
- Проследить и уточнить влияние круговорота углерода на окружающую среду.
III. Актуализация знаний.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить программированное графическое задание, которое выявит уровень ваших знаний, необходимых на сегодняшнем уроке. (Индивидуальная работа)
- Возьмите задание №1 из папки информационного материала. (Время выполнения здания 3 минуты.)
- Предлагаю вам произвести взаимоконтроль, … проверить правильность выполнения этого задания по образцу. (СЛАЙД)
Оцените свою работу согласно критериям. Не забывайте баллы вносить в контрольный лист.
- Кто справился с этим заданием без ошибок? Молодцы.
- А кто допустил ошибки? В каком вопросе?
IV. Работа по теме урока.
1) Составление схемы геологического круговорота углерода.
- Давайте с вами выясним, где же в природе находится углерод? Поможет систематизировать ваши знания по данной теме информационная карта задание №2, которую вы должны заполнить, опираясь на данную информацию.
- Предлагаю вам выполнить эту работу в паре. (Время выполнения здания – 3 минуты Работа в микрогруппах - 2 человека.)
2) Проверка (СЛАЙД)
- Проверьте правильность выполнения этого задания. (Взаимоконтроль)
- Оцените свою работу и занесите результат в контрольный лист.
- Кто испытывал затруднение при выполнении этого задания?
3) Физ. пауза. (1 минута)
4) Мы с вами составили круговорот углерода. Какой это вид круговорота? (Геологический).
- А какой круговорот еще существует в природе? (Биологический).
5) Составление схемы биологического круговорота углерода.
- Возьмите задание №3. Покажите на рисунке стрелками движение углерода и укажите процессы, связанные с ним.
- Эту работу вы будете выполнять индивидуально. Есть желающие выполнить это заданием у доски, составив модель биологического круговорота? (2 человека – микрогруппа. Время выполнения задания –
3 минуты.)
- Проверьте правильность выполнения задания. Поможет вам в этом анимация. (СЛАЙД) (Самоконтроль.)
- Оцените свою работу. Занесите полученные балы в контрольный лист.
- Теперь давайте предоставим слово ученикам, для защиты своей работы.
6) Влияние нарушения круговорота углерода на окружающую среду.
- Мы с вами разобрали два вида круговорота углерода. А если круговорот нарушается?
- Что возникает в результате этого нарушения? (Парниковый эффект).
- Какое действие на природу оказывает «парниковый» эффект?
- Как влияет «парниковый» эффект на живые организмы?
V. Творческая работа с применением ИКТ-технологии.
Работа с кейс-пакетами.
- Используя ноутбуки, кейс – пакеты с информационным материалом каждой группе необходимо составить презентацию на тему «Результаты парникового эффекта» (не более 5 слайдов). (Групповая работа. Время на выполнение здания – 5 минуты.)
- Две группы, которые выполнят задание первыми, смогут предоставить свою работу всему классу. (ПРОСМОТР)
- Спасибо за такие интересные мини-пректы.
VI. Закрепление полученных знаний.
- Итак, наш урок подходит к концу и мне хотелось бы узнать, как в жизни вы сможете применить знания, полученные сегодня. Я предлагаю вам решить экологическую задачу-дилемму, задание №4 . (Время на выполнение здания – 2 минуты.)
- Проверьте свою работу. (СЛАЙД) (Самоконтроль)
- Кто в результате решения задачи получил верный ответ: «Вы действовали правильно»? А кому пришлось АЗС закрыть?
- Рекомендую выполнить задание по КИМам на установление последовательности. (Время на выполнение здания – 2 минуты. Индивидуальная работа).
- Проверьте свою работу. (СЛАЙД) (Самоконтроль)
VII. Домашние задание.
- Каждый из вас получит возможность еще раз разобраться с данной темой выполнив д/з: (СЛАЙД)
- повторить §23-24. По содержанию данных параграфов я вам предлагаю составить проблемные вопросы.
- выполнить задание на стр. 255-265 из сборника тематических тестовых заданий «ЕГЭ: шаг за шагом» В.Н. Фросин. Дрофа 2011 г.
VIII. Итог урока.
- Предлагаю вернуться к целям нашего урока. Все ли поставленные цели мы достигли? На какие вопросы вы не получили ответ на сегодняшнем уроке?
- Кого заинтересовала данная тема, предлагаю продолжить ей изучение, выполнив проект на тему «Плюсы и минусы парникового эффекта».