Учебно-воспитательные задачи:
- Сформировать у учащихся понятия "река", "русло", "исток", "устье", "речная система", "пороги", "водопады", "пойма", а также приемы работы описания реки по плану.
- Раскрыть взаимосвязи между рельефом и характером течения рек, используя краеведческий материал.
- Способствовать развитию логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций.
Оборудование:
- Физическая карта мира
- Физическая карта России
- Таблицы по теме "Реки"
Ход урока
Индивидуальные задания по карточкам.
I. Проверка домашнего задания по теме "Гидросфера" в форме игры "Кто быстрее, кто точнее?"
1. Гидросфера - это:
2. Материки - это:
3. Чем отличаются острова от материков?
4. Материк, омываемый водами четырех океанов:
5. Море без берегов, почему так названо?
6. Единица измерения солености.
7. Моря какого океана имеют наименьшую соленость, почему?
8. Каким путем вы бы направили свой корабль от берегов Великобритании в Аравийское море?
9. Планктон - это:
10. Почему Каспийское и Аральское моря относят к озерам?
11. Материковую отмель иначе называют:
12. На какие группы делятся острова по происхождению?
13. Атоллы - это:
14. Почему Гольфстрим называют печкой Европы?
15. Самые высокие приливы в России наблюдаются:
16. Цунами - это:
17. Почему легким английским судам, перевозившим в 18 веке почту из Англии в Америку, требовалось 7 недель, в то время как тяжелые американские, груженые суда из Америки в Англию проходили этот путь за 5 недель?
II. Объяснение новой темы.
- План изучения.
- Значение рек.
- Новые понятия: ""русло", "исток", "устье", "речная система".
- Определение участков течения реки.
- Типы питания рек. Понятия: "половодье", "пойма"
- Отличия равнинных рек от горных. Понятия: "пороги", "водопады".
- Описание реки Енисей по плану.
1. Значение рек.
- Вспомните из истории, почему люди заселяли районы, расположенные вблизи рек? Огромное значение рек в судьбах народов породило особое отношение к ним. Известный историк В. Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: "Русский человек всегда жил с рекой душа в душу, он любил свою реку. На ее берегах он ставил свое жилье, река кормила человека".
Поэтому в разговорную речь вошли такие уважительные слова как: Волга-матушка, Амур-батюшка, Енисей-богатырь, Ока-красавица и др.
2. Новые понятия.
Русло - это углубление, по которому течет река.
Исток - это место, где река берет начало.
- Определите корень в слове исток. (корень - ток, приставка - ис)
- Подберите однокоренные глаголы (течет, истекает, вытекает).
Истоки рек (устанавливают ученики по таблице).
а) родники, например, река Волга.
Поэт Палькин пишет о ней:
Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо
Русская великая река.
б) озеро. Из какого озера вытекает река Ангара?
Учитель: В озеро Байкал впадает 550 рек, а вытекает одна Ангара, "единственная дочь Байкала-старика".
в) болото
Вывод: истоками рек являются: родники, озера, болота.
Учитель: Как образуются реки в горах?
Учащиеся делают вывод.
Учитель: Река течет сотни, тысячи километров и где-то впадает:
Куда впадают реки?
Учитель: По карте атласа определить место впадения Волги, Дона, Конго, Ангары.
Устье - это место, куда впадает река.
Вывод: устьем рек могут быть моря, озера, океаны, реки.
Речная система - это главная река со всеми ее притоками.
Определение по карте правых и левых притоков рек.
- Пользуясь атласом, определить самую длинную реку материков
- Евразия - Обь с Иртышом;
- Африка - Нил;
- Северная Америка - Миссисипи с Миссури;
- Южная Америка - Амазонка;
- Австралия - Муррей с притоком Дарлинг;
Задание: сравнить речную систему Нила и Амазонки, выяснить черты сходства и отличия.
3. Определение участков течения реки по таблице.
- Как вы думаете, в каком из отрезков течения реки более полноводны, почему?
Учитель: Например, ширина реки Волги в нижнем течении более 2 км, ширина Енисея в районе устья около 50 км, поэтому по-эвенкийски Енисей означает "Большая река".
4. Типы питания рек (дождевое, снеговое и ледниковое, подземное).
- Как изменяются типы питания реки Камы по сезонам года?
- Как вы думаете, есть ли на Земле реки, имеющие исключительно дождевое питание, почему?
Прочитайте отрывок из стихотворения Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". О каком природном явлении идет речь?
Половодье - это ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке.
Пойма - это часть речной долины, затопляемая во время половодий.
5. Отличия равнинных рек от горных.
- Чем отличаются равнинные реки от горных?
Пороги - это выходы твердых пород, пересекающих русло.
Водопад образуется в результате падения воды с высокого уступа.
Самые большие водопады.
- Северная Америка - Ниагарский (высота - 51м, самый мощный на Земле).
- Южная Америка - Анхель (высота 1054м, самый высокий на Земле).
- Африка - Виктория (высота - 120 м).
- Россия - Илья Муромец (141 м на одном из Курильских островов).
Задание: определить географические координаты водопадов
- Ниагарский 43 градуса с.ш., 78 градусов з.д.
- Анхель - 7 градусов с.ш., 63 градуса з.д.
- Виктория - 18 градусов ю.ш., 25 градусов в.д.
Учитель: Один из самых красивейших водопадов - Игуасу в Южной Америке состоит из 275 водопадов, в одну секунду падает 12000 тонн воды.
6. Описание реки Енисей.
План описания.
- На каком материке протекает.
- Где начинается (исток).
- Куда впадает (устье).
- Направление течения.
- Питание.
- Характер течения.
Использование в хозяйственной деятельности.
III. Домашнее задание.
- Составить описание рек:
- 1 вариант - Кама,
- 2 вариант - Волга.
- Подготовить дополнительный материал о водопадах.
- Параграф 49 учебника.