Разработка урока по теме "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Сформировать у учащихся понятия "река", "русло", "исток", "устье", "речная система", "пороги", "водопады", "пойма", а также приемы работы описания реки по плану.
  2. Раскрыть взаимосвязи между рельефом и характером течения рек, используя краеведческий материал.
  3. Способствовать развитию логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций.

Оборудование:

  • Физическая карта мира
  • Физическая карта России
  • Таблицы по теме "Реки"

Ход урока

Индивидуальные задания по карточкам.

I. Проверка домашнего задания по теме "Гидросфера" в форме игры "Кто быстрее, кто точнее?"

1. Гидросфера - это:

2. Материки - это:

3. Чем отличаются острова от материков?

4. Материк, омываемый водами четырех океанов:

5. Море без берегов, почему так названо?

6. Единица измерения солености.

7. Моря какого океана имеют наименьшую соленость, почему?

8. Каким путем вы бы направили свой корабль от берегов Великобритании в Аравийское море?

9. Планктон - это:

10. Почему Каспийское и Аральское моря относят к озерам?

11. Материковую отмель иначе называют:

12. На какие группы делятся острова по происхождению?

13. Атоллы - это:

14. Почему Гольфстрим называют печкой Европы?

15. Самые высокие приливы в России наблюдаются:

16. Цунами - это:

17. Почему легким английским судам, перевозившим в 18 веке почту из Англии в Америку, требовалось 7 недель, в то время как тяжелые американские, груженые суда из Америки в Англию проходили этот путь за 5 недель?

II. Объяснение новой темы.

  1. План изучения.
  2. Значение рек.
  3. Новые понятия: ""русло", "исток", "устье", "речная система".
  4. Определение участков течения реки.
  5. Типы питания рек. Понятия: "половодье", "пойма"
  6. Отличия равнинных рек от горных. Понятия: "пороги", "водопады".
  7. Описание реки Енисей по плану.

1. Значение рек.

- Вспомните из истории, почему люди заселяли районы, расположенные вблизи рек? Огромное значение рек в судьбах народов породило особое отношение к ним. Известный историк В. Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: "Русский человек всегда жил с рекой душа в душу, он любил свою реку. На ее берегах он ставил свое жилье, река кормила человека".

Поэтому в разговорную речь вошли такие уважительные слова как: Волга-матушка, Амур-батюшка, Енисей-богатырь, Ока-красавица и др.

2. Новые понятия.

Русло - это углубление, по которому течет река.

Исток - это место, где река берет начало.

- Определите корень в слове исток. (корень - ток, приставка - ис)

- Подберите однокоренные глаголы (течет, истекает, вытекает).

Истоки рек (устанавливают ученики по таблице).

а) родники, например, река Волга.

Поэт Палькин пишет о ней:

Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо
Русская великая река.

б) озеро. Из какого озера вытекает река Ангара?

Учитель: В озеро Байкал впадает 550 рек, а вытекает одна Ангара, "единственная дочь Байкала-старика".

в) болото

Вывод: истоками рек являются: родники, озера, болота.

Учитель: Как образуются реки в горах?

Учащиеся делают вывод.

Учитель: Река течет сотни, тысячи километров и где-то впадает:

Куда впадают реки?

Учитель: По карте атласа определить место впадения Волги, Дона, Конго, Ангары.

Устье - это место, куда впадает река.

Вывод: устьем рек могут быть моря, озера, океаны, реки.

Речная система - это главная река со всеми ее притоками.

Определение по карте правых и левых притоков рек.

- Пользуясь атласом, определить самую длинную реку материков

  • Евразия - Обь с Иртышом;
  • Африка - Нил;
  • Северная Америка - Миссисипи с Миссури;
  • Южная Америка - Амазонка;
  • Австралия - Муррей с притоком Дарлинг;

Задание: сравнить речную систему Нила и Амазонки, выяснить черты сходства и отличия.

3. Определение участков течения реки по таблице.

- Как вы думаете, в каком из отрезков течения реки более полноводны, почему?

Учитель: Например, ширина реки Волги в нижнем течении более 2 км, ширина Енисея в районе устья около 50 км, поэтому по-эвенкийски Енисей означает "Большая река".

4. Типы питания рек (дождевое, снеговое и ледниковое, подземное).

- Как изменяются типы питания реки Камы по сезонам года?

- Как вы думаете, есть ли на Земле реки, имеющие исключительно дождевое питание, почему?

Прочитайте отрывок из стихотворения Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". О каком природном явлении идет речь?

Половодье - это ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке.

Пойма - это часть речной долины, затопляемая во время половодий.

5. Отличия равнинных рек от горных.

- Чем отличаются равнинные реки от горных?

Пороги - это выходы твердых пород, пересекающих русло.

Водопад образуется в результате падения воды с высокого уступа.

Самые большие водопады.

  • Северная Америка - Ниагарский (высота - 51м, самый мощный на Земле).
  • Южная Америка - Анхель (высота 1054м, самый высокий на Земле).
  • Африка - Виктория (высота - 120 м).
  • Россия - Илья Муромец (141 м на одном из Курильских островов).

Задание: определить географические координаты водопадов

  • Ниагарский 43 градуса с.ш., 78 градусов з.д.
  • Анхель - 7 градусов с.ш., 63 градуса з.д.
  • Виктория - 18 градусов ю.ш., 25 градусов в.д.

Учитель: Один из самых красивейших водопадов - Игуасу в Южной Америке состоит из 275 водопадов, в одну секунду падает 12000 тонн воды.

6. Описание реки Енисей.

План описания.

  1. На каком материке протекает.
  2. Где начинается (исток).
  3. Куда впадает (устье).
  4. Направление течения.
  5. Питание.
  6. Характер течения.

Использование в хозяйственной деятельности.

III. Домашнее задание.

- Составить описание рек:

  • 1 вариант - Кама,
  • 2 вариант - Волга.

- Подготовить дополнительный материал о водопадах.

- Параграф 49 учебника.