Цели урока:
Образовательные:
- Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года.
- Раскрыть сущность и значение стратегических решений, принимаемых командованием русской армией.
- Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из важнейших вех отечественной истории.
- Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать представление об участии наших земляков в войне 1812 года.
Развивающие:
- Подвести учащихся к пониманию того, почему эта война стала для русского народа «Отечественной»
- Развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять на основе работы с текстом учебника, историческими источниками.
- Развитие речи, эмоций.
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.
- Воспитание чувства гордости за свою Родину, за наших земляков – участников этой войны.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок-мозговой штурм.
Оборудование:
- Информационные карточки.
- Исторические источники:
- Тарле Е.В. «Нашествие Наполеона на Россию»;
- Биографический очерк А.С. Трачевского «Наполеон. Его жизнь и государственная деятельность».
- Дополнительная литература:
- Раковский Л. «Кутузов»;
- Курбатов А.Ф., Полубояринов Е.В. «Саратовский край»;Шкода К. «Город Энгельс»,материалы рабочей папки, пункт – Вклад наших земляков в победу в Отечественной войне 1812 г. (Приложение 2)
- Презентация (Приложение 1)
- Плакат-символ
- Музыкальное сопровождение (Солдатские песни времен Отечественной войны в исполнении хора Валаамского монастыря «Наполеон», «Донцы-молоцы»).
- Фрагмент художественного фильма «Война и мир».
Основные понятия: Отечественная война, партизанское движение, флеши, ополчение, стратегия.
План урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание, мотивация.
- Актуализация ранее изученного материала.
- Усвоение нового материала.
- Осознание и осмысление (первичное закрепление).
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
І. Организационный момент |
Преподаватель определяет готовность учащихся к уроку, создает положительный настрой на урок. |
Проверяют оформление рабочего места. Концентрируют внимание. |
ІІ. Целеполагание, мотивация | Вступительное слово учителя. Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о них. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому, что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня с вами будем говорить. Эпиграф: «Настал 1812 год, памятный каждому русскому, тяжкий потерями, знаменитый славою в роды родов». А.П. Ермолов (Приложение 1, слайд 1, 2) Итак, тема нашего урока «Отечественная война 1812 года» На уроке мы определим цели воюющих сторон, характер войны, познакомимся с основными событиями и главными действующими лицами. Помогут нам в этом исторические источники: военно-исторические очерки, высказывания очевидцев событий. Учитель предлагает проблемное задание: – Определить смысловое значение данного символа (На плакате рука, крепко сжимающая дубину). (Вернуться в конце урока). |
Учащиеся слушают учителя, записывают тему урока в тетради. |
ІІІ. Актуализация ранее изученного материала | 1. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: Какие внешнеполитические события предшествовали вторжению Наполеона в Россию? Вывод: В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокрушительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений. 2. Проверка опережающего задания (изучение фрагмента военно-исторического очерка Е.В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию 1812 г.») Вопросы:
|
Учащиеся отвечают на вопрос, дополняют друг друга.
Учащиеся зачитывают подготовленные ответы. |
ІV. Усвоение нового материала. | 3. Изложение нового материала. Итак, 12 июня армия Наполеона вторглась в пределы России. «Великая армия», так называли 600-тысячную военную армаду Наполеона, начала движение по просторам Российской империи. Передовые русские полки 1-ой армии стояли в 100 км. восточнее, под Вильно. Никто не спешил дать ему генеральное сражение. С самого начала война приобрела длительный, маневренный характер, уводящий наполеоновскую армию в глубь России. Из трех возможных направлений, которые рассматривал Наполеон, на Петербург, Киев и Москву – он выбрал Московское. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце». Русское командование не имело точных сведений о направлении его основного удара, поэтому войска были раздроблены. Общая численность русских войск, размещенных на западной границе, составляла 240 тысяч человек. (Прослушивание музыкального франмента) 4. Организация исследовательской деятельности учащихся в группах по отдельным направлениям. Представление исследовательских групп, объяснение их названий. (Приложение 1, слайд 4) Направления деятельности. (Группы 1, 2, 3)
(Группа 4) (Использует Приложение 2)
5. Учитель. (На фоне фрагмента из фильма «Война и мир» об отступлении французов) Из отрывка биографического очерка историка Александра Семеновича Трачевского «Наполеон. Его жизнь и государственная деятельность» : «Началось беспримерное отступление «великой армии», за которой по пятам следовал Кутузов, а по бокам – Чичагов и Вингенштейн. Всюду кружились казаки. Северный ветер поднимал непроглядные вьюги : ударили морозы. Полунагие французы, питавшиеся мукой да сырой кониной, коченели сотнями. Многие сходили с ума. От «великой армии» осталось всего 1 тыс. человек, если не считать безоружных, добравшихся до Немана». Итак, французская армия переправившись через Неман, покинула пределы России. 31 декабря 1812 года Александр І подписал Манифест об окончании войны. Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою. Император Александр I. Война закончилась. 1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания.
|
Учащиеся работают в исследовательских группах. Объясняют названия своих групп, подготовленные дома. Возможные названия: – «Арьергард»; – « Кавалергарды»; – « Гренадеры», – «Артиллеристы». Учащиеся изучают текст учебника, работают с историческими документами Отвечают на вопросы. Просматривают слайды. Записывают даты основных событий войны. |
V. Осознание и осмысление.(Первичное закрепление) |
Вопрос к учащимся: Скажите, почему эта война вошла в историю как Отечественная? Определите смысловое значение данного образа (ладонь, крепко сжимающая дубину). Учитель. Отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир»: «…дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Участники событий 1812 года – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Возможно, предлагают свои образы Отечественной войны. |
VІ. Домашнее задание. |
Написать репортаж о любом событии Отечественной войны 1812 года. |
|
VІІ. Подведение итогов урока. |
Определение самых активных учащихся. Выставление оценок. |