Цель : Рассказать о цвете и его значении в жизни человека ; развивать творческие способности ; воспитать умение видеть прекрасное в повседневной жизни.
Оборудование : Мультимедийный проектор, экран, карточки.
Ход занятия
1. Вступительная лекция
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает.
По исследованиям ученых человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой - становится нормальным а в синей - замедляется.
Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Возраст тоже сказывается на цветовосприятии: до 20-25 оно возрастает, затем постепенно снижается. Таким образом, цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние.
2. Беседа
- Назовите пожалуйста Ваш любимый цвет? (…)
- Вы знаете, что он обозначает?(…)(про цвет)
- А какой цвет влияет на ваше настроение? (…) (про цвет)
- Как ваше имя ? Как вы думаете, какого цвета ваше имя?
Цвета
- белый —является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
- черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
- серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира.
- красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм.
- коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям.
- желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.
- синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности ; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете.
- зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.
- оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.
- розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.
- фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости
3. Сейчас я предлагаю провести вам небольшое исследование «Цвет имени», где вы узнаете какого цвета Ваше имя и некоторые особенности вашей личности.
(объясняю по слайду «Определи цвет имени своего» ,
- Поднимите руки у кого цвет имени красный?
- Я попрошу Вас… (зачитывают значения)
4. Работа в парах. (выборочно)
- Вы получили результаты исследования и теперь каждый из вас знает какого цвета ваше имя, а сейчас мы проведем творческую минутку ,работая в парах. На экране (слайд С ) ключевые слова , характеризующие ваше имя по цвету.
- Вы находите в таблице цвет своего соседа и его ключевые слова.
Задание:
Составьте мини рассказ о своем соседе, используя эти слова.
- Послушаем , что у Вас получилось.
- Вам понравилось? Вот как интересно можно исследовать каждое имя с помощью цвета и узнать о себе и о окружающих вас людях.
5. Предлагаю поработать в группах.
Задания для групп на слайде
1 группа. В названиях, каких художественных произведений присутствует цвет. («Белый Бим, черное ухо» , «Красное и Черное»- Стендаль; Сказки Братьев Гримм «Золотой гусь» , «Синяя свечка», «Золотой ключик» Алексей Ник. Толстой, «Белый пудель» А.И. Куприн)
2 группа. Исполните строки из песен, в которых говорится о цвете.( «В траве сидел кузнечик»; «Оранжевая мама», «Черный кот»)
3 группа. Назовите фамилии известных людей, которые звучат как цвет. (Саша Черный, Александр Беляев – писатель фантаст )
- Вы, каждый в своей группе выполняли задание , связанные с цветом. Эти задания показывают , что цвет присутствует в нашей жизни повсеместно.
6. - Сейчас я проведу тест на ваше внимание «Запомни по цвету»
Задание
- Вашему вниманию поочередно будет предложено 3 рисунка с интервалом в 3 секунды
- На слайде - геометрическая фигура, состоящая из 5 квадратов, каждый из которых имеет свой цвет. За 3 секунды , вы должны запомнить их точное расположение и воспроизвести на бумаге : фигуру и цвета. (до слайда)
- На следующем слайде – вы увидите дерево. За 3 секунды должны запомнить сколько листьев зелёного цвета.
- На экране вам будет предложены треугольники разного цвета. За это же время определите не обозначая количество треугольников, треугольников какого цвета больше (Например: из 20:4 красных, 5 желтых,6 оранжевых, 5 розовых)
- Проведем самопроверку. Посмотрите на экран и проверьте себя.
- Проверьте 1 задание, 2 задание и 3 задание
- Поднимите руки у кого нет ошибок ?
- Вы очень внимательные люди и хорошо чувствуете цвет
- У кого 1-2 ошибки? Вы менее внимательны.
7. Рефлексия.
- Что нового для себя сегодня узнали ?
- Я хочу вас поблагодарить за активную работу, за помощь мне и на память раздать памятки о цвете Вашего имени. (раздаю)