Цели:
- познакомить студентов с музыкой, живописью, фильмами о космосе, с достижениями в области космонавтики;
- рассказать о роли животных в исследовании космоса;
- показать значимость космоса в жизни и деятельности человека;
- формировать у студентов патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности;
- приобщать студентов к здоровому образу жизни.
Форма проведения: видеожурнал.
Обеспечение мероприятия: мультимедийное оборудование, слайды о космосе, видеоклип о космосе А. Климковсковского, доклады учеников, подборка картин по космической тематике.
Дата проведения: ___________
Ход проведения
I. Вступительное слово ведущего.
II. Слайд-журнал: <Космос - большая мечта и реальное воплощение>
Доклады студентов
|
фото-зарисовки видеоклип А.Климковского картинная галерея А. Леонова фрагмент фильма <Планета обезьян>, мультфильм <Тайны третьей планеты> фото-зарисовки |
III. Слова ведущего
IV. Викторина
V. Заключительное слово ведущего
Слайд 1
Ведущий: Минуло уже почти 50 лет с тех пор, как человечество вступило в космическую эру. Она началась 4 октября 1957 г. (Слайд 2) Именно в этот день миллионы людей услышали из своих радиоприёмников пронзительные сигналы, которые подавал первый искусственный спутник Земли. (Слайд 3) Тогда же и само слово <спутник> обрело новое значение и стало восприниматься прежде всего как наименование космического объекта. (Слайд 4) Пришло время первых дерзких экспериментов по освоению космического пространства, время первых героев, время торжества научной и технической мысли.
(Слайд 5) История космонавтики - это захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами. (Слайд 6) Что же подвигло разные страны с разным общественным и экономическим устройством начать освоение космоса?
(Слайд 7) Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Научные открытия, технические достижения, - всё это говорит о необходимости освоения космического пространства. (Слайд 8) Возможность проникнуть в самые дальние уголки Солнечной системы, увидеть вблизи другие планеты, может быть существ, их населяющих, воодушевляла не только учёных и конструкторов космической техники, но и художников, писателей, поэтов, музыкантов. (Слайд 9) Так появились книги о межзвёздных путешествиях, фильмы о космических войнах, <внеземной> гармонии музыка.
(Слайд 10) Тема нашего сегодняшнего классного часа КОСМОС - большая мечта и реальное воплощение!
Сегодня мы остановимся лишь на некоторых вопросах, (Слайд 11) точнее КОСМОС И ЖИВОТНЫЕ, КОСМОС И МУЗЫКА, КОСМОС И КАРТИНЫ, КОСМОС И ФИЛЬМЫ, КОСМОС И ЧЕЛОВЕК.
(Слайд 12) КОСМОС И ЖИВОТНЫЕ
(Слайд 13) Ведущий: Уже в первые послевоенные годы Сергей Павлович Королёв и его сподвижники были уверены, что полёт человека в космос состоится, и готовились к нему основательно.
(Слайд 14) Ученик 1: Исследования на животных проводились сотрудниками Института авиационной медицины. В конце 40-х гг. XX в. встал вопрос о проведении подобных экспериментов на x животных. Выбор пал на собак, которые и раньше достойно служили науке.
(Слайд 15) Ученик 2: Для экспериментов требовались небольшие собаки весом 6-7 кг, в возрасте от двух до шести лет, с крепким здоровьем, контактные и терпеливые. Попытка использовать породистых собак потерпела полную неудачу. И тогда остановились на беспородных дворняжках.
(Слайд 16) Ученик 1: Собак тренировали на центрифуге, испытывали на вибростенде, готовили к катапультированию.
Сергей Павлович Королёв присутствовал на первом таком запуске, состоявшемся 22 июля 1951 г., где подопытными были Цыган и Дезик.
(Слайд 17) Ученик 2: Американские специалисты приступили к запускам ракет с животными в 1948 г. Первым из высокоорганизованных животных на ракете отправился макака-резус Альберт, однако полёт закончился аварией, и он погиб. Успех к американцам пришёл лишь в 1951 г. Вторыми в СССР в 1960 г. полетели собаки Чайка и Лисичка, но в результате аварии они погибли.
(Слайд 18) Ученик 1: Третьими полетели.- Белка и Стрелка, 19 августа 1960 г., возвратившиеся на Землю и ставшие мировыми знаменитостями. (Слайд 19) Великий русский физиолог И. П. Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности, проводил опыты на животных, в том числе на собаках. (Слайд 20) <Павловским> собакам под Ленинградом поставили памятник. <Космические> собаки не меньше заслуживают памятника.
(Слайд 21) КОСМОС И МУЗЫКА
Ведущий: Минуло больше века, прежде чем человечество научилось управлять одним из крупнейших достижений науки и техники - космическими ракетами. И первый полёт человека в космос стал колоссальным стимулом для создания композиторами совершенно иной музыки. (Слайд 22) Ученик 3: Первые попытки композиторов <освоить> космическое пространство относятся к эпохе романтизма в музыке. Произведения Вагнера, Гофмана, Вебера, Мендельсона были наполнены мотивами окружающей действительности - в них отчётливо звучала тема борьбы человека со своей судьбой, стихией природы и стихией суеверий.
(Слайд 23) Ученик 4: В середине 70-х гг. космической темой заинтересовался француз - Дидье Маруани (группа <Спейс>), прозванный Маленьким принцем космической эры. В 1987 г. Маруани написал первую <космическую> оперу для синтезаторов и хора. Выпущенный альбом очень понравился Михаилу Горбачёву, он пригласил Маруани в Москву и устроил для него встречу с космонавтами. Через две недели диск был доставлен ими на орбиту так< Спейс Опера> стала первым в истории популярной музыки альбомом, который побывал в космосе.
(Слайд 24) Ученик 3:: <Космическая> музыка конца 90-х сильно отличалась от направления. 1998 г. вышел первый альбом Андрея Климковского из большого цикла <Музыка небесных сфер>, а в 1999 г. - <Марсианский концерт>.
(Слайд 25) Ученик 4:...Время не стоит на месте. В конце 90-х гг. направление <космическая> музыка преобразовалось в новые жанры. А в XXI в. продюсеры уже пытаются отправить музыкантов на орбиту в качестве туристов. Об этом, в частности, мечтают американская группа <Эн-Синк> и российская - <На-На>.
(Слайд 26) Ведущий: Просмотрим музыкальный видео клип Андрея Климковского из его альбома <Звездное небо>
(Слайд 27) КОСМОС И КАРТИНЫ
Ведущий: Учёные утверждают, что способность к творчеству, к изображению абстрактного - главное отличие человека от животного.
(Слайд 28) Ученик 5: Человек-художник всегда стремился отобразить и реальный мир, и мир фантазий. И фантастический мир космоса ложится формами на холст и бумагу. (Слайд 29) Эпоха Возрождения отмечена большим количеством картин, передающих космическое мироощущение.
(Слайд 30) Ученик 6: Стучат часы. Проходят дни, пролетают года. Учёные и изобретатели накапливают знания. (Слайд 31) И вот уже не за горами тот день, когда первая ракета вырывается за пределы атмосферы и человечество сможет узнать, что же там, вне границ Земли...
(Слайд 32) Ученик 5: В начале XX в. литовский живописец и композитор М. К. Чюрленис создаёт символические циклы <Знаки Зодиака>, (Слайд 33) <Сотворение мира>, <Соната звёзд> <Соната солнца>. (Слайд 34) Он впервые изобразил Землю из космоса, показав её космическую панораму.
(Слайд 35) Ученик 6: Первым художником-космонавтом стал А. Леонов. (Слайд 36) Он показал: (Слайд 36) закрученные огромные спирали циклонов, (Слайд 36) горные массивы, (Слайд 36) города, (Слайд 36) похожие на тлеющие костры.
(Слайд 37) Ученик 5: Невозможно представить себе космический пейзаж без космической техники. (Слайд 38) Реальная и фантастическая, (Слайд 39) она поражает наше воображение.
(Слайд 40) Ученик 6: Космическая тема в изобразительном искусстве, передаёт наши фантазии. (Слайд 41) Ещё не сбывшиеся или уже воплотившиеся. (Слайд 42) Но они всё равно манят нас своим волшебством.
(Слайд 43) КОСМОС И ФИЛЬМЫ
Ведущий: Конец 60-х гг. XX в. ознаменовался появлением <новой волны> - интересом к фэнтези, конструированию миров, <иной стороне> человеческого подсознания.
(Слайд 44) Ученик 7: С 60-х по 80-х гг. в стране были сняты лучшие фантастические фильмы - <Туманность Андромеды>, (Слайд 45) <Солярис>, <Москва - Кассиопея>, <Отроки во Вселенной>, <Дознание пилота Пиркса> и, наконец, (Слайд 46) <Через тернии к звёздам> - одна из первых отечественных лент, ставшая популярной в западном прокате.
(Слайд 47) Ученик 8: Из произведений западного <космического> кино, можно упомянуть <Планету обезьян> - событие мирового масштаба, известную <Космическую Одиссею 2001 года> (Слайд 48) и сериал <Звёздные войны>, (Слайд 49) ставший буквально символом (Слайд 50) эпохи и (Слайд 51) одним из самых знаменитых.
(Слайд 52) Ведущий: Предлагаю вашему вниманию отрывки из фильма <Планета обезьян> США и мультфильм <Тайны третьей планеты> СССР.
(Слайд 53) КОСМОС И ЧЕЛОВЕК
Ведущий: Во все века человек осознавал себя в единстве с космосом. Менялось всё, возникали и рушились государства, сменяли или порабощали друг друга, разные этнические сообщества, но неизменным осталось одно- представление о тождестве высшего начала, и сродство человека с Вселенной. (Слайд 54) Вот как писал об этом средневековый философ, ученый и поэт аль-Фараби:
Как тяжко дням твои в борьбе.
Земля - привало в твоей судьбе.
Лишь Космос - истинный твой дом -
Ты вечно в нем, а он в тебе.
(Слайд 55) Ученик 9: К настоящему времени космическая деятельность стала обыденностью, хотя степень героизма не уменьшилась. Космонавтика выросла в мощную отрасль общественного производства, опирающуюся на высокие технологии, достижения многих направлений науки, техники. Мировым общественным сознанием стало осмысление всем человечеством глобальных проблем.
(Слайд 56) Ученик 10: Успехи космонавтки позволили людям остро ощутить свою родовую сущность. Космическая миссия состоит в том, чтобы обеспечить всеобщую безопасность и сохранить уникальную природную целостность биосферы. (Слайд 57) Только с развитием космонавтики впервые появилась возможность в глобальном масштабе изучать и наблюдать динамику жизнедеятельности биосферы в целом, исследовать магнито-сферно-ионосферные и гелио-гео-физические связи. Без этого не составить качественный прогноз погоды и климата и не определить их влияние на физическое состояние живых организмов и человека, не предсказать стихийные природные бедствия.
(Слайд 58) Ученик 9: Космонавтика позволила уточнить фигуру нашей планеты и выявить аномалии гравитационного поля Земли. (Слайд 59) Применение исследовательской аппаратуры на орбите дало такие новые сведения о межпланетном пространстве, о Солнце и звёздах, которые невозможно было получить в земных условиях. (Слайд 60) Космонавтика участвует и в решении чисто земных практических задач.
(Слайд 61) Ученик 10: К современникам и к далёким потомкам обращен призыв Циолковского: <Всегда вперёд, не останавливаясь, вперёд. Вселенная принадлежит человеку!>.
(Слайд 62) Ведущий: Обрести крылья, покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, (Слайд 63) проникнуть в тайны микромира и (Слайд 64) бесконечной Вселенной оставалось (Слайд 65) сокровенной мечтой человека во все исторические эпохи. (Слайд 66) Константин Эдуардович Циолковский, утверждал, что Земля - колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели!
(Слайд 67) Есть люди, которым мечта (Слайд 68) прикоснуться к опасному и манящему (Слайд 69) к себе космосу -(Слайд 70) помогла проложить (Слайд 71) свой путь на орбиту. (Слайд 72) Однако заработать право (Слайд 73) именоваться космонавтом (Слайд 74) и астронавтом совсем нелегко. (Слайд 75) Нужны и долгая (Слайд 76) научная и техническая подготовка, (Слайд 77) и изнурительные тренировки, (Слайд 78) и, конечно же, (Слайд 79) отменное здоровье. (Слайд 80)
(Слайд 81) Космонавтика прочно вошла в нашу жизнь. (Слайд 82) Мы ежедневно пользуемся её плодами, не задумываясь о том, (Слайд 83) какое огромное число научных открытий и технических достижений стоит за ними. (Слайд 84) Спутники позволяют мгновенно связаться с любой точкой планеты, смотреть телевизионные программы десятков стран, (Слайд 85) система космической навигации помогает автомобилистам избежать пробок в больших городах, (Слайд 86) прогнозирование погоды не обходится ныне без снимков Земли из космоса, (Слайд 87) и даже обычные застёжки-липучки тоже продукт космических технологий.
(Слайд 88) ВИКТОРИНА
Великий русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, проводил опыты на животных, в том числе на собаках.
(Ответ: И. П. Павлов)
(Слайд 89) Как звали первого высокоорганизованного животного, отправившегося в космос, который, к сожалению, погиб (1948 г.)
(Ответ: макака-резус Альберт)
(Слайд 90) Кто написал масштабный музыкальный проект <Спейс Опера>, который впервые побывал в космосе?
(Ответ: Дидье Маруани (группа <Спейс>))
(Слайд 91) Какая российская группа мечтает побывать в космосе?
(Ответ: группа На-на)
(Слайд 92) Литовский живописец и композитор, который создал символические циклы <Знаки Зодиака>, <Сотворение мира>, <Соната звёзд> <Соната солнца>. Он впервые изобразил Землю из космоса, показав её космическую панораму.
(Ответ: М. К. Чюрленис)
(Слайд 93) Создатель прекрасной картинной галереи.
(Ответ: Алексей Леонов)
(Слайд 94) Символ эпохи 20 века самый знаменитый фильм Америки.
(Ответ: <Звездные войны>)
(Слайд 95) Назовите любой отечественный фантастический фильм.
(Ответ: <Туманность Андромеды>, <Солярис>, <Москва - Кассиопея>, <Отроки во Вселенной>, <Дознание пилота Пиркса>, <Через тернии к звёздам>)
(Слайд 96) Значимость космонавтики в нашей жизни.
(Космонавтика выросла в специфическую и мощную отрасль общественного производства, опирающуюся на высокие технологии и последние достижения многих направлений науки, техники и промышленного производства. Само понятие <космонавтика> в наши дни значительно расширилось: под ней стали понимать программно-целевую совокупную деятельность человечества по освоению мирового пространства. Она знаменует качественный скачок в науке, технике и соответственно в производстве, в теории и практике взаимодействия людей с окружающим миром. Ядром же нового мирового общественного сознания стало осмысление всем человечеством глобальных проблем.)
(Слайд 97) Для чего нужны спутники?
(Ответ: Спутники позволяют мгновенно связаться с любой точкой планеты, смотреть телевизионные программы десятков стран, система космической навигации помогает автомобилистам избежать пробок в больших городах, прогнозирование погоды не обходится ныне без снимков Земли из космоса, и даже обычные застёжки-липучки тоже продукт космических технологий.)
(Слайд 98) Одно из самых частых использований космических технологий в быту.
(Ответ: обычные застёжки-липучки - продукт космических технологий )
(Слайд 99) Кого же берут в космонавты?
(Будущим космонавтам необходима долгая научная и техническая подготовка, и изнурительные тренировки, и, конечно же, отменное здоровье)
(Слайд 100) Кто сказал эти слова: <Земля - колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели!>
(Константин Эдуардович Циолковский )
Ведущий: Ребят, набравшим большее количество бонусов, наградим призами.