Цели:
- Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.
- Повторить с учащимися мягкость согласных, и как она обозначается. Вспомнить правило правописания ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ и др.
- Вспомнить, что такое фонетика, и что она изучает звуки и буквы.
- Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Оборудование: слово учителя, вспомогательная запись на доске, иллюстрации, схемы-таблицы, тетради для опорных сигналов, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
1. Орфографическая диктовка:
Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщ, деньки, речка, гвоздик.
2. Вопросы:
- Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
- Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: ЧК, ЩН, РЩ?
- Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
- Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
- Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)
- Что же изучает фонетика?
- Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
- Какие звуки вы знаете? На какие звуки подразделяются гласные и согласные?
- А какие буквы звуков не обозначают? (Ъ, Ь)
Учитель: Значит, бывает и такое, что в словах звуков бывает меньше, чем букв. Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают.
Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков?
Местность, пеньки, рожь, солнце.
III. Объяснение нового материала.
1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Таблица 1
Мера- м’ [Э] ра
Полет-пол’[О] т
Клюв- кл’[У] в
Сяду- с’ [ А] ду
Вопросы к таблице 1:
- Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После согласных)
- Обратите внимание на транскрипции. Сколько и какие звуки они обозначают?
- После каких согласных они стоят? (После мягких)
- Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (После согласных)
Учитель: Рассмотрим таблицу 2.
Таблица 2
Ем-[й’Э]м
Елка-[й’О]лка
Юла-[й’У]ла
Яма-[й’А]мА
Вопросы к таблице 2:
- Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (В начале слова)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
Учитель: А теперь обратимся к таблице 3.
Таблица 3
Боец- бо[й’ Э]ц
Прием-при[й’О]м
Каюта-ка[й’У]та
Стоят-сто[й’А}т
Вопросы к таблице 3:
- Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
Учитель: Обратимся к примерам таблицы 4.
Таблица 4
Отъезд-отъ[й’Э]зд
Съемка-съ[й’О]кА
Вьюга-вь[й’У]га
Обезьяна-обезь[й’А]на
Вопросы к таблице 4:
- Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После Ъ и Ь знаков)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, когда еще буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука?
Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.
2. Работа в тетрадях для опорных сигналов (ОС). Составление таблицы-схемы.
Таблица-схема №1
Учитель: Прежде чем заполнить таблицу-схему №1 примерами, проделаем такую работу: я буду показывать вам картинки с названиями предметов, а вы соответственно стрелкам таблицы будете заполнять примерами. Предупреждаю, будьте внимательны!
Рисунки см. в презентации (слайды 2–11).
Учитель: Проверяем написанное.
Вопрос: А почему вы не записали в таблицу-схему такие примеры, как: лягушка, тюльпаны, лев?
Учитель: А теперь, ребята, чертим таблицу-схему №2.
Таблица-схема №2
IV. Закрепление.
1. Игра «Кто быстрее?» (у доски два мальчика и две девочки)
Задание: записать слова, определить, сколько букв и сколько звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Поезд, каюта, ель, тюк, люк, подъезд, льют, як, маяк.
2. Упражнение – загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)
3. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Карточка с заданием
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
Учитель: А теперь сверим ваши записи с записями на доске и исправим ошибки.
4. Самостоятельное выполнение упражнений по учебнику.
5. Проверка.
V. Итог урока.
Вопросы:
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
Оценки за урок. Поощрение.
VI. Домашнее задание.