Пальчиковые игры – это прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей (младшего возраста 3–7 лет). Это эффективно влияет на общее развитие ребенка и, особенно, на улучшение речи. Пальчиковые игры помогают ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности. Наиболее ярко здесь проявляется индивидуальное своеобразие природных задатков детей.
Пальчиковые игры являются также одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, в который вовлекается ребенок во время игры. Игры объединяют ребенка с близкими ему людьми: сидят дома, в тишине, два родных существа в наше суетное время, играя пальчиками. Дети понимают маму, а мама – детей, растет их духовная связь.
Игры дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д.
В этой методической разработке объединено два направления в развитии мелкой моторики через пальчиковые игры.
Это – художественное конструирование на уроках технического творчества и работа через слово, движения и музыку. На уроках художественного конструирования дети развивают художественный вкус, учатся создавать интересные формы, развивают фантазию, индивидуальность мышления и творческие способности. На уроках художественного конструирования дети сами с помощью педагога делают кукол-персонажей к пальчиковым играм, создают яркие, самобытные образы, которые помогают в работе на уроках музыки, эмоционально раскрепощают детей, помогают в укреплении речевого аппарата, развития слухового навыка.
Игровые песни интересны детям, развитие детей идет быстрее и интереснее. В учении создается атмосфера доброжелательности, любви и яркого действия, легче усваивается иностранный язык.
Цели в работе над пальчиковыми играми:
- Развитие мелкой моторики через художественное конструирование и через слово, движение и музыку.
- Развитие факторов креативности (фантазии, изобретательности, оригинальности, многовариантности).
- Развитие внимания, чувства партнерства, умения слушать и слышать.
- Развитие четкого, ясного произношения словесного текста.
- Изучение начального курса разговорного иностранного языка.
Примеры пальчиковых игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, приёмы изготовления персонажей для игр представлены в Приложении 1.
Литература:
- И.Э.Сафарова. Игры для организации пианистических движений.– Екатеринбург, 1994 г.
- И.Г. Галянт. Программа "Орфей". – Челябинск.
- Т. Боровик, Т.Манина. Запевай. – Минск, 1996 г.
- Л. Майорова. Книга полезных советов. М.: "Малыш", 1989 г.
- М.В. Быкова, О.М. Гончарова. Уроки трудового обучения. Первый класс. Издание второе. Пособие для учителей.– М.: Просвещение,1979 г.