Дидактическая цель: Создать условия для усвоения знаний через исследовательскую работу.
Задачи:
- Научить по внешним признакам отличать химические явления от физических явлений.
- Развить у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности.
Оборудование и реактивы: Слайды презентации (Приложение 1), мультимедиа, карточки; растворы сульфата меди(II), гидроксида натрия, хлорида железа(III), хлорида бария, сульфата натрия; дихромат аммония, вода, соляная кислота, карбонат кальция, роданид аммония; негашёная известь, поваренная соль, спички, пробирки, огнеупорная пластина, штативы для пробирок, держалки для пробирок, спиртовка.
Эпиграф к уроку: «Чтобы познать, нужно наблюдать».
Ход урока
В природе происходят явления двоякого рода – физические и химические. Вам они известны из курса физики. Эти два явления можно отличить друг от друга. Но для этого нужно знать, чем химические явления отличаются от физических явлений.
Демонстрация опыта:
В первой пробирке находится поваренная соль – хлорид натрия, во второй пробирке – негашёная известь – оксид кальция. В обе пробирки приливаю воду.
В первой пробирке видимых изменений не произошло, потому что идёт процесс растворения – физическое явление, а во второй пробирке идёт выделение газа и тепла – это химическое явление).
Чем отличается физическое явление от химического явления?
Химические явления отличаются от физических тем, что в результате их образуется новое вещество. Химические явления происходят благодаря химическим реакциям.
В ходе химической реакции возникают новые вещества, отличающиеся от исходных веществ. Потому-то химические явления сопровождаются различными изменениями или внешними признаками.
Итак, тема нашего урока: «Признаки химических реакций».
(Демонстрация слайда №1) (см. Приложение 1)
Какова же будет цель нашего урока? Научиться по внешним признакам отличать химические явления от физических явлений. Обратите внимание на эпиграф урока «Чтобы познать, нужно наблюдать».
(Демонстрация слайда №2)
Для достижения цели нашего урока мы с вами проведём исследовательскую работу, разобьёмся на 4 группы, каждая группа будет проводить своё исследование, а потом объяснять, что проделали и что наблюдали.
А чтобы вы правильно выполнили химический эксперимент, я вас познакомлю с правилами обращения с химическими веществами.
(Демонстрация слайда №3)
- Перед работой с незнакомым веществом постарайтесь узнать: не опасно ли оно, а затем приступайте к работе с ним.
(Демонстрация слайда №4)
- Нельзя вещества пробовать на вкус!
(Демонстрация слайда №5)
- Каждое вещество должно быть чистым, т. е. в вещество не должны попасть частицы другого вещества. Для каждого раствора есть своя пипетка.
(Демонстрация слайда №6)
- Газы и летучие вещества нужно нюхать осторожно, направляя струю газа лёгкими взмахами руки к носу.
(Демонстрация слайда №7)
- Нагревать вещества в стеклянной посуде нужно осторожно. Пробирку прогревают по всей длине, чтобы она не лопнула.
(Демонстрация слайда №8)
- Работать нужно аккуратно, не проливая и не разбрызгивая растворы.
- Наливать в пробирку вещество должен тот, кто держит пробирку в руке.
Демонстрация опыта: горение дихромата аммония.
(Демонстрация слайда №9)
Экспериментальные задания
Первая группа
В пробирку налейте немного раствора медного купороса (CuSO4), отметьте его цвет. Теперь добавьте в пробирку раствор щёлочи (NaOH).
Что наблюдаете?
(Демонстрация слайда №10)
Вторая группа
В пробирку налейте немного раствора карбоната натрия (Na2CO3), потом добавьте осторожно раствор соляной кислоты (HCl).
Что наблюдаете?
(Демонстрация слайда №11)
Третья группа
В пробирку налейте немного раствора хлорида железа (FeCL3), отметьте его цвет. Теперь добавьте немного раствора роданида аммония (NH4SCN). Что вы наблюдаете?
(Демонстрация слайда №12)
Четвёртая группа
Возьмите пробирку, с находящимся в ней осадком и осторожно прилейте немного раствора соляной кислоты (HCl). Что наблюдаете?
(Демонстрация слайда №13)
Каждая группа отчитывается и делает вывод по своей работе.
(Отчёт каждой группы сопровождается демонстрацией сладов №10, 11, 12, 13, демонстрационный опыт, слайд №9).
Из наблюдений за проведёнными опытами можно сделать вывод: Химические реакции сопровождаются образованием осадка, выделением газа, изменением цвета, выделением теплоты, растворением осадка.
(Демонстрация слайда №14)
Дома вы можете провести эксперимент: Растворите немного лимонной кислоты в воде (полчайной ложки в 100 мл воды). Опустите в полученный раствор кусочек мела. Какие признаки вы наблюдали в ходе проведённых реакций? После опытов тщательно вымойте посуду.